УИД: 91RS0№-31
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2024 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
ответчика ФИО2,
ответчика ФИО1,
с участием представителя ответчиков–адвоката ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Муниципального унитарного предприятия «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство», третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Инспекция по жилищному надзору Республики Крым, <адрес> Республики Крым, Администрация Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ», о понуждении к выполнению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство» (далее по тексту –МУП «Лениновское МЖКХ») обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО1, в котором, уточнив исковые требования, просит обязать ответчиков демонтировать 3 козырька и 3 видеокамеры с фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, а также взыскать с них судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что между МУП «Лениновское МЖКХ» и представителем собственников многоквартирного дома по адресу: <адрес>, заключен договор «17-Д/23 от ДД.ММ.ГГГГ на управление МКД (далее по тексту –Договор). В соответствии с п. 2.3.3 Договора Заказчик обязан выполнять предусмотренные действующим законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования, а также правила пользования жилыми помещениями, утвержденными действующим законодательством РФ. В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту-ГК РФ), собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения и несущие конструкции дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более оной квартиры. Согласно пп. «а» п.2 раздела 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества включаются ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, включая фундамент, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны их ограждающие конструкции. В силу ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения в изменение в технический паспорт жилого помещения. В соответствии с ч.2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство или перепланировка невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, перепланировку или переустройство должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым по результатам внеплановой выездной проверки установлено нарушение требований жилищного и гражданского законодательства, выдано предписание № по многоквартирному дому по <адрес> о принятии мер к собственникам <адрес> по демонтажу козырьков и видеокамер с фасада МКД. Проектной документацией данного многоквартирного дома козырек предусмотрен не был, разрешения на ввод в эксплуатацию не имеется. Собственниками <адрес> по адресу: <адрес>, ФИО2 и ФИО1 данные объекты установлены самовольно, реконструкция жилого помещения произведена в нарушение действующего законодательства, в отсутствии согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, в результате чего ограничивается право иных собственников на общее имущество многоквартирного дома. МУП «Лениновское МЖКХ», как управляющая компания, дважды предъявляла требования к ответчикам о демонтаже козырьков и видеокамер, установленных в нарушение законодательства, требования не исполнены, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция по жилищному надзору Республики Крым.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены <адрес> Республики Крым и Администрация Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ».
Истец Муниципальное унитарное предприятие «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, на исковых требованиях настаивают.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснял, что в их доме козырьки установлены не только у них, но и у других жильцов дома. По поводу установки козырьков они обращались в ЖКХ, юрист им сказала, что нужно провести собрание. Провели собрания, им сказали, что все по закону. На собрании были почти все жильцы. Видеокамеры были установлены в целях безопасности, направлены на стоянку машин. Сейчас камеры убрали с фасада, 2 камеры стоят на окне квартиры, 1 –на кондиционере.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что они ходили в ЖКХ, говорили, что хотят установить козырьки, им разрешили. В начале декабря провели собрание жильцов, приходили в каждую квартиру, собрали 62 голоса, а всего 66 квартир, кворум был, набрали больше половины голосов. Несколько человек были против, но у них окна выходят на другую сторону. Видеокамеры установили в целях безопасности, так как не возможности поставить гараж для машины.
Представитель ответчиков адвокат ФИО7 в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, считал их необоснованными и несостоятельными, поддержал ранее представленные письменные возражения. Пояснил, что по поводу установки козырьков было проведено собрание жильцов дома, протокол был отправлен в управляющую компанию, никем не оспорен, собрание считается легитимным. Иск мотивирован только предписанием жилинспекции, истец не доказал, что чем-то нарушены права иных жильцов. Видеокамеры были установлены в целях безопасности имущества –автомобиля. Считал назначение экспертизы по делу нецелесообразным, поскольку имеется протокол собрания жильцов, он легитимный.
Третье лицо –Инспекция по жилищному надзору Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечила, надлежаще извещена. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, вынести решение на основании имеющихся в деле материалов, а также письменные пояснения по иску. В пояснениях указано, что фасад многоквартирного дома входит в перечень общего имущества МКД. Согласно п. 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилого фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №, организации по обслуживания жилищного фонда следят за недопущением крепления к стенам здания различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей (флагштоков и других устройств), установку кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения. В соответствии с п.3 ч.2 ст. 44 ЖК РФ изменение внешнего вида фасада многоквартирного дома возможно только с согласия собственников в многоквартирном доме и по согласованию с органом местного самоуправления. Обязанность по содержанию общего имущества в МКД №<адрес> надлежащем состоянии возложена на МУП «Лениновское МЖКХ». Инспекция поддерживает исковые требования истца в части возложения на ответчиков обязанности демонтировать самовольно установленные козырьки и видеокамеры на фасаде <адрес> Республики Крым.
Третье лицо –Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крым БТИ» в лице Филиала ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> явку представителя в судебное заседание не обеспечило, надлежаще извещено. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия.
Иные лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены, ходатайств не представили.
Согласно ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса (далее по тексту -ГПК РФ), суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих деле, и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Частями 2 и 3 ст. 67 ГПК РФ определено, что никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства в отдельности, а так же достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО2 (1/2 доля) и ФИО1 (1/2 доля), что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№ (л.д. 42-45).
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о создании юридического лица –Муниципального унитарного предприятия «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальной хозяйство» за основным регистрационным номером 1159102049171 (л.д. 4).
В соответствии с Договором управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> №-Д/23 от ДД.ММ.ГГГГ управление домом осуществляет Муниципальное предприятие «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальной хозяйство» (л.д. 121-123).
В приложении № к Договору № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в состав общего имущества многоквартирного дома включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома, общедомовые двери, окна, перила подъездов (л.д. 124).
В адрес собственников <адрес>, ФИО1 и ФИО2 управляющей компанией МУП «Лениновское МЖКХ» вынесены предписания об устранении нарушений от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении выявленных нарушений в виде установки козырьков над окнами квартиры и видеокамер (л.д. 13-14).
Согласно материалам контрольного (надзорного) мероприятия в виде внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица МУП «Лениновское МЖКХ», представленным Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым, ДД.ММ.ГГГГ в Инспекцию поступило обращение жительницы <адрес> ФИО5 о самовольной установке собственниками <адрес> ФИО8 козырьков на пятом этаже фасада дома и двух видеокамер с приложением фотографии нарушения (л.д. 54-89).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым принято решение о проведении внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Лениновское МЖКХ» в связи с обращением о возможных нарушениях требований при содержании общего имущества многоквартирного <адрес>, выразившееся а неосуществлении мероприятий по проведению работ в части демонтажа козырьков и видеокамер, расположенных на фасаде многоквартирного дома, что является нарушением прав и законных интересов граждан.
Согласно протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ в рамках выездной проверки установлено, что на фасаде <адрес> установлены козырьки на окнах в районе <адрес> камеры. Документов, разрешающих установку козырьков и камер не представлено.
Актом внеплановой проверки ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым по результатам контрольного (надзорного) мероприятия при осмотре фасада МКД № по <адрес> установлено, что над окнами в районе <адрес> незаконно установлены козырьки и видеокамеры, в связи с чем нарушена целостность фасада МКД, чем нарушены требования ст. 44-46 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом разрешающие или иные документы не предоставлены.
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией по жилищному надзору Республики Крым по результатам внеплановой выездной проверки в отношении МУП «Лениновское МЖКХ» вынесено предписание № о принятии мер к собственнику <адрес> по демонтажу козырьков и видеокамер с фасада МКД (л.д. 12).
Актом фактического осмотра фасада дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного ДД.ММ.ГГГГ комиссией МУП «Лениновское МЖКХ» установлено, что на фасаде здания над окнами <адрес> на 5 этаже установлены 3 козырька, не предусмотренных проектом МКД, на оконных рамах -3 видеокамеры. Комиссией сделан вывод, что данные объекты установлены самовольно, реконструкция помещения произведена в нарушение действующего законодательства, в отсутствие согласия всех собственников помещений многоквартирного дома, в результате чего ограничивается право иных собственников на общее имущество многоквартирного дома.
Актом обследования фасада <адрес> пгт. Ленино, составленного ДД.ММ.ГГГГ жильцами -собственниками 7 квартир дома с участием старшей по дому ФИО4 установлено, что на фасаде указанного дома установлены следующие вмонтированные конструкции: антенны -30 шт., бельевые веревки -45 шт., козырьки -5 шт., видеокамеры наружного наблюдения -4 шт., из них прикрепленных к оконной раме -4 шт., кондиционеры -29 шт., к акту приложены фотографии.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ в качестве свидетеля была допрошена ФИО5, которая пояснила, что в настоящее время три козырька и три камеры видеонаблюдения находятся над окнами ответчиков, козырьки более 1 метра в длину, установлены в августе 2023 года. Камеры нарушают их права, никто из соседей не был предупрежден о том, что камеры прослушиваются, ответчики являются блогерами и могут эти записи опубликовать в сети Интернет. О том, что ответчики проводят собрание и опрашивают жильцов о возможности установки козырьков и видеокамер, ей неизвестно, во дворе не было объявлений о проведении собрания.
В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена ФИО4, которая пояснила, что избрана старшей по дому ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 собирали подписи в августе 2023 года после того, как поставили козырьки, потому что начался конфликт. Ни у кого из жильцов не было претензий, никто не был против. Наличие козырьков и видеокамер её права не нарушают, жильцы дома по этому поводу к ней не обращались, данные конструкции не мешают.
В соответствии с частью 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
С учетом требований части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Согласно части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Исходя из положений пункта 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил). Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3).
В силу части 1 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Положениями пп. 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (за исключением сетей связи, необходимых для оказания услуг связи собственникам помещений в многоквартирном доме или нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме по договорам социального найма).
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Указанное право собственников помещений в многоквартирном доме владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом в многоквартирном доме не может быть истолковано, как позволяющее одному собственнику нарушать те же самые права других собственников, а интерес одного собственника противопоставлять интересам других собственников.
Согласно ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
В силу ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ).
Часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта, о переустройстве и (или) перепланировке помещения, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации решения, предусмотренные пунктом 1 части 2 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, решение о реконструкции многоквартирного дома, связанной с увеличением состава общего имущества, принимаются большинством не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 2 раздела I "Определение состава общего имущества" Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, в состав общего имущества включаются, в том числе, ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Таким образом, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
В силу указанных норм права несущие стены входят в состав общего имущества в многоквартирном доме и являются ограждающими несущими конструкциями.
Поскольку установка козырька над окнами квартиры, принадлежащей ФИО2 и ФИО1, повлекла присоединение части указанного навеса к общему имуществу собственников многоквартирного дома, по вопросу возможности сохранения указанной конструкции правовое значение имеет получение соответствующего согласия всех собственников жилого дома.
Из приведенных выше правовых норм следует, что передача в пользование третьим лицам общего имущества многоквартирного дома допускается только по решению общего собрания собственников помещений такого дома, независимо от того, передается ли общее имущество для установки рекламных конструкций или для других целей.
Принятие решений о реконструкции многоквартирного дома и о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, относится в соответствии с частью 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Указанная правовая позиция изложена в пункте 11 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ
В материалах внеплановой выездной проверки Инспекции по жилищному надзору Республики Крым содержится копия протокола внеочередного собрания собственников жилых помещений в МКД № <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного в форме заочного голосования. На собрании присутствовали собственники помещений -45 голосов. По вопросу № повестки дня: установка козырька над окнами 5 этажа <адрес>, проголосовали «за»- 45 голосов, «против» и «воздержавшихся» нет, решение принято. По вопросу №: установка видеокамер наружного наблюдения проголосовали «за» -45 голосов, «против» и «воздержавшихся» нет, решение принято. Председатель собрания –ФИО2, секретарь –ФИО1 (л.д. 61).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное собрание собственников жилых помещений в МКД №, <адрес>. Согласно протоколу собрания от ДД.ММ.ГГГГ, количество голосов собственников, присутствовавших на собрании -62 голоса. По вопросу № было принято решение «Разрешить установку на фасаде <адрес>: козырьков над окнами; бельевых веревок; всех видов антенн; кондиционеров; видеокамер наружного наблюдения», По вопросу № принято решение: «Установленные все выше перечисленные объекты на момент общего собрания считать разрешенными». Решения приняты путем проведения собрания в очно-заочной форме, за все решения проголосовали «за» -61 голос (54,3%; 1431,8 кв.м.), «против» и «воздержавшихся» нет (л.д. 95-96).
