Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-93/2023 от 19.09.2023

Дело № 12-93/2023

УИД: 59RS0017-01-2023-001140-41                        

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Губаха                                    26 октября 2023 года

Судья Губахинского городского суда Пермского края Брызгалов В.Д., с участием Абракова Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника администрации Губахинского муниципального округа Пермского края на постановление главного государственного инспектора Губахинского и Александровского муниципальных округов, Кизеловского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении юридического лица - администрации Губахинского муниципального округа Пермского края,

установил:

постановлением главного государственного инспектора Губахинского и Александровского муниципальных округов, Кизеловского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю Абракова Д.Д. от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - администрация Губахинского муниципального округа Пермского края признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 155 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник администрации Губахинского муниципального округа Пермского края, обратился в суд с жалобой об отмене указанного постановления и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проверки предшествующей постановлению установлено, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар по адресу <адрес>, который повлек за собой возгорание бани, пристроя, сарая, надворных построек. Пострадавших нет. При проведении разведки противопожарных источников наружного пожаротушения установлено, что ближайший пожарный источник находится на расстоянии 480 метров по адресу <адрес>. Таким образом, зафиксировано нарушение пункта 8.9, 8.10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного пожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности». В данном случае причиной возгорания послужило пренебрежение правилами пожарной безопасности самими владельцами построек, а именно была перекалена печь в бане. В 2023 году ожидается заключение Соглашения с Министерством ЖКХ Пермского края на софинансирование проекта «Реконструкция системы водоподготовки города Гремячинска», которое будет реализовано в рамках Федеральной программы «Чистая вода», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2010 г. № 1092 «О федеральной целевой программе «Чистая вода» на 2011 - 2017 годы». Таким образом, в 2023-2024 году планируются строительно-монтажные работы, по результатам которых на территории города Гремячинска будет организовано бесперебойное водоснабжение, путем замены водопроводных сетей. В настоящее время наличие и расстановка гидрантов согласована с ГУ МЧС России по Пермскому краю. Утверждено Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ . Ежегодно проводятся проверки состояния и наличия гидрантов, замечаний при проверках выявлено не было. В дальнейшем будет скорректирована схема пожарных гидрантов. Кроме этого, на территории Губахинского муниципального округа оборудование пожарными гидрантами реализуется с учетом финансовых возможностей бюджета округа. ДД.ММ.ГГГГ Главой муниципального округа - главой Администрации Губахинского муниципального округа утвержден План мероприятий Губахинского муниципального округа по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - План мероприятий). Данным планом, установлены мероприятия по установке источников противопожарного водоснабжения. Выполнение мероприятий осуществляется планомерно и поэтапно в связи с наличием денежных средств. Срок выполнения мероприятий - 2023- 2025 год. Также необходимо учитывать, что ущерб в результате действий/бездействий Администрации кому-либо причинён не был. Действия администрации, в данной части, напротив, направлены на обеспечение исполнения действующего законодательства, в том числе и Федерального закона № 68-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается созданием специализированной организации МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям городского округа «Город Губаха». Кроме того, Администрацией Губахинского муниципального округа проводятся мероприятия, направленные на благоустройства жителей города и прилегающих территорий. Ремонтируется дорожное покрытие, скроются жилые дома, для переселения лиц из ветхого жилья, места для организации культурного отдыха и досуга жителей и пр. Мероприятия, требующие значительных денежных затрат. При указанных обстоятельствах, Администрация при должной степени заботливости и осмотрительности, какая от неё требовалась, не имела возможности осуществить все необходимые меры пожарной безопасности. В том числе, не имела возможности разместить источник пожарного водоснабжения на расстояние установленном пунктом 9.11 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного пожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» от объекта, в виду ожидаемой реконструкции системы водоснабжения. До реконструкции системы водоснабжения у Администрации нет возможности установить пожарный гидрант на более коротком от объекта возгорания расстоянии, чем в настоящее время. Изложенные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии вины в форме умысла юридического лица, как одного из элементов состава вменяемого административного правонарушения.

Законный представитель администрации Губахинского муниципального округа Пермского края извещен, в судебное заседание не явился.

Защитник администрации Губахинского муниципального округа Пермского края в судебном заседании не участвовал, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении в судебном заседании не участвовало, извещено.

Должностное лицо, вынесшее постановление Абраков Д.Д. в судебном заседании показал об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы защитника администрации округа. В результате нарушения требований п. 8.9, п. 8.10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требований пожарной безопасности» со стороны юридического лица потребовалось больше времени для ликвидации пожара, что соответственно привело к увеличению его площади и причиненного ущерба.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

На основании части 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Согласно статьи 1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 390 от 25 апреля 2012 г. (далее по тексту - Правила противопожарного режима) определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно статье 38 Федерального закона № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 г. ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в ________________ часа ________________ минут, администрация Губахинского муниципального округа Пермского края, являясь юридическим лицом, ответственным за выполнение требований в области обеспечения пожарной безопасности на территории Губахинского муниципального округа, допустило нарушение требований пожарной безопасности, выраженные в том, что при тушении пожара по адресу: <адрес> отсутствовал источник наружного противопожарного водоснабжения, тем самым нарушены требования п. 8.9, п. 8.10 СП 8.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требований пожарной безопасности».

Установлено, что ближайший пожарный водоисточник к месту пожара находился на расстоянии 480 метров - по адресу: <адрес>, тушение произошедшего пожара осуществлялось из автоцистерн.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении администрации Губахинского муниципального округа Пермского края протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ и в дальнейшем привлечения юридического лица к административной ответственности.

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, донесением о пожаре, схемой тушения пожара, иными доказательствами, имеющимися в материалах дела.

Вопреки доводам жалобы, администрация Губахинского муниципального округа является лицом, ответственным за соблюдение требований пожарной безопасности на объектах, расположенных в границах Губахинского муниципального округа Пермского края, поскольку данные полномочия прямо предусмотрены федеральным законодательством и Уставом администрации округа.

Исходя из содержания ст. 62 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» территории населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Частью 3 ст. 68 указанного Федерального закона предусмотрено, что территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

В этой связи доводы жалобы не указывают на соблюдение органом местного самоуправления требований пожарной безопасности, напротив свидетельствуют о бездействии, обусловленном отсутствием контроля за наличием источников наружного противопожарного водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 8.9, п. 8.10 СП 8.13130.2020 на территории населенного пункта, входящего в состав Губахинского муниципального округа.

При этом, представленный план мероприятий, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ главой администрации муниципального округа, не свидетельствует о том, что администрация округа приняла все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего законодательства о пожарной безопасности, поскольку в плане значится установка только одного источника противопожарного водоснабжения в <адрес>, который будет располагаться от места пожара на удаленном расстоянии. Как следует из пояснений защитника, до реконструкции системы водоснабжения у Администрации нет возможности установить пожарный гидрант на более коротком от объекта возгорания расстоянии, чем в настоящее время. Более того, указанный план мероприятий разработан и утвержден спустя значительное время после вхождения <адрес> в состав Губахинского муниципального округа.

В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения администрацией Губахинского муниципального округа <адрес> требований законодательства, равно как и не представлено доводов с представлением доказательств в обоснования принятия исчерпывающих и своевременны мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области пожарной безопасности. Доводы в указанной части со ссылкой на соглашение с Министерством ЖКХ Пермского края на софинансирование проекта «Реконструкция системы водоподготовки города Гремячинска», которое на момент рассмотрения дела не заключено, о таких мерах не свидетельствуют.

Доводы жалобы об отсутствии бюджетного финансирования, не влияют на правильность постановления административного органа, так как недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.

В целом приведенные в жалобе доводы, не свидетельствуют об отсутствии в действиях администрации Губахинского муниципального округа Пермского края состава вменённого административного правонарушения.

Установленный факт несоблюдения юридическим лицом требований п. 8.9, п. 8.10 СП 8.13130.2020 привел к увеличению времени тушения пожара, его площади, что создало угрозу жизни и здоровью жителей населенного пункта, в этой связи допущенное деяние нельзя признать малозначительным.

Доводы жалобы о том, что отсутствует причинная связь между деянием администрации и наступившими последствиями в виде возгорания, не имеет правового значения, поскольку вменяемый состав административного правонарушения, является формальным, более того производство по делу ведётся в связи с нарушением требований пожарной безопасности, а не в связи с причинением третьим лицам какого-либо ущерба.

Административным органом требования статьи 24.1 КоАП РФ выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что администрация Губахинского муниципального округа Пермского края приняла все зависящие от неё меры по соблюдению положений действующего законодательства о пожарной безопасности, юридическое лицо имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и в суд при рассмотрении жалобы не представлено.

Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности обоснованно возложена на администрацию Губахинского муниципального округа Пермского края, поскольку установленные нарушения должностными лицами выявлены в границах муниципального округа. Каких-либо неустранимых сомнений в том, что именно администрация Губахинского муниципального округа Пермского края является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого юридическому лицу деяния малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 названного Кодекса не имеется.

Допущенные нарушения требования пожарной безопасности должностным лицом административного органа, верно, квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, соответственно, юридическое лицо - администрация Губахинского муниципального округа Пермского края обосновано признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Административное наказание назначено в виде административного штрафа с применением п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 155 000 рублей, то есть ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, с учетом верно установленных смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, является обоснованным и справедливым, соответствует целям административного наказания.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении, которые бы повлияли на законность признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, допущено не было.

С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, судья

решил:

постановление главного государственного инспектора Губахинского и Александровского муниципальных округов, Кизеловского городского округа по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Пермскому краю Абракова Д.Д. от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении администрации Губахинского муниципального округа Пермского края по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу защитника Ким А.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья В.Д. Брызгалов

12-93/2023

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
Администрация Губахинского мунициапльного округа Пермского края
Другие
Ким Александра Вячеславовна
глава администрации Губахинского муниципальногоокруга Лазейкин Н.В.
Ильина Нина Николаевна
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Брызгалов В.Д.
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
gubacha--perm.sudrf.ru
19.09.2023Материалы переданы в производство судье
21.09.2023Истребованы материалы
09.10.2023Поступили истребованные материалы
26.10.2023Судебное заседание
26.10.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.11.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2023Вступило в законную силу
24.11.2023Дело оформлено
24.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее