РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Гонтарь О.Э. Дело № 7А-91/2016
Р Е Ш Е Н И Е
10 марта 2016 года г. Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи – Струковой А.А.
при секретаре – Близнюк Н.Г.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по жалобе Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области на решение судьи Ленинградского районного суда г.Калининграда от 30 сентября 2015 года, которым отменено постановление руководителя (директора) Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области от 2 июля 2015 года № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении директора МО «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. и производство по делу об административном правонарушении прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителей Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области – Гриценко М.Ю. и Курочкина В.Н., поддержавших жалобу, возражения представителей директора МП «Калининградтеплосеть» - Куровского Э.Н. – Семенович И.В. и Сулеймановой Н.Ш., полагавших решение законным и обоснованным, исследовав материалы дела, суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением руководителя (директора) Службы по регулированию цен и тарифов Калининградской области от 2 июля 2015 года № директору МО «Калининградтеплосеть» Куровскому Э.Н. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, выразившегося в том, что в период времени с 2014 года до марта 2015 года включительно Куровский Э.Н. допустил нарушение требований законодательства о ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике путем оказания МП «Калининградтеплосеть» услуг по электроснабжению по тарифам, не установленным органом государственного регулирования, применив, в частности в марте 2015 года при расчетах с потребительским гаражным кооперативом «Ч.» не тариф, установленный Службой для населения и приравненных к нему категорий потребителей в размере 3,38 руб./кВт.ч, а произвольно установленную цену в размере <данные изъяты> руб./кВт.ч.
В жалобе на указанное постановление директор МО «Калининградтеплосеть» Куровский Э.Н. просил его отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что МП «Калининградтеплосеть» не осуществляет регулируемой деятельности в области электроэнергетики, договорные отношения с потребительским гаражным кооперативом «Ч.» прекращены с момента исключения последнего из ЕГРЮЛ с 17 августа 2006 года, в связи с чем фактическая взысканная МП «Калининградтеплосеть» стоимость электрической энергии, оплаченной МП «Калининградтеплосеть» поставщику ОАО «С.», но потребленной третьими лицами (субабонентами), является платой предприятию за неосновательное обогащение.
Судьей вынесено решение, изложенное выше.
В жалобе на судебное решение Служба по регулированию цен и тарифов Калининградской области ставит вопрос об его отмене, ссылаясь на ошибочность выводов судьи о том, что МП «Калининградтеплосеть» не является гарантирующим поставщиком электрической энергии, энергоснабжающей организацией или сетевой организацией, транзитная передача предприятием электрической энергии третьему лицу через присоединенную сеть носила разовый характер и вследствие этого ни МП «Калининградтеплосеть», ни его руководитель Куровский Э.Н. не являются субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ. Кроме того, Служба критикует изложенные в решении суждения о том, что в связи с признанием потребительского гаражного кооператива «Ч.» прекратившим свою деятельность в порядке п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 17 августа 2006 года договорные отношения между кооперативом и МП «Калининградтеплосеть» в правовом смысле отсутствовали, наличие договорных отношений предприятия с иными третьими лицами по транзиту электрической энергии через присоединенную сеть не установлено, в связи с чем весь объем получаемый в указанный период времени от ОАО «С.» электроэнергии следует расценить как собственное потребление МП «Калининградтеплосеть».
Проверив законность и обоснованность решения судьи от 30 сентября 2015 года, суд находит его подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 3 ст.30.9, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления (решения) и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Такие процессуальные нарушения допущены судьей по настоящему делу.
Одним из принципов законодательства об административных правонарушениях является обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением (ст. 1.6 КоАП РФ).
На основании ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Отменяя постановление по настоящему делу об административном правонарушении и прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения по вышеизложенным мотивам, судья не учел нормы специального законодательства о порядке ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и не дал надлежащей правовой оценки имеющимся в деле доказательствам поставки муниципальным предприятием «Калининградтеплосеть» электрической энергии субабонентам в 2014-2015 г.г. по неустановленным тарифам, что повлекло за собой неправомерность вывода судьи о том, что МП «Калининградтеплосеть» не является организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной Службой выездной плановой проверки было установлено, что электроснабжение энергопринимающих устройств МП «Калининградтеплосеть» в 2015 году осуществлялось в соответствии с договором энергоснабжения от 01.10.2011 г. №, заключенным с ОАО «С.». В соответствии с названным договором ОАО «С.» подавало предприятию электрическую энергию и мощность по линиям электропередачи, указанным в актах разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, а предприятие принимало и оплачивало потребленную электрическую энергию и договорную мощность. Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон (приложениями к данному договору) в ведении МП «Калининградтеплосеть» находится электросетевое оборудование.
