Дело № 2-222/2022
УИД № 75RS0024-01-2022-000287-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2022 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Мусихина А.В.,
при секретаре Кузнецовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судья Чернышевского районного суда Забайкальского края Мусихин А.В., рассмотрев исковое заявление заместителя прокурора Чернышевского района Шведко А.В., действующего в интересах Карелина О.А. к Государственному учреждению здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности,
установил:
Заместитель прокурора Чернышевского района, действуя в интересах Карелиной О.А., обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница» (далее - ГУЗ «Чернышевская ЦРБ»), Министерству здравоохранения Забайкальского края, в котором просил:
Возложить на ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанность организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение Карелина О.А. лекарственными препаратами от <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями;
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, обеспечить финансирование организации ежемесячного обеспечения Карелина О.А. лекарственными препаратами от <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
В обоснование иска указал, что по обращению Карелиной О.А. прокуратурой проведена проверка, в ходе которой установлено, что с 2017 года процессуальный истец состоит на учете с заболеванием «<данные изъяты>», в связи с чем имеет право на предоставление мер социальной поддержки по лекарственному обеспечению и обеспечению медицинскими изделиями, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательства Забайкальского края. Истец не обеспечена медицинскими изделиями в виде <данные изъяты>, лекарственными препаратами. Вследствие неправомерного бездействия ответчиков по вопросам обеспечения медицинскими изделиями, нарушено право истца на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле Алиев Э.Н. иск поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в иске.
Материальный истец Карелина О.А. в судебное заседание не прибыла, ранее в судебном заседании иск прокурора поддержала, указав, что в период 2020-2021 г.г. ни лекарственные средства ни медицинские изделия бесплатно не получала.
Представитель ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» Филиппова Д.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, находит его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, по основаниям изложенным в отзыве (л.д. 59-64).
Представитель Министерства здравоохранения Забайкальского края В.А.Нохрина, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, предоставила суду отзыв на исковое заявление, в котором просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указав следующее. Карелина О.А. имеет статус регионального льготника, состоит на учете в ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» с заболеванием: <данные изъяты>. В рамках заявочной компании на 2022 год для ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» по региональной льготе были заявлены в том числе: <данные изъяты>. Закупка лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с ФЗ от 05 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт №20-КБ/22 на поставку по региональной льготе <данные изъяты> заключен 24 января 2022 года. Дата поставки по ГК №20-КБ/22 11 марта 2022 год. По состоянию на 30 марта 2022 года в аптечном пункте Чернышевск ГУП «Аптечный склад» <данные изъяты> имеются в количестве 3 шт. В настоящее время Карелина О.А. получила лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве 3х упаковок. Министерство здравоохранения Забайкальского края обязательства по финансированию лекарственного обеспечения Карелиной А.О. исполняются в полном объеме.
Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к нижеследующему.
Согласно требованиям Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ), определены правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан; права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав; полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских организаций, иных организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья; права и обязанности медицинских работников и фармацевтических работников.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011№ 323-ФЗ).
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме (ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, в который входят граждане, страдающие заболеванием «<данные изъяты>».
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим в Забайкальском крае, по обеспечению лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств бюджета, а также возмещения фармацевтическим организациям расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки, регламентирован Законом Забайкальского края от 25.11.2010 г. № 433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан».
Карелина О.А. страдает заболеванием <данные изъяты>, включена в региональный регистр лиц, проживающих в Забайкальском крае, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств краевого бюджета. Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств краевого бюджета, регулируется Приказом министерства здравоохранения Забайкальского края № 37-П от 18.12.2019 г., порождает у медицинской организации, имеющей право выписывать рецепты, в данном случае ГУЗ «Чернышевская ЦРБ», за которой закреплена Карелина О.А., обязанность организовать определение потребности в лекарственных препаратах и медицинских изделиях путем составления заявки в пределах выделенного финансирования на плановый период, с учетом возможных остатков лекарственных препаратов и медицинских изделий, стандартов медицинской помощи, количества прикрепленного населения, уровня, динамики и структуры заболеваемости, особенностей потребления отдельных групп лекарственных препаратов.
Обязанность ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» надлежащим образом не исполнена, поскольку Карелина О.А., имеющая право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, должным образом ими не обеспечена. В течение 2020-2021 годов не выписало рецепты на отпуск изделий медицинского назначения в необходимом для нормального функционирования пациента объеме.
В информационной таблице о пациентах, состоящих на учете с диагнозом «<данные изъяты>» за период 2020-2021 г.г. Карелина О.А., которой требовался медицинский препарат <данные изъяты> в количестве 360 штук; <данные изъяты> 360 шт., ничего не получала (л.д.16).
Согласно заявке ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан за счет средств областного бюджета на 2021 год учреждение запрашивало исходя из количества больных по нормам положенности, но исполнена она была в пределах выделенной финансовой квоты, в общем объеме не более 50% от потребности. На данное обстоятельство указал представитель ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» и подтвердил представленными заявками и выделенными квотами.
Как следует из представленных в материалы дела информационных писем Министерства здравоохранения Забайкальского края, адресованных медицинским организациям правомочным выписывать рецепты на отпуск лекарственных препаратов и медицинских изделий, включенных в Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для обеспечения граждан по жизненным показаниям, квот для формирование заявки медицинских организаций на лекарственные препараты и медицинские изделия, которые по своей сути являются обязательными к исполнению последними, при формировании заявки медицинские учреждения ограничены нормативами финансовых средств, предоставленными Министерством здравоохранения Забайкальского края.
В соответствии с п. 12 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27.07.2017 № 319 в сфере охраны здоровья граждан Министерство осуществляет следующие полномочия, в частности участвует в выработке и реализации государственной политики Забайкальского края в сфере охраны здоровья граждан; разрабатывает и реализует Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (п. 12.13.); организует обеспечение граждан лекарственными препаратами (п. 12.3.12.).
Полномочия Министерства здравоохранения Забайкальского края в сфере предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих в Забайкальском крае, по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями бесплатно и на льготных условиях по рецептам врачей в фармацевтических организациях за счет средств краевого бюджета, поименованы в Положении «О порядке организации Министерства здравоохранения Забайкальского края по бесплатному лекарственному обеспечению льготных категорий граждан Забайкальского края», утвержденного приказом № 37-П от 18.12.2019 г.
В соответствии с Положением, министерство устанавливает организацию работы аптечных и медицинских организаций по выписке и отпуску лекарственных препаратов гражданам, включенным в Федеральный регистр лиц (далее - ОНЛП), больным гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лицам после трансплантации органов и (или) тканей (далее - ВЗН) и гражданам, обеспечивающимся лекарственными препаратами за счет средств краевого бюджета (далее - РЛО и Программы обеспечения больных "орфанными" заболеваниями).
Согласно п.п. 5-12 п. 3 Положения, Министерство здравоохранения Забайкальского края исходя из текущего финансирования, определяет объем финансовой квоты в разрезе программ ОНЛП, РЛО, Программе обеспечения больных "орфанными" заболеваниями для каждой медицинской организации; организует проведение заявочных Кампаний по программам ОНЛП и РЛО, ВЗН, Программе обеспечения больных "орфанными" заболеваниями; в разрезе программ ОНЛП и РЛО готовит в программном обеспечении электронную форму заявки для медицинских организаций, содержащей наименование лекарственных препаратов медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, в соответствии с утвержденными перечнями, с указанием формы выпуска, цены; доводит до сведения медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП, РЛО о финансовой квоте, формах, сроках и условиях подготовки заявки; принимает заявки медицинских организаций, проводит их фармако-экономический анализ с привлечением главных специалистов, главных внештатных специалистов Минздрава Забайкальского края; направляет в электронном виде заявки медицинских организаций в разрезе программ ОНЛП и РЛО, с разбивкой по прикрепленным аптечным организациям (по количеству и сумме) в уполномоченную фармацевтическую организацию; на основании заявок медицинских организаций и имеющихся остатков формирует плановые сводные заявки Минздрава Забайкальского края на лекарственные препараты в разрезе программ ОНЛП и РЛО; на основании установленных плановых сводных заявок Минздрава Забайкальского края по программам ОНЛП и РЛО, Программе обеспечения больных "орфанными" заболеваниями организует размещение заказов на закупку лекарственных препаратов.
Обязанность обеспечить реализацию заявки ГУЗ «Чернышевская ЦРБ» на приобретение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения за счет средств бюджета Забайкальского края, в том числе и обеспечение Карелиной О.А., выполняется Министерством Здравоохранения Забайкальского края не в полной мере, что позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных исковых требований прокурора.
Разрешая требования об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 ст. 212 ГПК РФ предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 №23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Решение подлежит немедленному исполнению, поскольку несвоевременное обеспечение жизненно важными лекарствами истца может привести к высокому риску развития жизнеугрожающих осложнений здоровья истца из-за отсутствия лечения нужными препаратами.
Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Чернышевского района Забайкальского края удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Чернышевская центральная районная больница», Министерство здравоохранения Забайкальского края организовать ежемесячное в течение 2022 года обеспечение Карелина О.А. лекарственными препаратами от <данные изъяты>, а также средствами диагностики <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
Обязать Министерство здравоохранения Забайкальского края, обеспечить финансирование организации ежемесячного обеспечения Карелина О.А. лекарственными препаратами от <данные изъяты>, а также средствами <данные изъяты> в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца, путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.
Судья А.В. Мусихин
Решение в окончательной форме изготовлено: 12.04.2022 г.