Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-605/2024 (2-4935/2023;) ~ М-3927/2023 от 07.11.2023

Дело № 2- 605/2024 (УИД 44RS0001-01-2023-005300-36)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 февраля 2024 года г.Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе:

председательствующего судьи Нефёдовой Л.А.

при секретаре Макарычеве Д.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушковой ФИО14, Строгановой ФИО15, Строгановой ФИО16 к администрации города Костромы об обязании предоставить в собственность жилое помещение,

У С Т А Н О В И Л:

Глушкова Г.Д., Строганова Т.А., Строганова И.Ю. обратились в Свердловский районный суд г. Костромы с иском к администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения взамен аварийного.

В обоснование заявленных требований указали, что истцы по договору купли-продажи от <дата> приобрели квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Постановлением Администрации г. Костромы от <дата> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В сентябре 2023 года в адрес истцов от ответчика направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилого помещения, принадлежащего истцам на условиях выплаты рыночной стоимости, однако истцы не согласны с условиями изъятия, поскольку имеют право на получение жилого благоустроенного помещения. На основании изложенного просят обязать Администрацию города Костромы предоставить Строгановой Т.А., Глушковой Г.Д., Строгановой И.Ю. благоустроенное жилое помещение взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены несовершеннолетние ФИО5, ФИО5, ФИО7, в лице законного представителя Строгановой Т.А., Макеев А.А.

В судебном заседании представитель истца Глушковой Г.Д. - Матвиенко Я.Д., истцы Глушкова Т.Д., Строганова Т.А., Строганова И.Ю. исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика Администрации города Костромы по доверенности Гирман С.С. исковые требования не признала. Суду указала, что указанный дом учувствует в программе. Программой предусмотрена только выкупная стоимость, денежные средства на эти цели не предусмотрены. В адрес истцов было направлено соглашение, которое они подписать отказались. В Ленинском суде г. Костромы был рассмотрен иск в отношении нескольких граждан( в том числе и истцов), было назначено заседание, но в связи с неявкой представителя требования администрации были оставлены без рассмотрения. В настоящее время администрация обратилась с заявлением об отмене определения об оставлении искового заявления без рассмотрения.

Третьи лица в судебное заседание не явились.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с п. п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Как следует из п. 7 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания помещения непригодным для проживания граждан является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

Основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания (п. 34).

Согласно п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно абз. 2 ст. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из анализа вышеназванных норм следует, что Правительством РФ установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Согласно ч. 1 и 8 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1-3, 5-9 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в рамках настоящего Закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч. ч 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

Согласно ст. 16 данного Федерального закона, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 1). Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности: 1) перечень многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; 2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в п. 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда (п. 2). Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: 1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в п. 2 ч. 2 ст. 49 ГрК РФ (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда; 2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ; 3) предоставление указанным в п. 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений (п. 6 ст. 16).

В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ).

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» ЖК Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу и реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают собственники жилых помещений. При рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК Российской Федерации о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК Российской Федерации об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Как следует из правовой позиции, отраженной в разделе II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Согласно приведенным положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.

Предоставление гражданам в связи с утратой занимаемого жилого помещения другого жилого помещения носит компенсационный характер, не является формой улучшения жилищных условий и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению прежними с одновременным улучшением жилищных условий только с точки зрения безопасности.

При этом в рамках реализации программы переселения граждан из аварийного жилья, принадлежащего им на праве собственности, равнозначное жилое помещение должно быть предоставлено на том же праве.

Постановлением Администрации Костромской области от 01.04.2019 № 115-а утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2019-2023 годы» в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ в целях получения финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 01.01.2017 (Приложение № 1 к Программе) включен <адрес> с планируемой датой окончания переселения <дата> (п. 167).

В соответствии с указанным постановлением администрации г. Костромы от <дата> утверждена муниципальная программа города Костромы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа города Кострома» (постановление). В Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до <дата> и подлежащих сносу или реконструкции в связи с их износом в процессе эксплуатации (Приложение к Программе) включен <адрес> с планируемой датой окончания переселения <дата> (п. 88).

Из материалов дела следует, что Глушкова Г.Д., Строганова Т.А., Строганова И.Ю. являются собственниками долей в праве собственности на квартиру по 1/3 каждый 2-комнатной квартиры с кадастровым номером 44:27:040322:19 общей площадью 52,4 кв.м., в т.ч. жилой площадью 36,2 кв.м., расположенной по адресу <адрес>, право собственности зарегистрировано <дата>.

Согласно сведениям МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» по адресу: <адрес> по месту жительства зарегистрированы: ФИО2, <дата> г.р. с <дата>, ФИО3, <дата> г.р с <дата>., ФИО4, <дата> г.р. с <дата>, ФИО5, <дата> г.р. с <дата>, ФИО6, <дата> г.р. с <дата>, ФИО7, <дата> г.р. с <дата>, ФИО8, <дата> г.р.с <дата>, ФИО9, <дата> г.р. с <дата> по настоящее время.

Постановлением администрации города Костромы от <дата> многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок отселения граждан из жилых помещений дома установлен до <дата>.

09 августа 2019 г. администрацией г. Костромы было издано постановление № 1409, которым были внесены изменения в п. 3 постановления администрации г. Костромы от 03 августа 2015 г. № 1967, цифры «2019», замены цифрами «2021».

18 августа 2021 г. администрацией г. Костромы было принято постановление № 1427, которым были внесены изменения в п. 3 Постановления администрации г. Костромы от 03 августа 2015 г. № 1967(с изменениями, внесёнными постановлением администрации г. Костромы от 09 августа 2019 № 1409), слова «31 декабря 2021 года» заменены словами «31 декабря 2023 года».

<дата> было издано постановлением «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером и жилых помещений, расположенных по адресу: ФИО1, <адрес>, городской округ <адрес>», из которого следует, что земельный участок из земель населенных пунктов площадью 2696 квадратных метров с кадастровым номером под многоквартирным домом с кадастровым номером , расположенный по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ город. Кострома, <адрес>, 27, пропорционально размеру общей площади помещений, указанных в пунктах 1.2-1.7 настоящего постановления, изъят для муниципальных нужд. В пункте 1.4 указанного постановления имеется указание на находящееся в частной собственности жилое помещение- квартиру, общей площадью 52.4 кв. м. с кадастровым номером , располож. по адресу: Российская Федерация, Костромская область, городской округ <адрес>.

В сентябре 2023 года органом местного самоуправления в адрес истцов направлен проект соглашения об изъятии земельного участка с кадастровым номером и жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, стоимость изымаемого имущества определена администрацией города Костромы на основании отчета об оценке ООО «Эксперт- Оценка- Кострома» в общей сумме 2 762 100 руб.

Оценивая доводы истцов, суд приходит к следующему:

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела улучшилось капитальное состояние дома ответчиком не представлено.

Согласно ст. 9 п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им права.

Поскольку по делу установлено, что рассматриваемый многоквартирный жилой дом в установленном порядке признан аварийным и подлежащим расселению, включен в региональную и муниципальную программы переселения, права истцов в рамках расселения дома в течение длительного времени не реализованы, с выкупом земельного участка на условиях предложенного ответчиком Соглашения они не согласны, исковые требования Глушковой Г.Д., Строгановой Т.А., Строгановой И.Ю. о предоставлении равнозначного жилого помещения взамен занимаемого жилого помещения в порядке переселения из аварийного жилья являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

            

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Глушковой ФИО17, Строгановой ФИО18, Строгановой ФИО19 удовлетворить.

Обязать администрацию г. Костромы предоставить Глушковой ФИО20, Строгановой ФИО21, Строгановой ФИО22 жилое помещение в общую долевую собственность (по 1/3 доле в праве каждому), расположенное в пределах города Костромы, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, площадью не менее 52,4 кв.м. взамен ранее занимаемого жилого помещения, непригодного для проживания, расположенного по адресу <адрес>

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение одного месяца со дня со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья: Л.А. Нефёдова

2-605/2024 (2-4935/2023;) ~ М-3927/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Строганова Ирина Юрьевна
Строганова Татьяна Алексеевна
Глушкова Галина Дмитриевна
Ответчики
Администрация г.Костромы
Другие
Макеев Анатолий Анатольевич
Строганова Алина Анатольевна
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Нефёдова Любовь Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
07.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2023Передача материалов судье
14.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
07.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее