Судья Иванова А.И. адм. дело № 33а–10908/2020
(2а-2295/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Самара
13 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Клюева С.Б.,
судей Ромадановой И.А., Неугодникова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Козновой Н.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 июля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зеленовская Т.Н., Волкова Е.Н. обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту управления имуществом г.о. Самара и Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными действий по возврату заявления.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
29.01.2020 истцы обратились в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предоставлении им в аренду сроком на 20 лет земельного участка, прилегающего к их земельному участку. Департамент градостроительства пакет документов передал на рассмотрение в Департамент управления имуществом, который, в свою очередь, вернул пакет документов истцам, мотивировав свое решением, тем, что рассмотрение заявления относится к компетенции Департамента градостроительства. Административные истцы считают действия Департамента незаконными, полагая, что административные ответчики должны сами разрешать спор о компетенции между собой, а не возвращать им заявление.
Ссылаясь на изложенное, административные истцы просят признать незаконными действия административных ответчиков и обязать принять заявление истцов, определить между собой, кто из них компетентен разрешать заявление истцов по существу, разрешить заявление по существу.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 23.07.2020 года требования Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. частично удовлетворены.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов Зеленовской Т.Н., Волковой Е.Н. – Рыбаков А.А. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
Другие лица, участвующие в деле, не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане, являющиеся собственниками сооружений и зданий, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или иной муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего кодекса.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в общей долевой собственности Зеленовской Т.Н. и Волковой Е.Н. ( по <данные изъяты> доле) находится земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, и жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Административные истцы обратились в адрес Главы г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов в аренду на 20 лет под жилым домом с участком. Заявление зарегистрировано в Департаменте градостроительства г.о. Самара 29.01.2020.
30.01.2020 заявление передано по компетенции в Департамент управления имуществом г.о. Самара, что подтверждается карточкой учета входящих документов и 31.01.2020 заявление зарегистрировано.Письмом от 16.03.2020 Департамент управления имуществом г.о. Самара вернул административным истцам пакет документов, указав, что согласно предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории испрашиваемый земельный участок предполагается образовать путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № и земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 129 кв.м. Уполномоченным органом по принятию решения по вопросу перераспределения земельных участков является Департамент градостроительства г.о. Самара, куда заявителям рекомендовано обратиться.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.15 ЗК РФ в течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Постановлением администрации городского округа Самара от 11.01.2017 № 1 разграничены полномочия в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара между Департаментом градостроительства г. о. Самара и Департаментом управления имуществом г. о. Самара.
В силу подпункта 18 пункта 1 постановления полномочиями по принятию решений по вопросу перераспределения земель и (или) земельных участков между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, а также принятию иных решений, предусмотренных главой V.4 ЗК РФ, наделен руководитель Департамента градостроительства г.о. Самара.
На основании подпункта 3 пункта 2 постановления уполномоченным органом по принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастром плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных статьей 39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, является Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не было принято во внимание, что полномочия по принятию решений по вопросам перераспределения земельных участков у Департамента управления имуществом городского округа Самара отсутствуют обоснованно отклонены судом, поскольку уполномоченным органом по рассмотрению заявления административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом с участком является Департамент управления имуществом городского округа Самара. Следовательно, указанное заявление правомерно перенаправлено Департаментом градостроительства г. о. Самара по компетенции в Департамент управления имуществом г. о. Самара.
При таких обстоятельствах доводы административного ответчика о невозможности рассмотрения заявления, правильно отклонены судом как основанные на неправильном применении действующего законодательства, а действия Департамента управления имуществом городского округа Самара по возврату заявления правильно признаны незаконными и нарушающими права и интересы административных истцов.
В целях восстановления нарушенных прав административных истцов суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 КАС РФ, обязал Департамент управления имуществом г.о. Самара принять заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка к рассмотрению.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Доводов, влияющих на правильность принятого судом решения и указывающих на обстоятельства, которые могли бы послужить в соответствии со статьей 310 КАС РФ основаниями к отмене решения суда, жалоба не содержит.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что судом постановлено законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи