26 января 2024 года Дело № 2а-4425/2017
(№ 13а-216/2024)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Архангельск
Октябрьский районный суд г. Архангельска в составе:
председательствующего судьи Машутинской И.В.,
при секретаре Дементовой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Правительства Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017,
установил:
должник обратился в суд с заявлением об отсрочке сроком до 01 мая 2024 г. исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017.
В обоснование заявления указано, что определением Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.10.2023 Правительству Архангельской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда по 31.12.2023. Исполнить решение в срок до 31.12.2023 не представляется возможным в силу следующего. Все строительно-монтажные работы на объекте выполнены: устройство коробки здания, внутренняя отделка помещений, входные группы, установка санитарных приборов, монтаж системы вентиляции, устройство слаботочных систем и предупредительного ограждения, благоустройство территории. По информации Минстроя Архангельской области, по состоянию на 25.12.2023 строительная готовность объекта обеспечена – выполнены все работы в части возведения здания, а также установки оборудования. Инспекцией государственного строительного надзора Архангельской области принято решение о проведении в период с 27-28.12.2023 в отношении объекта итоговой выездной проверки в рамках регионального государственного строительного надзора на территории Архангельской области. По результатам проведённой инспекцией ГСН Архангельской области проверки будет рассмотрен вопрос о выдаче заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, на основании которого будет получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. Предварительно здание будет передано УМВД России по Архангельской области по договору безвозмездного пользования, ориентировочный срок заключения договора – 19.01.2024. Одновременно с этим с января 2024 года будет решаться вопрос о передаче областного имущества в федеральную собственность в соответствии с требованиями Федерального закона № 122-ФЗ.
Просят предоставить отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017 до 01.05.2024.
В судебном заседании представитель Правительства Архангельской области по доверенности Боронина А.В. заявление поддержала. Пояснила, что объект введен в эксплуатацию 29.12.2023.
Прокурор Мошин А.М. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.
Представитель УМВД России по Архангельской области в суд Богатова Л.А. возражала против предоставления отсрочки.
Представитель ГКУ АО «Главное управление капитального строительства» Кунгер О.Н., представитель Министерства строительства и архитектуры Архангельской области Буянова Н.С., в судебном заседании не возражали против предоставления отсрочки исполнения решения суда по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Представитель УФССП России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ОСП по Октябрьскому округу г. Архангельска извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, своих представителей не направили.
Определением суда ходатайство разрешено при данной явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ч.1 ст.358 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. При этом в соответствии с п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 10.10.2003 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
При решении вопросов об отсрочке либо о рассрочке исполнения решения суда, с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения суда, суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы о предоставлении отсрочки, в целях исключения возможности затягивания реального исполнения решения суда и соответствия задачам правосудия и исполнительного производства. В силу ст. ст.15 (ч. 4), 17 (ч. 3). 19 (ч.ч. 1, 2) и 55 (ч.ч. 1, 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка либо рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства. При этом основаниями для отсрочки и исполнения решения суда являются конкретные обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии препятствий, затрудняющих исполнение судебного постановления.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае исходя из общеправового принципа справедливости.
С учетом принципа состязательности именно на должника возложена обязанность доказать обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления.
Решением Октябрьского районного суда г. Архангельска 19.07.2017 по делу № 2а-4425/2017 на Правительство Архангельской области возложена обязанность в срок до 01.01.2018 осуществить подбор и передачу МВД России или его территориальному органу в Архангельской области зданий с прилегающими земельными участками, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, в целях размещения специальных учреждений, предусмотренных Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.
Определением Судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 16.11.2017 решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Правительства Архангельской области - без удовлетворения.
Определением Октябрьского районного суда г. Архангельска от 19.10.2023 Правительству Архангельской области предоставлена отсрочка исполнения, возложенных на Правительство Архангельской области решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 обязанностей до 31.12.2023.
Основанием для предоставления отсрочки явились независящих от воли сторон обстоятельства, связанные с внешнеэкономическими и политическими факторами, невозможностью осуществить поставку оборудования в запланированные сроки ввиду введенных экономических санкций. Данные обстоятельства вызвали необходимость замены оборудования в соответствии с законодательством, что подтверждается письмами ООО «Белый дом», ГКУ АО «ГУКС», информацией поставщиков, экспертными заключениями заседания экспертно-технического совета ГКУ АО «ГУКС». Между заказчиком ГКУ АО «ГУКС» и подрядчиком ООО «Белый дом» были заключены соответствующие дополнительные соглашения к Контракту (№
Материалами дела подтверждается, что для реализации мероприятий, направленных на исполнение решения суда, областным законом от 17.12.2018 № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» на строительство здания спецучреждения на 2019 год были предусмотрены средства областного бюджета в размере <данные изъяты>.
Соответствующие бюджетные ассигнования были установлены в областной адресной инвестиционной программе на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (приложение № 16 к областному закону от 17.12.2018 № 35-4-03).
Мероприятие также включено в областную адресную инвестиционную программу на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденную постановлением Правительства Архангельской области от 07.10.2022 № 794-пп (пункт 42).
По информации министерства строительства и архитектуры Архангельской области по состоянию на 25.12.2023 все строительно-монтажные работы на объекте выполнены: устройство коробки здания, внутренняя отделка помещений, входные группы, установка санитарных приборов, монтаж системы вентиляции, устройство слаботочных систем и предупредительного ограждения, благоустройство территории, возобновлено теплоснабжение.
21.12.2023 состоялась выездная итоговая проверка, объект введен в эксплуатацию 29.12.2023.
Частью 10 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии с частью 1 ст. 19 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявшие решение о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия этого решения обязаны направить посредством отправления в электронной форме, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете соответствующих здания, сооружения и государственной регистрации права собственности застройщика.
Согласно пояснений представителя Правительства Архангельской области после постановки объекта на кадастровый учет и регистрации прав на него за ГКУ АО «Главное управление капитального строительства» и Архангельской областью требуется передача объекта эксплуатирующей организации УМВД России по Архангельской области, то есть в федеральную собственность.
Для рассмотрения органами государственной власти Российской Федерации предложения о передачи имущества установлен срок – в течение 90 дней со дня поступлении предложения (абзац девятнадцатый части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В случае принятия соответствующего решения Росимуществом, в соответствии с абзацем 27 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, предстоит оформить передаточный акт, для предоставления которого в адрес органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, предусмотрен трёхдневный срок.
Согласно абзацу 28 части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ, подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества.
Право собственности на передаваемое в порядке, установленном Федеральным законом № 122-ФЗ, имущество возникает с даты, устанавливаемой указанными в части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ решениями.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, принимая во внимание, что по решению суда должнику необходимо произвести передачу здания взыскателю, предполагающую в том числе постановку объекта недвижимости на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (перехода прав) на него в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также осуществление действий, связанных с передачей государственного имущества Архангельской области в федеральную собственность в порядке, установленном Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (учитывая, что предложения о передаче имущества рассматриваются органами государственной власти Российской Федерации в течение 90 дней со дня поступления предложений - абзац девятнадцатый части 11 статьи 154), что потребует дополнительных временных затрат по завершению строительства здания и ввода объекта в эксплуатацию, суд приходит к выводу о необходимости предоставления отсрочки на срок до 30.04.2024.
В материалы дела должником представлены доказательства, подтверждающие совершение должником действий, направленных выполнение строительных работ и передачу объекта в федеральную собственность.
Работы, предусмотренные первым этапом ввода объекта в эксплуатацию, выполнены.
На 29.01.2024 назначен совместный осмотр объекта капитального строительства.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что должник совершил действия, направленные на исполнение решения суда.
Сведений о том, что в рамках исполнительного производства были совершены действия по принудительному исполнению вступившего в законную силу решения суда, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время у должника объективно не имелось возможности исполнить решение суда в изначально установленные сроки.
С учетом изложенного, в целях соблюдения прав сторон исполнительного производства, принимая во внимание, что судебное решение в настоящее время исполнено частично, суд полагает возможным удовлетворить заявление представителя Правительства Архангельской области и предоставить отсрочку исполнения решения суда.
Суд приходит к выводу, что предоставление отсрочки на срок до 30.04.2024 включительно является разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда, приведет к исполнению всех обязательств, а потому заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 189, 198-199, 358 КАС Российской Федерации, суд
определил:
заявление Правительства Архангельской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19.07.2017 по административному делу № 2а-4425/2017 удовлетворить.
Предоставить Правительству Архангельской области отсрочку исполнения решения Октябрьского районного суда города Архангельска от 19 июля 2017 г. по административному делу № 2а-4425/2017 по административному иску заместителя прокурора Архангельской области к Правительству Архангельской области об оспаривании бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, на срок по 30 апреля 2024 г. (включительно).
На определение суда может быть подана частная жалоба в Архангельский областной суд в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения путем подачи частной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Машутинская