УИД: 39RS0002-01-2023-006469-93
гражданское дело № 2-845/2024 (2-6594/2023)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Калининград 8 апреля 2024 года
Центральный районный суд г. Калининграда в составе председательствующего судьи Вирюкиной К.В.,
при секретаре Андрулёните В.К.,
с участием истца Трифонова Г.И., его представителя Закариевой Д.О.,
представителя ответчика Федосцова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Трифонова Г.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о возложении обязанности включить в трудовой стаж период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, произвести перерасчет пенсии по наиболее выгодному варианту, произвести выплату и перерасчет недополученной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Трифонов Г.И. с учетом последующих уточнений требований обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области о возложении обязанности включить в трудовой стаж период трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с < Дата > по < Дата >, произвести перерасчет пенсии по наиболее выгодному варианту с учетом названного периода, произвести выплату и перерасчет недополученной страховой пенсии по старости с < Дата > по < Дата > в размере 588,54 руб., а также в размере 100 руб. за каждый месяц, начиная с < Дата > по дату вынесения решения суда, в связи с неправильным начислением страховой пенсии при ее назначении, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 50000 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости с < Дата >, в настоящее время размер получаемой страховой пенсии составляет 18096,44 руб., с которым истец не согласен, в связи с чем < Дата > подал заявление о его перерасчете, в ответ на которое пенсионным органом было сообщено о том, что размер пенсии истца был исчислен в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», однако в данном ответе не был представлен расчет по п. 4 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях», также истец ссылается на то, что при произведении в сентябре 2023 года перерасчета за пенсию как неработающему пенсионеру ответчик не учел недоплату страховой пенсии по старости за период с < Дата > по < Дата > в размере 588,54 руб., < Дата > истец прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, однако перерасчет за данный период произведен не был, также в ходе сравнения расчета размера пенсии с пенсионным удостоверением, выданным на имя истца установлено, что страховая пенсия по старости фактически назначена на 100 руб. больше, чем указано в пенсионном удостоверении, в то же время выплата страховой пенсии происходила из размера пенсии, указанной в пенсионном удостоверении.
Истец Трифонов Г.И., его представитель Закариева Д.О. поддержали заявленные требования, просили их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области Федосцов И.В. возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что с < Дата > истцу назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от < Дата > № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», размер которой исчислен по наиболее выгодному для истца варианту в соответствии с п. 3 ст. 30 названного Федерального закона, спорный период трудовой деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя не был учтен в его стаж, поскольку не были представлены сведения о доходах, страховые взносы за данный период не уплачивались, документы в подтверждение этого представлены не были, размер трудовой пенсии по старости истца по состоянию на дату вынесения решения об установлении трудовой пенсии – < Дата > составил 6878,29 руб. (базовая часть 2963,07 руб., страховая часть – 3915,22 руб.), что было отражено в пенсионном удостоверении, при корректировке страховых взносов с < Дата >, в соответствии с п. 5 ст. 17 Федерального закона № 173-ФЗ, размер трудовой пенсии откорректирован по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости при их назначении, размер трудовой пенсии составил 6988,02 руб. (базовая часть – 2963,07 руб., страховая часть – 4021,95 руб.), в августе 2012 года произведена доплата недополученных сумм пенсий за период с < Дата > по < Дата >, одновременно представитель ответчика указывал, что в связи с прекращением трудовой деятельности в марте 2023 года истцу произведен перерасчет пенсии с < Дата > с учетом индексации и размер пенсии составил 18096,44 руб. (без учета индексации – 13466,82 руб.), в июле 2023 года выплата пенсии произведена в размере 18096,44 руб., а также доплата в сумме 13496,04 руб. за период с апреля по июнь 2023 года.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав его материалы, суд приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В качестве одного из таких условий законодатель установил наличие у гражданина страхового стажа, определяемого как суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статья 3 Федерального закона N 400-ФЗ). При этом, по общему правилу, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, включаются в страховой стаж, если за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статья 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Индивидуальные предприниматели, являясь одновременно страхователями по обязательному пенсионному страхованию и застрахованными лицами, своевременно и в полном объеме уплачивая страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, самостоятельно обеспечивают свое право на получение страховой (трудовой) пенсии.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно пункта 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года N 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и с 1 января 2002 года - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года - документами территориальных налоговых органов; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 также разъяснено, что судам следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона N 173-ФЗ).
Вместе с тем неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями, в том числе индивидуальными предпринимателями, исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, положения как ныне действующего законодательства, так и ранее, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
В силу положений части 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии находится в прямой зависимости от стажа и заработка каждого конкретного пенсионера, приобретенных до 01.01.2002.
Оценка пенсионных прав граждан по состоянию на 01.01.2002 производится из общего трудового стажа и заработка застрахованного лица, имевших место до этой даты. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывается не свыше 1,2.
С 01.01.2002 на размер пенсии влияет сумма начисленных страховых взносов за застрахованное лицо в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Согласно с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение о назначении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г.
При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту из предусмотренных ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В силу п. 5 ст. 17 Федерального закона N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» производятся ежегодные беззаявительные корректировки страховой части трудовой пенсии по старости.
Вопросы осуществления выплаты страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности урегулированы положениями статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу части 1 статьи 26.1 данного Закона пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Исходя из положений частей 4, 5 статьи 26.1 Закона уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, суммы страховой пенсии выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом индексации, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (иной) деятельности.
Судом установлено, что на основании решения пенсионного органа № от < Дата > истцу Трифонову Г.И. с < Дата > была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в размере 6878,29 руб. (базовая часть – 2963,07 руб., страховая часть – 3915,22 руб.), что также указано в пенсионном удостоверении истца, при этом на основании представленных ответчиком в материалы дела расчетов, размер пенсии Трифонова Г.И. рассчитан в соответствии с п. 3 ст. 30 названного Федерального закона, что является наиболее выгодным вариантом для истца.
Из представленной стороной истца расширенной выписки по вкладу, а также справки пенсионного органа о выплате истцу пенсии за 2012 год, усматривается, что за январь 2012 года Трифонову Г.И. была начислена и выплачена пенсия в сумме 6878,29 руб., за февраль 2012 года – 8691,05 руб., из которой выплата при новом назначении 1331,28 руб., за март 2012 года – 7359,77 руб., за апрель 2012 года – 7610,73 руб., за май 2012 года – 7610,73 руб., за июнь 2012 года – 7610,73 руб., за июль 2012 года – 7610,73 руб.
С < Дата > при корректировке пенсионных взносов размер трудовой пенсии откорректирован по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, поступивших в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости при назначении, и составил 6988,02 руб., из которого 2963,07 руб. – базовая часть, 4021,95 руб. – страховая часть, ввиду чего в августе 2012 года была произведена доплата недополученных истцом сумм пенсии за период с < Дата > по < Дата >, а именно: за январь 2012 года – 21,24 руб. (с 6878,29 руб. до 6988,02 руб.); за февраль 2012 года – 117,41 руб. (с 7359,77 руб. до 7477,18 руб.) с учетом утвержденного с < Дата > коэффициента индексации страховой части трудовой пенсии по старости в размере 1,07 на основании Постановления Правительства РФ от < Дата > №; за март 2012 года – 117,41 руб. (с 7359,77 руб. до 7477,18 руб.); за апрель 2012 года – 121,42 руб. (с 7610,73 руб. до 7732,15 руб.) с учетом утвержденного с < Дата > коэффициента индексации страховой части трудовой пенсии по старости в размере 1,00341 на основании Постановления Правительства РФ от < Дата > №; за май 2012 года – 121,42 руб. (с 7615,73 руб. до 7732,15 руб.); за июнь 2012 года – 121,42 руб. (с 7610,73 руб. до 7732,15 руб.); за июль 2012 года – 121,42 руб. (с 7610,73 руб. до 7732,15 руб.).
Согласно свидетельству о внесении с Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до < Дата > серии 39 №, истец Трифонов Г.И. < Дата > был зарегистрирован администрацией МО «Гурьевский район» Калининградской области в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя № от < Дата >.
Из представленных в настоящем деле и пенсионном деле истца материалов усматривается, что ИП Трифонов Г.И. в 2001 году сведения о доходах не представлял, страховых взносов не уплачивал, в силу данных о стаже на имя Трифонова Г.И. в стаж последнего не учтена часть спорного периода трудовой деятельности истца с < Дата > по < Дата > – в качестве индивидуального предпринимателя, при этом период с < Дата > по < Дата > учтен в качестве работы в ООО «Квадроникс Интернешнл ЛТД».
В ходе рассмотрения дела доказательств произведения уплаты истцом Трифоновым Г.И. страховых взносов, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход в период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с < Дата > по < Дата > получено не было, налоговый и пенсионный орган в ответ на запросы суда подтверждающие указанные обстоятельства сведения не представили, ввиду чего названный выше период не может быть включен в страховой стаж истца.
Помимо изложенного, в ходе рассмотрения дела стало известно, что истец Трифонов Г.И. с < Дата > был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за ОГРНИП №, прекратив деятельность в качестве такового < Дата >, ввиду чего с < Дата > размер его пенсии подлежал перерасчету с учетом индексации.
Размер пенсии истца в период регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с < Дата > составлял 13597,76 руб., данная сумма выплачивалась Трифонову Г.И. до июля 2023 года.
Ввиду прекращения истцом трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в марте 2023 года, Трифонову Г.И. был произведен перерасчет пенсии с < Дата > с учетом индексации, после чего размер пенсии истца составил 18096,44 руб., в июле 2023 года истцу была произведена выплата пенсии в размере 18096,44 руб. с доплатой в сумме 13496,04 руб. за период с апреля по июнь 2023 года (18096,44 руб. х 3 – 13597,76 руб. х 3); с < Дата > пенсионным органом в силу п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» был произведен перерасчет размера пенсии истца, которая выплачивалась в сумме 18292,62 руб., а с < Дата > ее размер был проиндексирован в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 18 Федерального закона от < Дата > 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и составляет 19664,33 руб.
С учетом изложенных обстоятельств, в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком пенсионных прав истца не нашел своего подтверждения, в связи с чем, исковые требования Трифонова Г.И. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Калининградской области подлежат оставлению без удовлетворения.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска, не подлежит удовлетворению требование истца о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░ 2024 ░░░░.