№
Р Е Ш Е Н И Е
07 декабря 2023 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Казакова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Максимова С.В. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми от 20.10.2023 в отношении Маковецкой С.Г., директора Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «Центр Грани», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми 20.10.2023 Маковецкая С.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что Маковецкая С.Г., являясь директором Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «Центр Грани» (далее по тексту – Центр Грани), расположенного по адресу: <Адрес>, <Адрес> не обеспечила представление в установленный срок (до 29.05.2023) в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ОСФР по Пермскому краю) сведений по форме ЕФС-1 в отношении 1 застрахованного лица, необходимых для осуществления контроля, чем нарушила пп. 5 п. 2, п. 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту - Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Указанные сведения по форме ЕФС-1 были представлены в ОСФР по Пермскому краю 17.06.2023.
Защитник Максимов С.В., не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи от 20.10.2023 года отменить, производство по делу прекратить.
Свои требования мотивирует тем, что судом не принят во внимание тот факт, что еще до составления протокола об административном правонарушении Маковецкой С.Г. были предприняты действия по уточнению сведений об уплате страховых взносов и направлена уточняющая информация об уплаченных страховых взносах, что свидетельствует о том, что Маковецкая С.Г. исполнила обязанности, установленные п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, негативных последствий от действий должностного лица не наступило. Указывает также на то, что Центр Грани является социально ориентированной некоммерческой организацией.
Маковецкая С.Г., ее защитник Максимов С.В., будучи извещенными судом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
ОСФР по Пермскому краю извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представитель административного органа не явилась, направила письменные возражения на жалобу, в которых просила провести судебное заседание без участия представителя ОСФР по Пермскому краю, а также пояснила, что сведения о страховых взносах представляются в налоговый орган в прядке, установленном п. 8 ст. 11 и абзацем 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ и п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ, наличие в действиях Маковецкой С.Г. состава вменяемого административного правонарушения не зависит от факта представления уточненных сведений об уплате страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу при данной явке.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья находит постановление мирового судьи законным и обоснованным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций устанавливается Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователи – это юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц); семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющие традиционную хозяйственную деятельность; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь представляет в органы Фонда сведения для индивидуального (персонифицированного) учета (за исключением сведений, предусмотренных пунктом 8 статьи 11 настоящего Федерального закона) в составе единой формы сведений.
В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь представляет о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения и документы: дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), договора авторского заказа, договора об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательского лицензионного договора, лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договора о передаче полномочий по управлению правами, заключенного с организацией по управлению правами на коллективной основе, на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.
Сведения, указанные в подпункте 5 пункта 2 настоящей статьи, представляются не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения с застрахованным лицом соответствующего договора, а в случае прекращения договора не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения.
Постановлением Правления ПФ РФ от 31.10.2022 № 245п утверждены единая форма "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядок ее заполнения. Сведения о трудовой (иной) деятельности отражаются в подразделе 1.1 раздела 1 формы ЕФС-1.
Как установлено судом, 17.06.2023 Центр Грани представлена форма ЕФС-1 в отношении 1 застрахованного лица ГДГ, в которой отражены сведения о прекращении 26.05.2023 с ГДГ договора гражданско-правового характера, в то время как пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ предусмотрено представление указанных сведений не позднее рабочего дня, следующего за днем его прекращения, то есть до 29.05.2023.
По данному факту начальником отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета и администрирования страховых взносов ОСФР по Пермскому краю 19.09.2023 составлен протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица организации - директора Центра Грани Маковецкой С.Г. по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ.
Факт совершения Маковецкой С.Г. административного правонарушения подтверждается совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении № от 19.09.2023, в котором изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ (л.д. 2-3); уведомлением о составлении протокола об административном правонарушении от 03.08.2023 (л.д.6); скриншотом таблицы о предоставлении сведений по форме ЕФС-1 (л.д. 9-10); выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «Грани» (л.д. 11-12) и иными собранными по делу доказательствами.
Оснований не доверять представленным доказательствам суд не усматривает, поскольку они согласуются между собой, противоречий не содержат, протокол об административном правонарушении составлен и подписан уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при его составлении не допущено, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.
На основании представленных доказательств, достоверность и объективность которых у суда сомнений не вызывает, и которым в постановлении мирового судьи дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст.26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, мировой судья пришел к обоснованному выводу о доказанности вины должностного лица Маковецкой С.Г. в совершении административного правонарушения.
Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ предусмотрена ответственность страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 11 настоящего Федерального закона (за исключением сведений, предусмотренных подпунктом 4 указанного пункта). К такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, вправе в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, обжаловать это решение в вышестоящий орган Фонда.
В материалы дела приобщено платежное поручение № 454 от 15.08.2023 г., согласно которому Центр Грани добровольно оплатил штраф в размере 500 руб. на основании решения № от 01.08.2023 г.
Согласно картотеке арбитражных дел, размещенной на общедоступном сайте kad.arbitr.ru, сведений об обжаловании Центром Грани решения № от 01.08.2023 г. о привлечении организации-страхователя к ответственности за совершение правонарушения, не имеется.
Привлечение к ответственности организации, как и последующая добровольная уплата юридическим лицом финансовой санкции не исключает административную ответственность виновного должностного лица – директора организации по ст. 15.33.2 КоАП РФ, своевременно не исполнившего предусмотренную пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ обязанность.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 04.02.2019 № 8-П "По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой", наряду с закрепленными в Федеральном законе от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" мерами государственного принуждения в отношении страхователей, нацеленными на обеспечение исполнения обязанностей, связанных с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета, статья 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает также административную ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации о таком учете срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в надлежащем порядке сведений (документов), необходимых для такого учета, а равно их представление в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доказательств, подтверждающих, что директором Центра Грани Маковецкой С.Г. были своевременно предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для представления организацией в установленный срок (до 29.05.2023) в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту – ОСФР по Пермскому краю) сведений по форме ЕФС-1, суду не представлено.
Действия Маковецкой С.Г. правильно квалифицированы мировым судьей по ч. 1 ст.15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, сроки привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено в пределах санкции статьи и с учетом требований ст.4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ. Мотивы принятого решения о виде и размере наказания мировым судьей в достаточной степени мотивированы, не согласиться с ними у суда оснований не имеется. Процессуальных нарушений, влекущих отмену обжалуемого постановления, при рассмотрении дела не допущено.
Довод защитника Максимова С.В. о том, что еще до составления протокола об административном правонарушении Маковецкой С.Г. были предприняты действия по уточнению сведений об уплате страховых взносов и была направлена уточняющая информация об уплаченных страховых взносах, не относится к предмету правонарушения, предусмотренному ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое состоит в непредставление в установленный срок либо отказе от представления в территориальные органы ОСФР оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представлении таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Отсутствие негативных последствий правонарушения, на которое ссылается автор жалобы, не свидетельствует об отсутствии в действиях Маковецкой С.Г. состава вменяемого правонарушения.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Вопреки доводам жалобы, отсутствие негативных последствий охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода об отсутствии состава правонарушения либо о малозначительности правонарушения. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных законодательством, с которыми, в свою очередь, корреспондируют права работников или лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на своевременное, достоверное и полное отражение фактов их трудовой деятельности в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
На основании изложенного, с учетом обстоятельств правонарушения, принимая во внимание сам характер совершенного правонарушения, объект посягательства (административное правонарушение в области страхования, затрагивающее права на социальное обеспечение со стороны государства физических лиц), оснований для вывода об отсутствии состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.
Суд не принимает во внимание довод жалобы о том, что Центр Грани является социально ориентированной некоммерческой организацией, поскольку данное обстоятельство имело бы значение и должно было бы учитываться в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа организации в соответствии с положениями ст. 4.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья,
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Перми от 20.10.2023 в отношении Маковецкой С.Г., директора Фонда «Центр гражданского анализа и независимых исследований «Центр Грани», по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.33.2 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу защитника Максимова С.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.19 КоАП РФ.
Судья
Копия верна. Судья А.В. Казакова