Из анализа указанного протокола следует, что, несмотря на наличие кворума на общем собрании жильцов многоквартирного <адрес> в пгт. Ленино (54,3%), необходимых установленных законом не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме для принятия решения о реконструкции общего имущества многоквартирного дома не зафиксировано.
Согласно информации директора МУП «Лениновское МЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ №, реестр собственников по адресу: <адрес>, не ведется.
Таким образом, доказательств согласия собственников помещений в многоквартирном доме на установку козырьков и видеокамер наружного наблюдения суду не представлено.
Суд также отмечает, что положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 170, указывают на недопущение переоборудования и перепланировки жилых домов и квартир (комнат), ведущих к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшению условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры (п. 1.7.2.).
На основании пункта 4.2.4.9. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 170, не допускается самовольная установка козырьков, эркеров, балконов, лоджий и застройка межбалконного пространства.
Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (п. 1.7.1 Правил N 170).
Согласно п. 13.5.8 ст. 13 Правил благоустройства территории Лениновского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утвержденных решением 59 внеочередной сессии 1 созыва Лениновского сельского совета <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № (действующих на дату установки козырьков), изменение некоторых деталей фасадов зданий, устройство новых балконов, оконных и дверных проемов (входов) обязательно согласовываются с отделом градостроительства администрации района.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Приказом Минземстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 37 утверждена Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, а также форма технического паспорта жилого помещения. Так, в техническом паспорте должен содержаться план квартиры, составленный путем выкопировки из поэтажного плана дома. Пунктом 3.16 Инструкции предусмотрено, что на поэтажном плане вычерчиваются в масштабе в соответствии с размерами на абрисах, в том числе, стены, перегородки, окна, балконы.
Согласно материалам инвентарного дела, в том числе, поэтажного плана многоквартирного дома расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, сведения о козырьках, их размере, конфигурации, месте размещения, на фасаде многоквартирного дома отсутствуют.
В ходе рассмотрения дела судом на обсуждение ставился вопрос о назначении по делу судебной экспертизы, от её проведения сторона ответчиков отказалась, мотивируя наличием решения собрания собственников жилых помещений, которое не отменено в установленном порядке.
Таким образом, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что установленные над окнами <адрес> соответствуют строительным, санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, не несут угрозу жизни и здоровья граждан, а также не представлено решение о согласование с органом местного самоуправления проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
Из представленных в материалы дела доказательств, в том числе: актов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ с фотографиями, подтверждается, что козырьки установлены на фасаде дома, который, как ограждающая несущая конструкция дома является общим имуществом в многоквартирном доме (п. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 244 ГК РФ, п. 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме"), а согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется исключительно с согласия собственников помещений указанного дома, которое в данном случае отсутствует.
При разрешении исковых требований о демонтаже трех видеокамер с фасада многоквартирного дома по адресу: <адрес>, суд приходит к следующему.
В силу п. 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении граждан и соседей.
В соответствии со ст. 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну защиту своей части и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.
Согласно пояснениям ответчиков, камеры наружного наблюдения установлены на окнах их квартиры на 5 этаже с целью наблюдения за стоянкой автомобилей, поскольку отсутствует гараж.
Ответчиком ФИО2 на имя директора МУП «Ленинское МЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому им принято решение демонтировать ранее установленные им камеры на фасаде дома МКД № по <адрес>, камеры демонтированы с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 97).
Указанное подтверждается актом фактического осмотра фасада дома, расположенного по адресу: <адрес>, составленного комиссией МУП «Лениновское МЖКХ», согласно которому 3 видеокамеры установлены на оконных рамах.
Согласия всех жильцов МКД на установку камеры над окнами своей квартиры, по аналогии с установкой козырьков над окнами, не требуется, поскольку данные устройства не являются действиями по использованию общедомового имущества, требующего согласия долевых собственников в смысле положений ч. 4 ст. 36 ЖК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований о возложении обязанностей произвести демонтаж видеокамер, установленных на фасаде многоквартирного дома необходимо отказать, поскольку настоящее время видеокамеры с фасада многоквартирного дома демонтированы ответчиком в добровольном порядке.
Относительно доводов, изложенных в письменных возражениях ответчика о том, что истцом не доказано нарушение его прав, суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Поскольку МУП «Лениновское МЖКХ» является управляющей организацией многоквартирного дома на основании договора управления №-Д/23 от ДД.ММ.ГГГГ, то есть лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, то при выявлении несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации именно на него возложена обязанность по принятию всех необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений и несоответствий, следовательно, этим обусловлен материально-правовой интерес истца, действующего в интересах собственников помещений в спорном многоквартирном доме.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что в отсутствие согласования с собственниками многоквартирного дома размещение козырьков на фасаде здания является нарушением требований действующего законодательства и прав собственников многоквартирного дома.
Отсутствие согласования размещения козырьков на фасаде здания с собственниками помещений в многоквартирном доме является нарушением требований действующего законодательства и прав собственников, соответствующие действия ответчиков по размещению на фасаде многоквартирного дома препятствуют исполнению обязанностей истца как управляющей организации, ответственной за содержание общего имущества дома, по соблюдению правил содержания и ремонта жилых домов.
Суд пришел к выводу, что действия ответчика нарушают права других собственников по использованию и распоряжению общим имуществом и препятствует исполнению обязанностей МУП «Лениновское МЖКХ», ответственной за содержание общего имущества жилого дома, за соблюдение правил содержания и ремонта жилых домов, в связи с чем суд полагает МУП «Лениновское МЖКХ» надлежащим истцом по данному иску.
Таким образом, ответчиками осуществляется фактическое пользование самовольно обустроенными конструкциями над окнами квартиры, имеющими непредусмотренные крепления к общему имуществу многоквартирного дома, без соответствующих разрешений, создают возможные риски нанесения ущерба здоровью и имуществу собственников и пользователей жилых помещений в многоквартирном доме, иных лиц, в связи с чем они подлежат демонтажу.
Защита жилищных прав осуществляется, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права (часть 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как предусмотрено частью 3 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Руководствуясь положениями ст. ст. 246, 247 ГК РФ, а также п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 491, установив факт размещения ответчиками козырьков на фасаде многоквартирного жилого дома в отсутствие разрешительной документации, а именно, решения собственников помещений дома о согласовании, при недоказанности ответчиками соблюдения требований строительных и технических норм к размещению козырьков на фасаде здания, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о возложении на ответчиков обязанности демонтировать козырьки над окнами квартиры и привести фасад дома в первоначальное состояние.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования МУП «Лениновское МЖКХ», подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Истец при подаче иска оплатил госпошлину в размере 6000,00 рублей.
При таких обстоятельствах, с учетом принципа пропорциональности размера удовлетворенных судом исковых требований, с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000,00 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск Муниципального унитарного предприятия «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство» к ФИО1, ФИО2 о понуждении к выполнению определенных действий удовлетворить частично.
Обязать ФИО1, ФИО2 демонтировать три козырька с фасада многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>.
Взыскать с ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия 39 18 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ МВД по <адрес>, код подразделения 910-021, в пользу Муниципального унитарного предприятия «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальной хозяйство» №, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
Взыскать с ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, паспорт гражданина Российской Федерации серия 03 14 №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Федеральной миграционной службой, код подразделения 900-004, в пользу Муниципального унитарного предприятия «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальной хозяйство» ОГРН №, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей 00 копеек.
В удовлетворении иной части исковых требований Муниципальному унитарному предприятию «Лениновское муниципальное жилищно-коммунальной хозяйство» отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Республики Крым.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А.Ермакова