Дело № 2-10/2024
УИД: 67RS0005-01-2023-000865-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гагарин 22 января 2024 года
Гагаринский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Малышева Д.Г.,
при секретаре Савченко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеева И. И.ича к Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел России по Смоленской области о признании факта участия в боевых действиях и признании ветераном боевых действий,
установил:
Елисеев И.И. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Смоленской области (далее по тексту УМВД России по Смоленской области) об установлении юридического факта его участия в контртеррористической операции (далее по тексту КТО) на территории Северо-Кавказского региона в период с 24 декабря 2015 года по 01 июня 2016 года и признании ветераном боевых действий, ссылаясь на то, что в указанный период будучи прапорщиком полиции, полицейским ППСП МО МВД России «Гагаринский» был направлен в служебную командировку в с. Серноводское Чеченской Республике для оказания помощи. По прибытии в г. Моздок Республики Северная Осетия-Алания – 24.12.2015 был направлен на КПП № 333 Сунженского района Республики Ингушетии, где находился до 01.06.2016, выполняя задачи по охране общественного порядка в условиях режима КТО. В феврале 2023 года Елисеев И.И. обратился в УМВД России по Смоленской области с заявлением о признании его участником боевых действий, в чем ему было отказано, в связи с чем, полагает данный отказ не законным, нарушающим его законные права в признании ветераном боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения.
Истец Елисеев И.И. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, настаивая на их удовлетворении.
Представитель ответчика - Министерства обороны Российской Федерации по доверенности И. А.Ю. в судебное заседание не явился, в возражениях на исковое заявление полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку сведений, подтверждающих непосредственное участие Елисеева И.И. в КТО на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года, не имеется. Единственным правовым основанием для приобретения особого статуса военнослужащего как непосредственно принимавшего участие в КТО будет являться специальный приказ о проведении КТО, в котором поименно перечисляются конкретные военнослужащие, входящие в состав Объединенной группировки войск. Командировочное же удостоверение, представленное истцом, таковым доказательством являться не может.
Представитель ответчика - УМВД России по Смоленской области по доверенности Чернобурова О.В. в судебном заседании возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, указала, что Елисеев И.И. действительно в период времени с 24.12.2015 по 22.06.2016 находился в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона в составе сводного отряда подразделений МВД России, однако документы, подтверждающие факт его непосредственного участия в боевых действиях в указанный период, отсутствуют. В связи с чем, оснований для признания его ветераном боевых действий, не имеется.
Представитель привлеченного, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – руководитель Временной оперативной группировки органов внутренних дел и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (далее по тексту ВОГОиП МВД России) Богдановский С.В. в судебное заседание не явился, в возражениях на поданное исковое заявление указал, что в удовлетворении заявленного Елисеевым И.И. иска надлежит отказать, поскольку само по себе нахождение его в служебной командировки на территории Республики Ингушетия в обозначенные периоды не означает фактическое участие его в боевых действиях и не является основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий.
Представитель привлеченного, в соответствии со ст. 43 ГПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Оперативного штаба в Чеченской Республике в судебное заседание не явился, ходатайствовали о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителей оперативного штаба в Чеченской Республике, сообщили об отсутствии документов, подтверждающих о проведении КТО на территории Республики Ингушетия в указанный период.
Заслушав истца, представителя УМВД России по Смоленской области, исследовав все доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, принимавшие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Частью 3 статьи 3 указанного закона определен круг лиц, относящихся к ветеранам боевых действий, в число которых включены и граждане, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, при условии закрепления территории и периода ведения боевых действий в специальном перечне.
Согласно раздела III указанного перечня, предусмотрено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", установлено, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 2 названной инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27 ноября 2020 года N 808 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в органах внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту Порядок).
В пунктах 6,7 указанного Порядка установлено, что для получения удостоверения сотрудники подают рапорт, гражданские служащие, работники и граждане, уволенные со службы в органах внутренних дел, федеральной государственной гражданской службы или в связи с прекращением трудового договора, подают заявление. Рапорт (заявление) подается в кадровое подразделение органа, организации, подразделения МВД России, в котором сотрудники, гражданские служащие, работники, уволенные граждане проходят (проходили) службу, работают (работали) или по месту дислокации которого они проживают.
В рапорте (заявлении) указываются фамилия, имя, отчество (при наличии), специальное звание (при наличии), классный чин (при наличии), дата рождения, замещаемая должность (при наличии), сроки (периоды) участия в боевых действиях (выполнения задач) и (или) выполнения задач в ходе (в рамках участия в) специальной военной операции (направления для обеспечения выполнения задач в ходе специальной военной операции), а также территория ведения боевых действий.
Для сотрудников, выполнявших (выполняющих) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с 1 августа 1999 года, - выписки из приказов, изданных в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" <3>, устанавливающих факт непосредственного участия в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, архивные справки, содержащие сведения о данных приказах (п. 8.2 Порядка).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия лиц, указанных в ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выдаваемых органами внутренних дел РФ.
В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на территории Северо-Кавказского региона РФ с размещением в н.п. Ханкала Чеченской Республики создана Временная оперативная группировка органов внутренних дел и подразделений МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Также установлено, и не оспаривается сторонами, что Елисеев И.И., являясь сотрудником органов внутренних дел, в звании прапорщика полиции, полицейский ППСП МО МВД России «Гагаринский» в период с 22.12.2015 по 22.06.2016 был откомандирован для оказания помощи в г. Моздок Республики Северная Осетия-Алания, что подтверждается представленной в материалы дела копией командировочного удостоверения № 294, выданного на имя Елисеева И.И. (л.д.14), откуда 24.12.2015 был направлен на КПП № 333 Сунженского района Республики Ингушетия.
Истец указывает, что в ходе указанной командировки, находясь в составе сводного отряда, выполнял задачи по охране общественного порядка в условиях режима КТО.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения.
Для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, обеспечения деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Единое управление силами и средствами, входящими в состав группировки, включая переподчинение представителей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 3 настоящей статьи, осуществляет руководитель контртеррористической операции. Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые для проведения контртеррористической операции, с момента начала контртеррористической операции и до ее окончания подчиняются руководителю контртеррористической операции (ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").
Из сообщения ВОГОиП МВД России, поступившего в адрес суда 24.11.2023 следует, что, по имеющимся сведениям, в период с декабря 2015 года по июля 2016 года, Елисеев И.И. принимавшим участие в контртеррористических операциях не значится. Приказы о введении правового режима контртеррористической операции издаются Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по субъектам, на территории которых вводится режим контртеррористической операции и содержат сведения, составляющие государственную тайну и имеют гриф ограниченного доступа.
Согласно поступившим 22.01.2024 в адрес суда из Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Ингушетия сведениям, в запрашиваемый период (с 22.12.2015 по 22.06.2016) контртеррористическая операция в горно-лесистой местности Сунженского района Республики Ингушетия проводилась в соответствии с приказами УФСБ России по Республике Ингушетия от 30.05.2014 № 11нс, и от 18.03.2016 № 7нс на ограниченных территориях. КПП № 333 Сунженского района Республики Ингушетия в зону проведения КТО не входило.
Допрошенный в судебном заседании свидетель Купреев Е.В. подтвердил факт нахождения Елисеева И.И. в спорный период в командировки в Республике Ингушетия, пояснив, что сводный отряд участия боевых действиях не принимал.
В соответствии со статьей 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые, в соответствии с законом, должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Таким образом, непосредственное участие военнослужащих и иных лиц в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей при разрешении дела судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания.
Между тем документов о непосредственном участии Елисеева И.И. в боевых действиях в Республике Ингушетия, выданных органами управления, как допустимых доказательств привлечения его к участию в таких действиях в указанное им время в материалах дела не имеется.
Сам по себе факт нахождения Елисеева И.И. в спорный период в командировки в Республике Ингушетия не может служить доказательством непосредственного участия истца в мероприятиях, связанных с проведением КТО, поскольку не отвечают требованиям допустимости доказательств в части подтверждения указанного факта.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных Елисеевым И.И. исковых требований, не имеется, в связи с чем, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░.░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.01.2024.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░