МП «Калининградтелосеть», в свою очередь, заключило договор на пользование электрической энергией от 10.11.2003 г. с гаражным кооперативом «Ч.» (Субабонент), согласно которому взяло на себя обязательства через присоединенную сеть подавать электроэнергию Субабоненту, а последний - принимать и оплачивать потребленную электроэнергию. В соответствии с указанными договорами отпускаемая кооперативу электроэнергия должна оплачиваться по действующим тарифам.
Согласно актам разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, являющегося приложением к указанному договору на пользование электрической энергии, энергопринимающее устройство гаражного кооперативом «Ч.» присоединено к электросетевому оборудованию МП «Калининградтеплосеть».
Энергоснабжение объектов Субабонента (гаражного кооператива) осуществлялось в результате передачи электрической энергии по электрическим сетям МП «Калининградтеплосеть».
Показания прибора учёта потреблённой электроэнергии гаражного кооператива «Ч.» были предоставлены в МП «Калининградтеплосеть» за период с мая 2014 года по март 2015 года включительно, тогда же между сторонами были подписаны акт выполненных работ по факту отпуска электроэнергии и акт сверки взаимных расчётов за период с 01.01.2014 г. по 24.05.2015 г.
При расчётах с гаражным кооперативом за потреблённую им электроэнергию предприятие в марте 2015 года применило не тариф на электрическую энергию, установленный Службой для населения и приравненных к ней категорий потребителей, к которым относятся и потребительские кооперативы граждан (в размере 3,38 руб./кВт.ч на первое полугодие), а цену в размере <данные изъяты> руб./кВт.ч, установленную ОАО «С.» для самого МП «Калининградтеплосеть».
Однако в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях должны применяться тарифы, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Согласно ст. 23 Федерального закона № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При государственном регулировании должен соблюдаться основной принцип определения экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов).
В соответствии с перечнем территорий, которые объединены в неценовые зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, определенным Приложением № 2 к Правилам оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденным постановлением Правительства РФ № 1172 от 27 декабря 2010 года, территория Калининградской области отнесена к неценовым зонам.
Согласно п. 107 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 года, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в неценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия подается потребителям по ценам, определяемым в соответствии с правилами определения цен (тарифов) на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, исходя из регулируемых тарифов, установленных для соответствующей категории потребителей, и фактического объема потребления (покупки) электрической энергии и (или) мощности этого потребителя.
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением правительства РФ № 1178 от 29 декабря 2011 года, в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входят, в том числе, цены (тарифы) и предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В силу приложения № 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике потребительские кооперативы приравнены к населению.
Как предусмотрено п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года, собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
В нарушение приведенных требований закона и п.п. 11,18 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утвержденных постановлением Правительства РФ № 1178 от 29 декабря 2011 года, директор МП «Калининградтеплосеть» не обращался в Службу за установлением соответствующих тарифов, допустив осуществление МП «Калининградтеплосеть» регулируемой деятельности по энергоснабжению третьих лиц по тарифам, не установленным Службой.
При этом факт передачи электрической энергии предприятием третьим лицам, как ошибочно указал судья в решении, не являлся единичным.
В материалах дела имеются доказательства поставки МП «Калининградтеплосеть» электрической энергии ряду коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей.
То обстоятельство, что МП «Калининградтеплосеть» действительно не является сетевой организацией или гарантирующим поставщиком электрической энергии, не освобождает МП «Калининградтеплосеть» как собственника электросетевого хозяйства от обязанности по установлению тарифов при поставках электрической энергии третьим лицам в силу прямого указания п. 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг.
Признание потребительского гаражного кооператива «Ч.» прекратившим свою деятельность в порядке п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с 17 августа 2006 года не свидетельствует о том, что весь объем получаемой от ОАО «С.» электрической энергии можно расценить как собственное потребление МП «Калининградтеплосеть» и основание освобождения от исполнения обязанности по установлению тарифа при том, что имели место фактические поставки МП «Калининградтеплосеть» электрической энергии третьим лицам, в том числе потребительскому гаражному кооперативу «Ч.», и осуществления в связи с этим расчетов за потребленную третьими лицами электрическую энергию по неустановленным ценам (тарифам).
Применительно к вопросу о виновности в совершении вышеописанного административного правонарушения непосредственно директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. заслуживают внимания доводы Службы о том, что все ранее поступившие в Службу заявления и предложения об установлении цен (тарифов) подписаны именно Куровским Э.Н., а не иным работником МП «Калининградтеплосети».
Доказательств наличия объективных препятствий, находящихся вне сферы контроля директора предприятия, для исполнения его обязанности соблюдать установленный порядок ценообразования, в деле не имеется.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истек как на момент вынесения оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении, так и на момент рассмотрения жалобы на судебное решение (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
С учетом изложенного решение судьи от 30 сентября 2015 года подлежит отмене с возвращением жалобы директора МП «Калининградтеплосеть» Куровского Э.Н. на постановление по делу об административном правонарушении на новое рассмотрение в тот же суд.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 2 ░░░░ 2015 ░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░