Судья Власова Ю.В. Дело № 7-21-349/21
РЕШЕНИЕ
27 апреля 2021 года г. Владивосток
Судья Приморского краевого суда Беркович А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу генерального директора ЗАО «Лес Экспорт» Корнейчика Л.А. на решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Лес Экспорт»,
установил:
Постановлением заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» от 24 сентября 2020 года № 433-05/2020 юридическое лицо – ЗАО «Лес Экспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Решением судьи Тернейского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года постановление должностного лица изменено, исключено из него указание на нарушение ЗАО «Лес Экспорт» требований пп. «з» п.12, п. 4 Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в ст. 23 Лесного кодекса РФ, утвержденных приказом Минприроды России от 13 сентября 2016 года № 474, в остальной части оставлено без изменения, жалоба генерального директора ЗАО «Лес Экспорт» без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Приморский краевой суд, генеральный директор ЗАО «Лес Экспорт» Корнейчик Л.А., просит об отмене постановления должностного лица, решения суда и прекращении производства по делу.
Генеральный директор ЗАО «Лес Экспорт» Корнейчик Л.А. и защитник Онофрийчук Р.В., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседании не заявляли. Руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав мнение представителя КГКУ «Приморское лесничество» Дубровой К.Е., прихожу к следующим выводам.
Ответственность по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 16 Правил установлено, что при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Как следует из материалов дела, 29 февраля 2012 года между ЗАО «Лес Экспорт» и Управлением лесным хозяйством Приморского края заключён договор аренды лесного участка № 18/29 сроком на 49 лет.
22 мая 2020 года сотрудниками ФГУ Тернейский лесхоз при осмотре мест рубок на лесосеке № 93 в выделе 15 квартала 273 Малокемского участкового лесничества, где ЗАО «Лес Экспорт» осуществляет пользование лесным участком с целью заготовки леса на основании договора аренды № 18/29 от 29 февраля 2012 года выявлен факт не очистки мест рубок на площади 50 га. Заготовка проводилась в 2019 году.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица ЗАО «Лес Экспорт» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Признавая юридическое лицо ЗАО «Лес Экспорт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, государственный орган исходил из установленного факта неисполнения требования п. 16 Правил пожарной безопасности в леса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417, выразившееся в том, что Общество не произвело очистку мест рубок лесосек от порубочных остатков.
Фактические обстоятельства подтверждаются исследованными доказательствами, которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела должностным лицом правильно установлены все фактические и юридически значимые обстоятельства, подлежащие доказыванию и необходимые для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, и сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ЗАО «Лес Экспорт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законность и обоснованность постановления должностного лица были в полном объеме проверены судьёй районного суда, с соблюдением требований ст.ст. 30.6-30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в решении судьи приведены мотивы, по которым он пришел к выводу об отсутствии оснований для освобождения ЗАО «Лес Экспорт» от административной ответственности.
Доводы заявителя о том, что ЗАО «Лес Экспорт» не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являлись предметом рассмотрения судей нижестоящей инстанции и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении.
В силу ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Указанные требования закона в ходе рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «Лес Экспорт» были соблюдены.
Доводы заявителя о том, что ЗАО «Лес Экспорт» подлежит освобождению от ответственности, поскольку условия соглашения от 6 сентября 2019 года и дополнительного договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 29 февраля 2021 года №18/29 выполнены в полном объеме, обоснованно признаны несостоятельными, им дана надлежащая оценка. Обстоятельств, требующих новой проверки заявленного довода не указано, в связи с чем, не усматривается необходимости в его пересмотре.
Довод заявителя жалобы об отсутствии вины Общества во вменяемом правонарушении не находит своего подтверждения в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц настоящим Кодексам формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в ч. 1 или ч. 2 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Юридическое лицо ЗАО «Лес Экспорт» не предоставило доказательств, свидетельствующих о принятии всех зависящих от него мер по соблюдению им требований лесного законодательства.
Судьей верно указано на отсутствие оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, в связи с имеющимся постановлением следователя о возбуждении уголовного дела по ч. 3 ст. 260 УК РФ, поскольку признаки объективной стороны составов административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и преступления по ч. 3 ст. 260 УК РФ не совпадают.
Утверждение заявителя о неполном, не всестороннем и необъективном разрешении настоящего дела, как должностным лицом, так и судьей при вынесении постановления и решения не находит своего подтверждения.
Представленные материалы свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ЗАО «Лес Экспорт» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, должностное лицо и судья пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности которой оснований нет. Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ЗАО «Лес Экспорт», не усматривается. Принцип презумпции невиновности ни административным органом, ни судьей не нарушен.
Вопреки доводам жалобы судьёй при вынесении решения дана объективная оценка утверждению ЗАО «Лес Экспорт» о том, что ООО «Арда» по договору подряда несет ответственность за нарушение правил заготовки леса и других нормативно-правовых актов в сфере лесопользования, в том числе в части защиты лесов от пожаров.
Выводы судьи о том, что именно ЗАО «Лес Экспорт» несет ответственность, основаны на нормах действующего законодательства и поскольку, ЗАО «Лес экспорт» обладает правом аренды лесного участка, именно оно обязано соблюдать все законодательные и правовые акты, регулирующие лесные отношения в соответствии с ЛК РФ. Заключение договора подряда не освобождает ЗАО «Лес Экспорт» как арендатора лесного участка от исполнения обязанностей, вытекающих из заключенного договора аренды, и возложенных правовыми актами обязанностей лесопользователя.
Утверждение заявителя об отсутствии оценки судьи доводу о том, что установление порядка организации и осуществления федерального государственного надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов в РФ (федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) относиться к полномочиям органов государственной власти РФ в области лесных отношений, в данном случае не заслуживает внимания и основано на неверном толковании закона, поскольку постановление о назначении административного наказания от 23 сентября 2020 года № 426-05/2020 вынесено в отношении деятельности арендатора лесного участка ЗАО «Лес экспорт» по итогам принятия лесосеки после завершения срока действия лесной декларации в части проверки соблюдения арендатором условий договора аренды, проекта освоения лесов и лесной декларации. Данное дело не касается проверки деятельности органов государственной власти РФ в области лесных отношений в части организации и осуществления федерального государственного надзора.
Указание в жалобе о декриминализации административного правонарушения в виду утраты силы с 1 января 2021 года нормативных документов не соответствуют действительности.
Так, Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2020 года № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в которых в п. 26 содержаться аналогичные требования пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений. Приказ Минприроды России от 1 декабря 2020 года № 993 «Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации» содержит аналогичные требования в п. 4 и 12 Правил заготовки древесины.
Доводам жалобы, о несогласии с протоколом об административном правонарушении и постановлением о назначении наказания, также дана оценка судьёй, оснований не согласиться с которой не усматривается.
Вопреки доводам жалобы, протокол и постановление по делу об административном правонарушении в отношении ЗАО «Лес Экспорт» соответствуют требованиям ст. 28.2 и ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так в постановлении указаны дата выявления правонарушения - 22 мая 2020 года и место совершения правонарушения - лесосека № 93 в выделе 15 квартала 273 Малокемского участкового лесничества, привязка места совершения правонарушения к договору аренды № 18/29 от 29 февраля 2012 года, в протоколе № 17 от 6 июля 2020 года также указано место, дата и событие административного правонарушения. При этом в п. 2 договора аренды № 18/29 указано местоположение лесного участка с привязкой к Приморскому краю, Тернейскому району, Тернейскому лесничеству.
Определения способа очистки, предусмотренного п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, не требуется в виду того, что актом осмотра был установлен факт не очистки лесосеки, а не нарушения способа очистки лесосеки.
Вопреки доводам жалобы, нарушений норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено, нормы материального права применены правильно.
Несогласие заявителя с оценкой, установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, не является правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов.
Постановление о привлечении ЗАО «Лес Экспорт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ЗАО «Лес Экспорт» в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Судья районного суда при рассмотрении дела в отношении ЗАО «Лес Экспорт», пришел к выводу о необходимости исключения из объема, вмененного Обществу состава административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях указания на нарушение ЗАО «Лес Экспорт» требований пп. «з» п. 12, п. 4 Правил заготовки древесины.
Данный вывод судьи является правильным и основан на всесторонней оценке представленных доказательств в их совокупности.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемого постановления и судебного акта, не установлено.
С учетом изложенного вынесенный по делу судебный акт сомнений в своей законности не вызывает, является правильным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Тернейского районного суда Приморского края от 24 февраля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ЗАО «Лес Экспорт» оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья А.А. Беркович