УИД 10RS0001-01-2023-000337-61
Дело № 2-291/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Каменевой А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Печенкиной О.В. к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке,
у с т а н о в и л:
Печенкина О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником <адрес>, данный дом признан аварийным, грозит обрушением. Решением жилищной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 16 апреля 2021 г. она признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке по основанию малоимущности в связи с аварийностью дома. Истец не оспаривает, что по спорному адресу уже длительно не проживает, поскольку обрушена крыша, что создает опасность для её жизни и здоровья.
Ссылаясь на указанные фактические основания, свою малоимущность, факт постановки на жилищный учет нуждающихся в предоставлении жилья, а также положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит обязать ответчика предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям <адрес>, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, не менее № кв.м.
В судебном заседании стороны не присутствовали, надлежащим образом извещены о слушании дела.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при состоявшейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждается, что истец является собственником ? доли в праве собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> остров, <адрес>, в порядке наследования.
Согласно техническому паспорту указанный многоквартирный дом, общей площадью № кв.м, состоит из двух квартир. Квартира № имеет площадь № кв.м, состоит на государственном кадастровом учете, собственником квартиры является Ч.Н.И. Квартира №, собственником которой является истец, имеет площадь № кв.м. Квартира № не состоит на государственном кадастровом учете как самостоятельный объект недвижимости.
Истец зарегистрирована по месту жительства в квартире № обозначенного дома, однако уже длительное время в квартире не проживает. Из представленных истцом фотографий усматривается, что в доме обрушена крыша, поехал фундамент, крыша полностью протекает. Проживание в указанной квартире не безопасно для жизни и здоровья истца.
Заключением межведомственной комиссии от 11 февраля 2021 г. двухквартирный жилой дом по адресу: <адрес> <адрес>, <адрес>, признан аварийным, не пригодным для проживания.
Поскольку дом признан аварийным после 2017 года, он не включен в Региональную адресную программу по переселению из аварийного жилья.
Решением жилищной комиссии муниципального образования «Беломорское городское поселение» от 16 апреля 2021 г. № 3 с учетом изменений, внесенных в него решением от ДД.ММ.ГГГГ №, Печенкина О.В. по основанию малоимущности признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, пользуется внеочередным правом получения жилой площади. Состав семьи – 1 человек.
Решением XXXVI сессии II созыва Совета Беломорского городского поселения №123 от 26 октября 2012 г. внесены изменения в Устав МО «Беломорское городское поселение». Так, в силу ст. 38 Устава АМО «Беломорский муниципальный район» администрация района обеспечивает исполнение полномочий органов местного самоуправления «поселения» по решению вопросов местного значения поселения в соответствии с федеральными законами, законами Республики Карелия, правовыми актами, правовыми актами Совета «поселения». Решением XLIV сессии II созыва Совета Беломорского городского поселения №156 от 7 июня 2013 г. полномочия по решению вопросов местного значения в части организации, содержания муниципального жилищного фонда, переданы от муниципального образования «Беломорское городское поселение» муниципальному образованию «Беломорский муниципальный район». Решением XLIV сессии II созыва Совета Беломорского городского поселения №158 от 7 июня 2013 г. МКУ «Администрация муниципального образования «Беломорское городское поселение» ликвидировано с 19 сентября 2013 г. Таким образом, от имени администрации поселения в настоящее время действует администрация района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Статьей 86 ЖК РФ предусмотрено, что если жилой дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственно власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие жилые помещения по договорам социального найма.
Материалами дела также подтверждается, что истец является собственником, а не нанимателем жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным.
В силу ч. 1, 6, 8 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, исходя из действующего правового регулирования, права нанимателя жилого помещения, признанного аварийным, реализуются посредством его постановки на жилищный учет нуждающихся в предоставлении жилья и последующего предоставления нанимателю по договору социального найма во внеочередном порядке равнозначного по площади жилого помещения. Права же собственника жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и не включенным в региональную адресную программу переселения, реализуются посредством выкупа земельного участка для муниципальных нужд и предоставления такому собственнику денежного возмещения в порядке ст. 32 ЖК РФ. При этом права на предоставление жилого помещения по договору социального найма взамен признанного аварийным собственник не имеет.
Правовые механизмы ст.ст. 57 и 32 ЖК РФ не исключают друг друга, являются самостоятельными, решают разные задачи. До 25 апреля 2023 г. допустимые варианты их толкования не были предметом изучения Конституционного Суда Российской Федерации.
В Постановлении от 25 апреля 2023 г. № 20-П «По делу о проверке конституционности частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 2 и части 3 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в связи с жалобами граждан Б.С.Н., Л.А.Л. и Л.Т.С., Р.С.З.» Конституционный Суд Российской Федерации исследовал соотношение правовых механизмов, установленных ст.ст. 32 и 57 ЖК РФ и дал разъяснения по вопросу о том, каким образом подлежат реализации жилищные права собственников жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными, однако не включенных в региональную адресную программу переселения, на тот случай, если орган местного самоуправления бездействует в части проведения процедуры изъятия земельного участка под таким домом для муниципальных нужд.
