Дело № 2-1048/2023
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2023-001046-45
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Заволжск Ивановской области 30 мая 2023 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Т.В. Ельцовой,
при секретаре Н.Е.Кудряшовой,
с участием истца Маркова В.Л.,
представителя ответчика администрации городского округа Кинешма С.С. Брук,
представителя третьего лица муниципального учреждения Управление городского хозяйства г.Кинешмы О.Н.Березиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Заволжске Ивановской области рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении постоянного судебного присутствия Кинешемского городского суда в г. Заволжске Ивановской области гражданское дело по исковому заявлению Маркова Вячеслава Леонидовича к администрации городского округа Кинешма о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Марков В.Л. обратился в суд с исковым заявлением в администрации городского округа Кинешма (далее- администрация г.о.Кинешма, администрация) о возложении обязанностей совершить определенные действия, который мотивирован следующими обстоятельствами.
Истец является собственником земельного участка и жилого дома по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права и выпиской из ЕГРН.
В настоящее время подъездные пути к его дому непригодны к эксплуатации, дорога полностью размыта, требует подсыпки, движение по данной дороге просто невозможно, в случае необходимости не проедет ни один автомобиль специальных служб.
Земельные участки, в том числе его земельный участок, выделялись многодетным семьям для ИЖС, однако в настоящее время администрация бездействует, дороги в настоящее время просто непригодны для эксплуатации, уличное освещение отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ Кинешемским городским судом удовлетворены исковые требования истца Маркова В.Л.: бездействие администрации городского округа Кинешмы, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного объекта - автомобильной дороги по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 37:25:010236:40, признано незаконным с возложением обязанности на административного ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по постановке на учет бесхозяйного объекта - автомобильной дороги по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до земельного участка по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, в связи с исполнением требования исполнительного документа.
Государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный Постановлением Госстандарта России от, ДД.ММ.ГГГГ N 221, устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Кроме того согласно положениям вышеуказанного Стандарта (п.п.6.9.1) средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947. Стандарт предусматривает, что включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766 (п. 6.9.2). Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766 (п. 6.9.3).
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Непринятие мер по организации уличного освещения может также повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создаёт предпосылки для роста количества происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по территории городского округа в вечернее и ночное время, на безопасность дорожного движения.
Истец просит возложить на ответчика обязанности: организовать уличное освещение автомобильной дороги по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до жилого дома по адресу: <адрес> вечернее и ночное время суток в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу; дорожное покрытие проезжей части по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до жилого дома по адресу: <адрес> привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Истец Марков В.Л. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, не возражал против увеличения сроков исполнения требований.
Представители ответчика администрации городского округа Кинешма С.С. Брук и третьего лица МУ "Управление городского хозяйства" О.Н.Березина обстоятельства, изложенные в иске, не оспаривали, возражений относительно заявленных исковых требований не представили. Возражали относительно сроков исполнения требований, в частности, по организации освещения просили установить срок до ДД.ММ.ГГГГ, по устранению ям и выбоин до ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду.
Статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее- Закон о безопасности дорожного движения) установлено, что безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
Обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу ст. 3 Закона о безопасности дорожного движения основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), п. 9 содержит раздел 6.9 "Стационарное электрическое освещение", согласно которому средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766. Опоры искусственно, освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947.
Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.
Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
Пунктом 4.6 "ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" предусмотрена необходимость установки стационарного электрического освещения в границах зон населенных пунктов.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 07.11.2016 N 777/пр утвержден и введен в действие Свод правил 52.13330 "СНиП 23-05-95 "Естественное и искусственное освещение", которым установлены требования к наружному освещению городов, поселков и сельских населенных пунктов, автотранспортных тоннелей, а также порядок контроля за их состоянием в процессе эксплуатации.
В соответствии с п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры выбоин и просадок установлены п. 3.1.2 Государственного стандарта и не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 2 ст. 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 1 вышеуказанного федерального закона в качестве задач определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ч.5 ст. 11 Устава муниципального образования городской округ Кинешма, к ведению органов местного самоуправления относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа Кинешма, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно постановлению администрации городского округа Кинешма от 16 сентября 2010 г. № 254п «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Кинешма» с учетом изменений внесенных постановлением администрации городского округа Кинешма от 1 марта 2023 г. № 312-п, а также постановления администрации городского округа Кинешма № 855-п от 22 мая 2023 г. автомобильная дорога по ул.Юбилейная с назначением: сооружение дорожного транспорта, протяженностью 2067 п.м., в том числе: в грунтовом исполнении -протяженностью 1897 п.м., в асфальтовом исполнении - протяженностью 170 п.м. включена в Единый реестр муниципальной собственности городского округа Кинешма как объект недвижимого имущества.
На основании статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Согласно акту проверки соблюдения безопасности законодательства о безопасности дорожного движения, составленному помощником Кинешемского городского прокурора с участием старшего государственного инспектора дорожного надзора Госавтоинспекции МО МВД России «Кинешемский» с приложенной фототаблицей на участке автомобильной дороги по ул. Юбилейная отсутствует линия наружного освещения, на автодороге имеются многочисленные неровности дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, затрудняющих движение транспортных средств с максимально разрешенной скоростью, колейность, в местах занижения профиля автодороги имеется скопление и застой поверхностных вод.
С учетом выявленных нарушений 27 апреля 2023 г. Кинешемским городским прокурором в адрес главы города Кинешма Ступина В.Г. внесено представление по результатам проверки по обращению гражданина, в ходе которой выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации. В частности дорога по ул. Юбилейная г.Кинешма надлежащим образом не оборудована, не отвечает критериям безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица факт несоответствия покрытия проезжей части автомобильной дороги по ул. Юбилейная г.Кинешма требованиям ГОСТ Р 50597-93 не отрицали.
Доказательств устранения выявленных нарушений дорожного покрытия стороной ответчика не предоставлено.
С учетом изложенного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем суд полагает возможным установить сроки для исполнения заявленных требований, предложенные представителями ответчика и третьего лица, поскольку находит их разумным, достаточным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Маркова Вячеслава Леонидовича удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию городского округа Кинешма организовать линию наружного уличного освещения на автомобильной дороге по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до жилого дома по адресу: <адрес> соответствии с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Администрацию городского округа Кинешма привести в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дорожное покрытие проезжей части по направлению от существующей дороги в грунтовом исполнении по <адрес> до жилого дома по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья : Т.В. Ельцова
Мотивированное решение изготовлено 01 июня 2023 года.