Судья: Коваленко О.П. Гр. дело № 33-6902/2023
№2-392/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июня 2023 года г. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Житниковой О.В.,
судей Ивановой Е.Н., Туляковой О.А.,
при секретаре Даниленко И.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Люлякова Евгения Васильевича на решение Самарского районного суда г. Самары от 6 марта 2023 года, которым постановлено:
«В удовлетворении иска Люлякова Евгения Васильевича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара», Тыркаевой Наталье Викторовне о признании договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан незаключенным - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Житниковой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском с учетом уточнения к ООО «Газпром межрегионгаз Самара» о признании договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан незаключенным.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 1998 года истец является собственником жилого <адрес>. Люляковым Е.В. на личные сбережения приобретено газовое оборудование в указанное домовладение. Истцом заключены договоры на поставку газа и техническое обслуживание с ООО «СВГК». По указанному адресу открыт лицевой счет №. Стороны друг к другу с требованиями о расторжении договора газоснабжения не обращались. В тексте договора отсутствовала информация, что ООО «СВГК» является агентом ООО «Газпром межрегионгаз Самара». 15.08.2019 г. в абонентский пункт «Новокуйбышевск» обратилась Тыркаева Н.В. с заявлением о заключении договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан с приложенными документами: выписка ЕГРН, паспорт на имя Тыркаевой Н.В., договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, заключенного на имя Тыркаевой Н.В. На основании представленных документов ответчиком с Тыркаевой Н.В. был заключен договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан. Карточка лицевого счета была изменена с Люлякова Е.В. на Тыркаеву Н.В. Доля собственности Тыркаевой Н.В. в объекте недвижимости составляет менее 3-х квадратных метров, ее доля не обособлена и не выделена, и доля не может быть объектом (предметом) технического и технологического использования газового оборудования. Во взаимоотношениях между ООО «СВГК» и ООО «Газпром межрегионгаз Самара» ответчик не урегулировал отношения с истцом. Договор между ООО «СВГК» и истцом не расторгался и не изменялся. Не имея технических, технологических оснований, ответчик, злоупотребляя правом, вступил в договорные отношения с Тыркаевой Н.В., чем нарушаются права истца как собственника жилого помещения и газового оборудования в нем.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать договор, заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В., незаключенным.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Тыркаева Н.В.
По результатам рассмотрения заявленных требований судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с вынесенным судом решением, истец Люляков Е.В. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Самарского районного суда г. Самары Самарской области от 6 марта 2023 г. отменить. В жалобе Люляков Е.В. указывает, что бессрочный договор между ООО «СВГК» и истцом не расторгнут, фактический размер и технические параметры собственной доли Тыркаевой Н.В. не соответствуют объективным, фактическим и техническим показателям для заключения ею договора с ООО «Газпром межрегионгаз Самара» без нарушения прав и законных интересов истца (собственника), установленное в жилом доме газовое оборудование принадлежит истцу.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Самара» Швецова Е.Н. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы.
Представитель третьего лица ООО «СВГК» Маркова Д.С. в заседании судебной коллегии возражала против доводов апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела уведомлены надлежащим образом, от Люлякова Е.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. В силу требований ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу п.п. 1, 2 ст. 432 ГК РФ, договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
Согласно п. 1 ст. 433 ГК РФ, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии с п.п. 1-3 ст. 434 ГК РФ, договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными в соответствии с правилами абзаца второго пункта 1 статьи 160 настоящего Кодекса. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 438 настоящего Кодекса.
Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ, к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Статьей 539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 5 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 549, предусмотрено, что поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора.
Согласно п.п. 7, 14 названных Правил, для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.
Договор заключается в письменной форме на неопределенный срок. По желанию заявителя, изложенному в оферте, договор может быть заключен на указанный в ней срок.
Содержание приведенных норм права свидетельствует о том, что по публичному договору газоснабжения абонентом может выступить гражданин, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, заявивший инициативу на заключение договора поставки газа, владеющий и пользующийся на законном основании домом, для газоснабжения которого он проявляет инициативу по заключению договора.
Как следует из материалов дела, истец Люляков Е.В. является собственником 5/6 долей в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Право собственности Люлякова Е.В. зарегистрировано в ЕГРН 09.02.2021.
Собственниками других долей в праве общей долевой собственности являются: ответчик Тыркаева Н.В. (1/12 доли), Галичев В.В. (1/12 доли).
Также из материалов дела следует, что 06.06.2012 года между истцом Люляковым Е.В. и ответчиком ООО «СВГК» был заключен договор газоснабжения №. В соответствии с п. 4.24 договора в случае, если газифицированный объект находится в общей собственности (владении, пользовании), то открытие лицевого счета производится на одного из владельцев (по заявлению сторон) и расчеты за газ учитываются на одном лицевом счете. Лица, имеющие в общей собственности (владении, пользовании) газифицированный объект, вопрос о долях оплаты решают между собой, оплачивая при этом потребленный газ в полном объеме.При заключении договора от 06.06.2012 между ООО «СВГК» и Люляковым Е.В. был открыт лицевой счет №.
ООО «СВГК» осуществляло до 31.12.2018 поставку газа в жилое помещение по адресу: <адрес>.
19.07.2019 между ООО «СВГК» и ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» заключено соглашение о расторжении (прекращении) агентского договора № от 30.12.2014 с 01.01.2019 г., а также соглашение № об урегулировании правоотношений ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и ООО «СВГК» в связи с расторжением (прекращением) агентского договора№ от 30.12.2014 г.
Начиная с 01 января 2019 года ведение расчетов, лицевых счетов, прием платежей за газоснабжение, а также предоставление информации о задолженности, лицевых счетах абонентов и прочее осуществляется непосредственно ООО «Газпром Межрегионгаз Самара».
Как следует из пояснений представителя ответчика, ООО «СВГК» договор газоснабжения, заключенный между ООО «СВГК» и Люляковым Е.В., не передавало по акту приема-передачи.
15.08.2019 года сособственник <адрес> в <адрес> Тыркаева Н.В. обратилась в ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» с офертой, в которой просила заключить с ней договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан, представив заключенный между Тыркаевой Н.В. и ООО «СВГК» договор № о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования от 15.08.2019, а также выписку из ЕГРН от 21.05.2019, согласно которой правообладателем 1/12 доли в праве на жилой дом по адресу: <адрес>, являлась Тыркаева Н.В., вторым правообладателем указан Галичев В.В., иные правообладатели отсутствуют (л.д. 162-163 т.1).
15.08.2019 между ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В. заключен договор поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан №, согласно условиям которого поставщик газа обязуется подавать Абоненту по сетям Газораспорядительной организации, заключив с ней договор на транспортировку газа населению, природный газ для обеспечения коммунально-бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в необходимом абоненту количестве до границы раздела собственности на газораспорядительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке, а Абонент обязуется оплачивать принятый объем газа по утвержденным уполномоченным органам розничным ценам (п. 1.1 договора). В приложении № к договору согласованы расчетные параметры, используемые при проведении расчетов за газ, адрес газифицированного помещения: <адрес> (л.д.164-167 т.1).
Лицевой счет № был переоформлен на имя Тыркаевой Н.В.
Договор поставки природного газа между ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В. заключен в соответствии с требованиями Правил № и главой 39 ГК РФ, регулирующей отношения по возмездному оказанию услуг.
Основанием для заключения оспариваемого договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с Правилами №549 являлось заявление-оферта, поданное 15.08.2019 года Тыркаевой Н.В. от своего имени в адрес ООО «Газпром Межрегионгаз Самара», с приложением предусмотренных Правилами № документов.
Суд первой инстанции, оценив доказательства по делу в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Люлякова Евгения Васильевича к ООО «Газпром межрегионгаз Самара», Тыркаевой Наталье Викторовне о признании договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан незаключенным.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку между сторонами договора ООО «Газпром межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В. была достигнута договоренность по всем существенным условиям договора, договор подписан сторонами, соблюдена письменная форма.
Доводы апелляционной жалобы Люлякова Е.В. о том, что бессрочный договор между истцом и ООО «СВГК» не расторгнут, суду не представлено соглашений об урегулировании отношений между Люляковым Е.В. и Тыркаевой Н.В., которые послужили основанием для оформления обязательств на поставку газа с Тыркаевой Н.В., не могут являться основанием к отмене решения суда, по следующим основаниям.
Как следует из ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газоснабжение - одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа.
ООО "Газпром межрегионгаз Самара" является газоснабжающей организацией, осуществляющей поставку газа потребителям на территории Самарской области.
В соответствии с условиями соглашения от 19 июля 2019 г. об урегулировании правоотношений ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК" в связи с расторжением (прекращением) агентского договора от 30 декабря 2014 г., данное соглашение является основанием для процессуального правопреемства, в том числе для замены истца, взыскателя, ответчика, третьего лица в рассматриваемых судебных спорах, в рамках исполнительного производства с агента на принципала, в части прав (требований) по отношению к абонентам, вытекающих из договоров поставки газа (газоснабжения), заключенных между агентом и абонентами до момента расторжения (прекращения) принципалом агентского договора (до 1 января 2019 г.), включая права требования по оплате задолженности за газ, по возмещению судебных и иных расходов.
В остальной части правопреемство между ООО "Газпром межрегионгаз Самара" и ООО "СВГК" названным соглашением не установлено.
При этом на момент заключения договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан № от 15 августа 2019 г. между ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В. право собственности Люлякова Е.В. на жилой дом зарегистрировано не было.
Таким образом, препятствия для заключения указанного договора у ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» отсутствовали.
Доводы жалобы истца о том, что фактический размер и технические параметры собственной доли Тыркаевой Н.В. не соответствуют объективным, фактическим и техническим показателям для заключения ею договора с ООО «Газпром межрегионгаз Самара» не могут быть приняты во внимание.
В соответствии со ст. 244 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве в собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона.
Согласно ст. 246 Гражданского кодекса Российской Федерации законодателем императивно определено, что распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
На основании ст. 247 Гражданского кодекса Российской Федерации, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
При этом в соответствии с п. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
С учетом изложенного, то обстоятельство, что на долю Тыркаевой Н.В. приходится менее 3 кв.м общей площади домовладения, вопреки доводам апелляционной жалобы, не свидетельствует о невозможности заключения с ней договора поставки природного газа для коммунально-бытовых нужд граждан.
При этом тот факт, что договор заключен с Тыркаевой Н.В., не лишает истца как участника долевой собственности права потребления газа для коммунально-бытовых нужд, права истца в результате заключения ответчиками указанного договора не нарушаются.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что договор от 15.08.2019 заключен между ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» и Тыркаевой Н.В. на согласованных сторонами условиях в офертно-акцептном порядке, содержит все существенные условия, каких-либо нарушений ООО «Газпром Межрегионгаз Самара» при заключении договора не допущено, в связи с чем, оснований для признания его незаключенным не имеется.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы Люлякова Евгения Васильевича не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ — ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░: