Дело №2-1-234/2023
40RS0010-01-2023-000240-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Лунёвой Т.А.
при секретаре Власкове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кирове Калужской области
25 апреля 2023 г.
дело по иску Кировского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» о понуждении поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,
установил:
4 апреля 2023 г. Кировский межрайонный прокурор Калужской области обратился в суд с исковым заявлением к Кировской районной администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» о понуждении поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество - дворовую канализационную сеть по адресу: Калужская область г.Киров ул.Фурманова д.6, протяженностью ориентировочно 39 м. В обоснование иска прокурор указал, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства при выявлении, постановке на учет, содержании бесхозяйных дворовых канализационных сетей, установлено, что Кировской районной администрацией МР «Город Киров и Кировский район» не исполняются требования действующего законодательства в части содержания дворовых канализационных сетей на территории муниципального района. Проведенная прокуратурой проверка показала, что дворовая канализационная сеть, расположенная по адресу: Калужская область г.Киров ул.Фурманова д.6, протяженностью 39 м, в настоящее время не имеет собственника или иного законного владельца. Из писем администрации МР «Город Киров и Кировский район», Министерства экономического развития КО, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ООО «Компания по выполнению строительных работ и оказанию услуг в сфере энергосбережения» следует, что данная дворовая канализационная сеть указанным лицам на праве собственности не принадлежит. Также отсутствует информация о зарегистрированных правах на указанную дворовую канализационную сети в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что исключает правовую принадлежность данного объекта организациям и физическим лицам. Отсутствие собственника у вышеуказанной дворовой канализационной сети, предназначенной для использования в целях надлежащего осуществления водоотведения на территории муниципального образования, создает предпосылки к нарушению норм действующего законодательства, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, интересов общества и государства в области надлежащей организации водоотведения на территории муниципального образования. С учетом требований ст.2, ч.1 ст.6, п.1.ст.10 Федерального закона от 07.12.20211 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пп.4, п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.225 Гражданского кодекса РФ, ст.210 Гражданского кодекса РФ, прокурор просил обязать администрацию МР «Город Киров и Кировский район» обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи - дворовой канализационной сети, расположенной по вышеуказанному адресу в срок до 1 июля 2024 г.
В судебном заседании прокурор Лазарева Е.В. исковые требования поддержала, представив доводы, изложенные в заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» по доверенности Никуленкова Ю.С. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, просила рассмотреть дело без ее участия, в вынесении решения полагаясь на усмотрение суда (л.д.28,30-31).
Представители третьих лиц: МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ООО «Компания по выполнению строительных работ и оказанию услуг в сфере энергосбережения» (далее - ООО «Стройтехсервис»), Министерства экономического развития Калужской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены (л.д.25,27,29).
Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.
Суд, выслушав объяснения прокурора, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно представлению Кировского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства, вынесенного в адрес Главы администрации муниципального района «Город Киров и Кировский район» 14.02.2019, акту проверки от 30.03.2023, установлено, что ответчиком не исполняются требования действующего законодательства в части содержания дворовых канализационных сетей на территории муниципального района, которые необходимы для организации на территории г.Кирова водоотведения: право собственности на которые не зарегистрировано, и как бесхозяйные, в том числе дворовая канализационная сеть по ул.Фурманова д.6, они не значатся (л.д.7-10,16).
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон №416-ФЗ) собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно статье 2 Федерального закона №416-ФЗ водоотведение это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Канализационная сеть это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В силу части 1 статьи 6 Федерального закона №416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-,тепло-,газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На территориях сельских поселений вопросы местного значения, касающиеся организации в границах поселения электро-,тепло-,газо-, и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Согласно статье 50 названного Федерального закона №131-ФЗ в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник.
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 28.03.2023 следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимости - дворовую канализационную сеть, расположенную по адресу: Калужская область г.Киров ул.Фурманова д.6, протяженностью 39 м (л.д.17).
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 названной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из ответов Кировской районной администрации МР «Город Киров и Кировский район» Калужской области, Министерства экономического развития Калужской области, Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, ООО «Стройтехсервис» следует, что объект недвижимости: дворовая канализационная сеть, расположенная по адресу: Калужская область г.Киров ул.Фурманова д.6, протяженностью 39 м, в реестре муниципальной собственности муниципального района «Город Киров и Кировский район», а также в реестре федерального имущества, в реестре государственной собственности Калужской области не значится, на балансе ООО «Стройтехсервис» в г.Кирове также не числятся (л.д.12-15 оборот. стороны).
Также из ответа ООО «Стройтехсервис» от 20.04.2023 следует, что дворовая канализационная сеть, расположенная по адресу: Калужская область г.Киров ул.Фурманова д.6, протяженностью 39 м, не находится в аренде ООО «Стройтехсервис», (л.д.24).
На основании изложенного, учитывая, что Кировская районная администрация МР «Город Киров и Кировский район» является заказчиком по муниципальным контрактам на выполнение работ по техническому обслуживанию вышеуказанной дворовой канализационной сети, и именно на ней лежит обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйных вещей – дворовых канализационных сетей, суд находит исковые требования Кировского межрайонного прокурора подлежащими удовлетворению с установлением разумного срока для выполнения обязанности по постановке на учет дворовых канализационных сетей по ул.Фурманова д.6 в г.Кирове Калужской области в качестве бесхозяйных вещей до 1 июля 2024 г.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать Кировскую районную администрацию муниципального района «Город Киров и Кировский район» в срок до 1 июля 2024 г. обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи в отношении дворовой канализационной сети, расположенной по адресу: Калужская область, г.Киров, ул.Фурманова д.6, протяженностью ориентировочно 39 м.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Калужского областного суда путем подачи апелляционной жалобы, представления через Кировский районный суд Калужской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: Т.А. Лунёва
Решение суда в окончательной форме принято 28 апреля 2023 г.