Дело № 2-1722/2022
УИД 33RS0005-01-2022-002145-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Александров «23» ноября 2022 г.
Александровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Маленкиной И.В.,
при секретаре Красильниковой Г.Е.,
с участием прокурора Горюновой И.В.,
законных представителей Куликовой Н.С. и Агольцова А.Ю.,
представителя ответчика Куприяновой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Александровского городского прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней А., к департаменту здравоохранения Владимирской области и государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> детская больница» о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Александровский городской прокурор, действующий в интересах несовершеннолетней А., дата года рождения, обратился в Александровский городской суд с иском к департаменту здравоохранения Владимирской области (далее – Департамент) и государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области «Александровская районная детская больница» (далее – ГБУЗ ВО «АРДБ»), в котором, с учетом уточнений, просил возложить на ответчиков обязанность принять меры по бесплатному бесперебойному обеспечению А. системой наименование, сенсорами для системы наименование, спиртом этиловым, исходя из рекомендованного лечения на период нуждаемости.
В обоснование иска указано, что Александровской городской прокуратурой проведена проверка по обращению Куликовой Н.С. о нарушении прав на лекарственное обеспечение ее несовершеннолетней дочери А. По результатам проверки установлено, что несовершеннолетняя А. является ***, состоит на учете в ГБУЗ ВО «АРДБ» с диагнозом диагноз», по жизненным показаниям нуждается в приеме лекарственных препаратов наименование2» и «наименование3», в применении медицинских изделий «наименование4» и «наименование5». В соответствии с протоколом врачебной комиссии ГБУЗ ВО «АРДБ» от дата № и № для А. установлена необходимость обеспечения на дата г. системой наименование – 1 шт., сенсоры для системы наименование – 1 шт. на 14 дней – 6 упаковок, наименование6 100 мл № – 3 упаковки, на дата г. - системой наименование – 1 шт., сенсоры для системы наименование – 1 шт. на 14 дней – 30 упаковок, наименование6 100 мл № – 13 упаковок. По информации ГБУЗ ВО «АРДБ» для нужд А. выписан рецепт на наименование № (№), который поставлен на учет дата и до настоящего времени не обслужен, рецепты на наименование6 не выписывались. А. не была обеспечена в соответствии с имеющейся потребностью на непрерывной основе системой наименование, сенсорами для системы наименование, наименование6 с дата Документы о потребности пациента в лекарственных препаратах и рецепты оформляются ГБУЗ ВО «АРДБ». Однако оформление документов для организации бесперебойного обеспечения А. системой наименование, сенсорами для системы наименование, спиртом этиловым ГБУЗ ВО «АРДБ» не обеспечено. Закупка лекарственных средств для нужд А. Департаментом не проведена. Таким образом, ответчиками допущены нарушения прав ребенка*** на охрану здоровья в части оказания медицинской помощи в виде льготного обеспечения лекарственными препаратами.
В судебном заседании представитель Александровского городского прокурора – старший помощник прокурора Горюнова И.В. настаивала на удовлетворении иска по изложенным основаниям, дополнительно пояснила, что с момента принятия решения врачебной комиссией от дата у ГБУЗ ВО «АРДБ» наступила обязанность по выдаче пациенту рецептов, а у Департамента – по рассмотрению поступающих заявок на приобретение лекарственных средств и организация их закупок. В соответствии с распоряжением Департамента от дата обязанность по закупке систем наименование и их отпуск пациентам возложена на ГБУЗ ВО «АРДБ», у Департамента сохраняется обязанность по обеспечению А. наименование6
Законные представители несовершеннолетней А. – Агольцов А.Ю. и Куликова Н.С. в судебном заседании заявленные прокурором требования поддержали.
Представитель ответчика ГБУЗ ВО «АРДБ» Куприянова М.О., действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменный отзыв на иск и пояснила, что с дата обязанность по обеспечению системами наименование возложена на ГБУЗ ВО «АРДБ», в связи с чем была объявлена закупка на эту систему. Ранее указанные медицинские изделия не закупались, поскольку не были включены в перечень социальных льгот, которые могут быть выписаны пациенту по льготному рецепту. Вместе с тем со стороны ГБУЗ ВО «АРДБ» несовершеннолетней А. датаг. был выписан рецепт на наименование (2 шт.), который до настоящего времени не обслужен.
Представитель ответчика департамента здравоохранения Владимирской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела без своего участия либо об отложении судебного разбирательства не просил, ранее направил в адрес суда отзыв на исковое заявление.
В отзыве на иск Департаментом указано, что системы наименование не включены в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 пациенты с диагноз должны быть обеспечены средствами диагностики. Постановлением администрации Владимирской области от 27 декабря 2021 г. №894 утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, Приложением №4 которой установлен перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, сформированный в строгом соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ по перечню, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р. В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов пациентам с диагноз отпускаются наименование4 и наименование5 для определения содержания глюкозы в крови, обеспечение системами непрерывного мониторинга глюкозы не предусмотрено. Согласно стандарту медицинской помощи для детей при сахарном диабете первого типа применение этилового спирта также не предусмотрено. Несовершеннолетняя А. на регулярной основе обеспечивается лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
Представитель третьего лица государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области «Центр осуществления закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области» (далее – Центр закупок), надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, представил отзыв на иск.
В отзыве на исковое заявление Центра закупок указано, что на основании распоряжения Департамента от 27 января 2021 г. №52 «О мерах по реализации постановления губернатора области от 15 февраля 2012 г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медицинской помощи и лекарственном обеспечении» Центр закупок с 2021 г. осуществляет централизованную закупку лекарственных средств, изделий медицинского назначения, специализированных продуктов лечебного питания и их дальнейшую поставку в ООО «Медилон-Фармимэкс», согласно утвержденной Департаментом потребности медицинских организаций области, перечню к закупке и в соответствии с годовой общей сведенной потребностью в лекарственных препаратах государственных бюджетных учреждений Владимирской области. Информации о персональной потребности А. в изделиях медицинского назначения: система наименование, сенсорах для систем наименование и наименование6 в адрес учреждения их Департамента не поступало. В 2022 г. в централизованном порядке согласно представленной сводной потребности Департаментом закупался лекарственный препарат по МНН «наименование8 В представленной потребности изделия медицинского назначения, расходные материалы и наименование6 отсутствовали .
Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Медилон-Фармимэкс» (далее – ООО «Медилон-Фармимэкс»), надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, разрешение спора оставил на усмотрение суда .
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечиваются государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст.37 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп.«ж» п.1 ст.72 Конституции РФ).
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (статья 10 Федерального закона от 24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).
Охрана здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей является приоритетной для государства, о чем сказано в частях 1 и 2 статьи 7 Федерального закона №323-ФЗ.
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 22 ноября 2011 г. №323-Ф3 назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона №323-ФЗ).
В силу части 5 статьи 37 Федерального закона №323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускается в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, и др. ( ч.2 ст. 48 Федерального закона №323-ФЗ).
Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. №502н.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Постановлением врио Губернатора Владимирской области от 27 декабря 2021 г. утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, целью которой является создание единого механизма реализации конституционных прав граждан, проживающих на территории Владимирской области, на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, средств бюджета Владимирской области.
Программа сформирована с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Владимирской области, основанных на данных медицинской статистики, климатических и географических особенностей Владимирской области, транспортной доступности медицинских организаций, сбалансированности объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения.
При оказании медицинской помощи в рамках Программы не подлежат оплате за счет личных средств граждан:
- назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи;
- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены ввиду индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по
решению врачебной комиссии.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2021 г. №147 утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан Владимирской области за счет средств областного бюджета.
Согласно подп.1.2.1 п.1 указанного Положения, изделиями медицинского
назначения при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи бесплатно изделиями медицинского назначения обеспечиваются граждане, страдающие заболеваниями, указанными в Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». ������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�"�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?????????????????????????????????????????????*???Љ?�??Љ???????*???�??????????????????��???�????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����?������?�����
К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации – Владимирской области лекарственными препаратами жителей области, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительствам РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004г. №715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен диагноз
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890, в группе «Категории заболеваний» поименован диагноз
По жизненным показаниям решением врачебной комиссии специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средства, не зарегистрированное на территории Российской Федерации. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Контроль за надлежащим исполнением услуг по оказанию социальной помощи на территории субъекта лицам, нуждающимся по жизненно важным показаниям в лекарственных препаратах, медицинских изделиях возложена на органы исполнительной власти субъекта РФ и органы муниципальной власти, что следует из части 1 статьи 4.1 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пунктов 3, 14, части 1 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ, абзаца 8 статьи 26.3, абзаца 5 статьи 26.3-1 Федерального закона РФ от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Порядок предоставления гражданам социальных услуг установлен Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №929н, Министерства здравоохранения Российской Федерации №1345н от 21 декабря 2020 г. «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (далее – Порядок).
Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов не содержит условия о том, что количество выдаваемых препаратов рассчитывается исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами. Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами производится в соответствии со стандартами медицинской помощи и, по смыслу закона, должно осуществляться бесперебойно.
За предоставлением рецептов на необходимые лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, граждане обращаются по месту жительства или прикрепления в медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь. При обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания, оформляет рецепт (п.п.12 и 14 Порядка).
Постановлением Губернатора Владимирской области от 27 января 2006 г. №43 утверждено Положение о департаменте здравоохранения Владимирской области, согласно которому Департамент является органом исполнительной власти области, проводящим государственную политику в сфере здравоохранения по полномочиям, возложенным на администрацию области, и осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в данной сфере деятельности на всей территории области. К его полномочиям относится, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья (п.2.1); разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан (п.2.3); организация обеспечения населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам (п.2.10); организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области (п.2.12); централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных средств и изделий медицинского назначения для отдельных категорий больных, иммунобиологических и других препаратов в пределах выделенных средств областного бюджета, организация их распределение в установленном порядке (п.3.15).
В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 15 февраля 2012 г. №147 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении», утверждено Положение о порядке предоставления и финансирования мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению отдельных категорий населения области за счет средств областного бюджета.
Согласно данному Положению, Департамент ежегодно определяет объем финансовых средств на предоставление мер социальной поддержки в пределах ассигнований, выделяемых департаменту здравоохранения на соответствующий год. Уточнение объемов бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление мер социальной поддержки, а также их перераспределение между учреждениями здравоохранения осуществляется в связи с изменением контингента получателей мер социальной поддержки и с учетом фактических расходов. В целях своевременного обеспечения граждан, имеющих право на меры социальной поддержки лекарственными препаратами, учреждения здравоохранения в пределах объемов субсидий на иные цели на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по лекарственному обеспечению осуществляют в установленном законодательством порядке подготовку документов, необходимых для размещения заказов, и направляют их уполномоченному па размещение заказа органу, обеспечивают своевременное заключение гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по итогам размещения заказов, а также контроль за их исполнением (п.п.5,8,9 Положения).
Пунктами 2,10,12 указанного Положения закреплено, что меры социальной поддержки предоставляются в виде обеспечения лекарственными препаратами бесплатной, в том числе гражданам, страдающим заболеваниями, указанными в Перечне. Выписку рецептов на лекарственные препараты осуществляет в установленном порядке врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики (семейный врач), фельдшер, врач-специалист, имеющий право на выписку рецепта.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 февраля 2007 г. №110 утверждена Инструкция «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», согласно п.1.1 которой при наличии соответствующих показаний гражданам, обратившимся за медицинской помощью в амбулаторно-поликлиническое учреждение, а также в случаях необходимости продолжения лечения после выписки больного из стационара назначаются лекарственные препараты и выписываются рецепты на них.