Дело №12-56/2022
Решение
Г.Глазов 24 мая 2022 года
Судья Глазовского районного суда Удмуртской Республики Чупина Е.П.,
С участием защитника Зайцевой Е.С., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании жалобу МУП «ЖКУ», юридический адрес <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.1 ст. 11.2 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 года «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений»,
Установила
Постановлением Административной комиссии муниципального образования «Город Глазов» от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКУ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.2 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 года «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений», за непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий городских округов (разделом 8.1 Правил благоустройства) работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов, - необеспечение, согласно подпункта 13 пункта 8.1.8 раздела 8.1 Правил благоустройства, очистки крыши от снега и удаления сосулек, ледяных наростов.
МУП «ЖКУ», не согласившись с данным постановлением, подало жалобу, в которой просит отменить вышеуказанное постановление, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что учитывая погодные условия зимы 2021-2022гг, обильные снегопады, перепады температуры воздуха управляющая организация принимала все необходимые и зависящие от нее меры по удалению снега, наледи и сосулек на крышах обслуживаемого жилого фонда. Работы по очистке крыши выполнены, что подтверждается соответствующими актами. При квалификации правонарушения административным органом вменена редакция статьи, утратившая силу с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании защитник Зайцева Е.С. доводы жалобы поддержала. Пояснила, что работы по уборке снега с крыш домов проводился в соответствии с договором. По причине того, что дома малоэтажные и малоквартирные, во избежание увеличения квартплаты в части графы содержание общего имущества дома, отказались в письменно виде от уборке с крыши снега, указав, что снег сошел самостоятельно в период оттепели. С крыши второго дома снег убрал ИП Самоделкин в соответствии с заключенным договором и графиком очистки снега с крыш.
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав представленные материалы, суд, пришел к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело в соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ проверено в полном объеме.
Установлено, что протокол об административном правонарушении в отношении МУП «ЖКУ» составлен с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным на основании ч.3 ст.35 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений» составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 11.2 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений». Указание в протоколе и постановлении на иную редакцию ч. ст.11.2 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 в данном случае правового значения не имеет, так как в действующей с 01.01.2022 редакции фактически изменено только наименование «территорий городских округов» на «территорий муниципальных образований», что на квалификацию правонарушения не влияет.
МУП «ЖКУ» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ, ОГРН 1021801092400. Основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч.ч. 1,4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ установлено, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКУ» не обеспечило согласно пп.13 п.8.1.8 раздела 8.1 Правил благоустройства, очистку крыши домов <адрес> от снега.
Согласно ч.1 ст. 11.2 Закона УР №57-РЗ от 13.10.2011 года «Об установлении административной ответственности за отдельные виды нарушений» Непроведение предусмотренных правилами благоустройства территорий муниципальных образований работ по содержанию и уборке территорий и объектов благоустройства, повлекшее их загрязнение и засорение, либо нарушение установленных сроков и порядка проведения указанных работ, не повлекшие нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а именно работ: по уборке (очистке) территорий, объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удалению зимней скользкости, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.
Правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения (статья 2 Федерального закона N 131-ФЗ).
Согласно статье 45.1 Федерального закона N 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования; осуществления контроля за соблюдением правил благоустройства территории муниципального образования.
Решением Глазовской городской Думы от 25.10.2017 № 292 утверждены Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов» Удмуртской Республики (далее Правила благоустройства).
Согласно подп.13 п.8.1.8 Правил благоустройства в целях благоустройства, обеспечения чистоты и порядка физические и юридические лица, перечисленные в пункте 1.3 части 1 настоящих Правил обязаны обеспечить уборку (очистку) объектов благоустройства, в том числе кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега, сосулек, ледяных наростов и удаление зимней скользкости. Устанавливать снегозадержатели на кровлях, скаты которых направлены в сторону улиц. Обеспечить проведение работ по очистке крыш от снега и удаление сосулек, ледяных наростов на карнизах, крышах и водосточных трубах с соблюдением мер безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 года № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения
В силу п. 7 Правил № 290 в перечень работ по надлежащему содержанию крыш многоквартирных домов входит проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи.
Правила благоустройства муниципального образования «Город Глазов» разработаны на основании Федеральных законов, в том числе на основании постановления Госстроя от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».
В соответствии с п.4.6.1.23 постановления Госстроя крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При управлении многоквартирным домом именно управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ).
Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ на содержание общего имущества многоквартирного <адрес>, договору управления имуществом в многоквартирном <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «ЖКУ» является управляющей организацией в отношении общего имущества указанных домов. Договора заключены с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Следовательно МУП «ЖКУ», являясь управляющей организацией, обязано выполнить работы по содержанию объектов благоустройства, в том числе крыш в порядке, установленном разделом 8.1 Правил благоустройства муниципального образования «Город Глазов» Удмуртской Республики, утвержденных решением Глазовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №: «обеспечивать очистку крыш от снега…».
Как следует из материалов дела, по обращению Абашева Р. в адрес Администрации г.Глазова от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 10.05 часов и в 10.00 часов председателем Административной комиссии МО «Город Глазов» осуществлен выезд по адресу: <адрес> для осмотра территории. Выявлено: на поверхности кровли <адрес> имеется скопление снежных масс, образованы снежные шапки; на поверхности кровли <адрес> имеются скопление снежных масс, ледяные наросты (сосульки).
По результатам осмотра составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ с приложением фотоматериалов, протокол об административном правонарушении. Акты составлены единолично председателем административной комиссии.
Как следует из материалов административного дела, с целью соблюдения Правил благоустройства управляющей компанией заключен договор возмездного оказания услуг с ИП Самоделкиным В.М. на проведения работ по очистке снега, в том числе с кровли <адрес>.
Согласно акту выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ ИП Самоделкин В.М. выполнил работы по очистке снега с крыши в соответствии с договором возмездного оказания услуг, заказчик принял работу и претензий не имеет.
Согласно письму старшего по дому № по <адрес>, в связи с самостоятельным сходом снега с крыши дома при потеплении от выполнения работ по очистке кровли от снега жильцы отказываются.
Административным органом данный факт не был принят во внимание.
При осмотре кровли домов <адрес> административным органом и составлении протокола об административном правонарушении административным органом также не были приняты во внимание и положения постановления Госстроя, в соответствии с которыми крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
Административным органом управляющей компании вменено несоблюдение Правил благоустройства, а именно, очистка крыши от снега.
При этом материалы дела не содержат доказательств того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на крыше указанных домов имел место снежный покров, при котором необходима очистка крыши от снега. Материалами дела лишь зафиксировано наличие снега и сосулек на крыше.
Из представленных административным органом доказательств, в том числе фотоматериалов не возможно достоверно установить объем снежного покрова на крыше (более или менее 30 см). Поскольку само по себе наличие снежного покрова на крыше в зимний период не свидетельствует о нарушении Правил благоустройства. С какой периодичностью должна производиться очистка кровли, ни в Правилах, ни постановлении Госстроя, не указано.
Представленные фотоматериалы не имеют привязки к конкретному адресу и дому, где, по мнению административного органа, должна быть очищена кровля.
Иных доказательств по делу административным органом не представлено.
Таким образом, вывод о том, что МУП «ЖКУ» на ДД.ММ.ГГГГ в нарушении требований, предусмотренных пп.13 п.8.1.8 Правил благоустройства не выполнена обязанность по обеспечению очистки от снега крыши домов <адрес>, материалами дела не подтвержден, бесспорных доказательств вины юридического лица административным органом не приведено.
В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению части 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «ЖКУ» не может быть признано законным и обоснованным, а потому подлежит отмене с прекращением производства по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При вышеизложенных обстоятельствах, приведенные доводы в жалобе, являются обоснованными.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, суд
Решил:
░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.1 ░░.11.2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №57-░░ ░░ 13.10.2011 «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.