В пунктах 5.1, 5.2, 6 Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения статей 32 и 57 ЖК РФ - по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой в системе действующего законодательства, - исключают внеочередное предоставление жилья гражданам, которые признаны малоимущими, состоят на учете нуждающихся в жилье, являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции, и проживают в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Иные же эффективные механизмы удовлетворения их жилищных потребностей отсутствуют. Правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности, один из элементов которого - возможность изъять имущество для государственных или муниципальных нужд, и в силу данного обстоятельства он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных в силу пожара и прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения (часть 8), действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Правовые инструменты, закрепленные в статьях 32 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и ориентированные на защиту жилищных прав граждан в указанных в этих нормах случаях, равно как и любые другие жилищно-правовые институты, ни в каком сочетании - с учетом их явных и скрытых взаимосвязей - не образуют единого системного механизма, рассчитанного на обеспечение интересов лиц, нуждающихся в предоставлении социального жилья, не позволяют малоимущим гражданам - собственникам помещений, признанных непригодными для проживания, быть в достаточной степени уверенными в реализации их прав. Таким образом, действующее правовое регулирование не обеспечивает системной реализации права на жилище малоимущими гражданами, которым оно в силу прямого указания Конституции Российской Федерации должно предоставляться бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, часть 3). Для малоимущих граждан - собственников жилых помещений, дальнейшая эксплуатация которых без риска для жизни и здоровья невозможна, безусловной и конституционно значимой необходимостью является законодательное решение вопроса об условиях и порядке их обеспечения благоустроенными жилыми помещениями. Люди, оказавшиеся в такой тяжелой жизненной ситуации, как непригодность для проживания единственного жилья при отсутствии средств не только на приобретение другого, но нередко и на наем жилья, нуждаются в ясном и понятном регулировании, которое позволило бы им планировать свои действия для выхода из данной ситуации, а также определило бы обязанности публичной власти по содействию им. Как подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, если пробельность закона ведет к правоприменению, угрожающему соблюдению конституционных прав, законодателю предписывается преодолеть такой пробел, включая те случаи, когда он подтверждается устойчивой практикой, выработавшей единообразное понимание конкретного регулирования (постановления от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 2 марта 2010 года N 5-П, от 6 декабря 2011 года N 27-П и от 31 марта 2015 года N 6-П).
Указанным Постановлением Конституционный Суд Российской Федерации признал, что части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 46 (части 1 и 2), 55 (часть 3) и 75.1, в той мере, в какой они - в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями - не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда. Федеральному законодателю надлежит внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
В пункте 3 резолютивной части Постановления Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения таких изменений следует исходить из того, что указанные граждане подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создает непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
Материалами дела подтверждается, что истец относится к той категории граждан, права которых до внесения изменений в законодательное регулирование должны реализоваться в порядке, установленном пунктом 3 резолютивной части Постановления Конституционный Суд Российской Федерации от 25 апреля 2023 г. № 20-П, а именно: либо посредством предоставления во внеочередном порядке равнозначного жилого помещения по договору социального найма без оплаты возмещения по ст. 32 ЖК РФ либо посредством незамедлительного обеспечения жилыми помещениями маневренного фонда (на тот случай, если наниматель продолжает проживать в угрожающем его жизни и здоровью аварийном жилье).
По обстоятельствам настоящего дела истец не отрицает, что в <адрес>, расположенной в аварийном доме, не проживает, на период до обеспечения жильем поселилась у родственников. Администрация не ссылается на наличие сформированного маневренного фонда, из которого истец может быть незамедлительно обеспечена жильем, как и не указывает, что вообще имеет намерение осуществить процедуру изъятия земельного участка под аварийным многоквартирным домом, что исключает целесообразность предоставления истцу жилья из маневренного фонда на срок до решения вопроса о способе удовлетворения её жилищных потребностей.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что как таковой угрозы жизни истца аварийное жилое помещение не несет, поскольку она в нем не проживает, а фактических оснований полагать, что орган власти когда-либо выплатит ей выкупную цену за аварийное жилье у суда не имеется, в связи с чем её жилищные права подлежат реализации посредством предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке без оплаты возмещения по ст. 32 ЖК РФ.
Ответчик не оспаривает право истца на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке по существу, однако ссылается на отсутствие финансирования и свободного жилищного фонда на территории <адрес>. Данные доводы не имеют для суда правового значения.
Возлагая на ответчика обязанность предоставить истцу жилое помещение, суд исходит из требований, установленных ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Сведениями технического паспорта и ФГИС ЕГРН подтверждается, что площадь квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, <адрес>, составляет № кв.м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление удовлетворить.
Возложить на администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» обязанность предоставить Печенкиной О.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженке <адрес> <адрес>, паспорт №, во внеочередном порядке на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее № кв.м, расположенное в черте <адрес>, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям к благоустройству жилых помещений применительно к <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова