№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
**/**/**** года г. Иркутск
Иркутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Столповской Д.И., при секретаре Ду-Цзин-Хуа А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к ФИО3 о признании договора дарения состоявшимся, признании права собственности, возложении обязанности погасить запись о праве собственности, внесении изменений о праве собственности
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в Иркутский районный суд .... с исковым заявлением к ФИО3 в обоснование требований указав, что **/**/**** между ней и ФИО1 заключен договор дарения 1/2 доли в праве общей совместной собственности на земельный участок кадастровый №, находящееся по адресу: .... общей площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
По условиям Договора дарения Даритель передал, а Одаряемый принял ? долю в праве общей совместной собственности на земельный участок кадастровый №, находящееся по адресу: .... общей площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
Договор заключён в простой письменной форме.
Передача имущества и его принятие осуществлены в момент заключения указанного договора посредством передачи правовых и технических документов, что свидетельствует о том, что договор дарения является актом приема-передачи имущества.
Между тем, произвести регистрацию перехода права собственности по договору дарения от **/**/**** не представилось возможным, поскольку ФИО1 **/**/**** умер (утоп).
С момента заключения договора дарения Истец несет бремя содержания всего имущества.
После смерти ФИО1 в наследство никто не вступил.
В силу пункта 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. Согласно пункту 8 статьи 2 Федерального закона от **/**/**** № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после **/**/**** В связи с этим спорный договор дарения жилого помещения государственной регистрации не подлежал,
В силу статьи 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
Договор дарения Имущества между ФИО1 и ФИО2 заключен в простой письменной форме, существенные условия договора (предмет, порядок передачи имущества) между сторонами были согласованы. В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно исковым требованиям истец ФИО2 просит: признать договор дарения от **/**/**** 1/2 доли в праве общей совместной собственности на земельный участок кадастровый №, находящееся по адресу: .... общей площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство состоявшимся и признании за ФИО2 права собственности на ? долю в праве общей совместной собственности на земельный участок кадастровый №, находящееся по адресу: ..... 98 «а», общей площадью 800 кв.м.;
обязать Управление Росреестра по .... погасить запись о праве собственности ФИО1 на ? долю в праве общей совместной собственности на земельного участка кадастровый №, находящееся по адресу: .... ....», общей площадью 800 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, и внести запись о праве собственности на ? долю в праве общей совместной собственности на земельный участок кадастровый №, находящееся по адресу: .... «а» за ФИО2
Определением Иркутского районного суда .... в качестве третьих лиц привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО6, ФИО8, Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по .....
В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания суду не представила.
Ответчик ФИО3, третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО6, ФИО8, Управление государственной регистрации, кадастра и картографии по .... в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении, возражений относительно заявленных исковых требований суду не представили.
Учитывая надлежащее извещение истца, ответчика, третьих лиц о рассмотрении дела, принимая во внимание положения ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в их отсутствие.
Изучив письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1, **/**/**** года рождения, ФИО2, **/**/**** года рождения на праве общей совместной собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: ....
**/**/**** между ФИО1 (именуемый по договору «даритель») и ФИО2 (именуемая по договору «одаряемая») заключен договор дарения ? доли в праве общей совместной собственности на земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: .... ....
**/**/**** ФИО1, **/**/**** года рождения умер, что свидетельствует из представленного суду свидетельства о смерти III-СТ № от **/**/****.
Наследственное дело к имуществу умершего не заводилось, что подтверждается сведениями с официального сайта Федеральной нотариальной палаты.
Как следует из искового заявления для регистрации перехода права собственности по договору дарения от **/**/**** стороны договора не обращались.
В соответствии с п. 3 ст. 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.Согласно ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 1). В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2).
В соответствии со ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Как было указано выше, согласно пункту 3 статьи 574 ГК РФ договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» правило о государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом, содержащееся в статье 574, не подлежит применению к договорам, заключаемым после **/**/****.
Согласно ст. 18 ГК РФ, способность обладать имуществом на праве собственности и распоряжаться, является одним из элементов содержания правоспособности граждан. На основании ст. 17 ГК РФ правоспособность гражданина, то есть способность иметь гражданские права и нести обязанности, прекращается смертью.
В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В состав наследства входят надлежавшие наследодателю на день открытия наследства, т.е. на день смерти гражданина, вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. ст. 1112, 1113 ГК РФ).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, несмотря на заключение указанного договора дарения, переход права собственности на его основании от дарителя к одаряемому не был зарегистрирован в установленном порядке.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО2 не представила объективных доказательств, подтверждающих, что государственная регистрация перехода права собственности не была произведена по не зависящим от воли сторон причинам, либо вследствие уклонения дарителя от государственной регистрации, ни доказательств совершения по воле сторон договора реальной передачи недвижимого имущества дарителем во владение, пользование и распоряжение одаряемому.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что переход права собственности к истцу на основании договора дарения земельный участок от **/**/**** в установленном законом порядке истцом зарегистрирован не был, доказательств обращения истца с заявлением о государственной регистрации своего права собственности на основании указанного договора, уклонения от государственной регистрации перехода права собственности, либо наличия объективных причин, не зависящих от воли сторон договора, препятствующих такой регистрации до смерти ФИО1 не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Так, вопреки доводам истца, изложенным в иске, смерть дарителя и не обращение в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности по договору дарения не позволяют расценить наличие у дарителя воли на окончательное оформление договора и как следствие на порождение соответствующих правовых последствий.
Сам по себе факт подписания договора дарения, совершенного в простой письменной форме, не свидетельствует о волеизъявлении дарителя на государственную регистрацию перехода права собственности по договору дарения на спорный земельный участок к одаряемому. В связи с чем, у истца право собственности в отношении спорного земельного участка после смерти дарителя как у одаряемого, в силу приведенных выше положений закона не возникло.
Доводы истца о том, что переход права собственности не был зарегистрирован, так как ФИО3 скором времени после подписания договора умер, подлежат отклонению, поскольку истец не представил каких-либо доказательств волеизъявления ФИО1 на государственную регистрацию перехода права собственности в отношении спорного имущества в виде земельного участка к истцу, равно как и доказательств, подтверждающих, что государственная регистрация перехода права собственности не была произведена по не зависящим от воли сторон причинам.
То обстоятельство, что договор дарения никем не отменен и не оспаривался, правового значения для рассмотрения дела не имеет, поскольку указанный договор дарения не зарегистрирован и переход права собственности на земельные участки к истцу в установленном порядке произведен не был.
Кроме того, сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее государственной регистрации не считается заключенной либо действительной (п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
С учетом того, что исковые требования в части возложения обязанностей на Управление Росреестра по Иркутской области вытекают из первоначальных требований, суд также не находит оснований для их удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к ФИО3 о признании договора дарения состоявшимся, признании права собственности, возложении обязанности погасить запись о праве собственности, внесении изменений о праве собственности - отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский районный суд .... в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Д.И. Столповская
В окончательной форме решение принято **/**/****.