Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-215/2022 ~ М-161/2022 от 16.05.2022

УИД 24RS0026-01-2022-000249-89

                                         Дело № 2-215/2022                                            

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2022 года                                 с. Каратузское

    Каратузский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Чугунникова Е.В.,

при секретаре судебного заседания Улеевой С.Г.,

с участием прокурора Логуновой В.Л..,

представителей ответчиков Новоселовой Е.В. и Квятковской С.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каратузского района Красноярского края к администрации Каратузского района и муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Черемушинский детский сад «Березка» о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства,

                    У С Т А Н О В И Л:

    Прокурор Каратузского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МБДОУ Черемушинский детский сад «Сказка» и администрации Каратузского района, как к учредителю и собственнику имущества образовательного учреждения, о возложении обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Каратузского района, установлено, что при организации учебного процесса воспитанников МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка» нарушаются требования санитарно- эпидемиологического законодательства, установленные постановлением Главного государственного врача РФ от 28.09.2020 №28- СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СП 2.4.3648-20), а именно пунктов 3.1.3, 2.5.3, 2.6.1, 2.6.5, 2.4.6.2. Внесенное 07.02.2022 прокурором района представление об устранении указанных нарушений образовательным учреждением не исполнено.

Прокурор, руководствуясь положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 210 ГК РФ просил возложить на ответчиков обязанность в срок до 01.09.2022 года:

- создать в раздевальных младшей группы «Ягодки», средней группы «Акварельки», старшей группы «Мультяшки» условия для сушки верхней одежды и обуви детей;

- оборудовать приборами для дезинфекции воздушной среды помещения постоянного пребывания детей младшей группы «Ягодки» и старшей группы «Мультяшки»;

- осуществить подвод горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной;

- обеспечить пищеблок производственным столом для сырой рыбы, столом для работы с тестом, оборудованием для хранения охлажденной птицы;

- установить в мясорыбном и овощном цехах бактерицидные установки.

В судебном заседании прокурор Каратузского района Логунова В.Л. поддержала заявленные прокурором требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Не оспаривала на момент рассмотрения дела частичное устранение образовательным учреждением нарушений, за исключением первого требования и четвертого требования в части установки стола для теста и холодильного оборудования. С учетом того, что в предписании органов Роспотребнадзора об устранении аналогичных нарушений установлен срок до 01.03.2023 года, отсутствия средств в бюджете учредителя не возражала против установления рока для исполнения решения суда, указанного в предписании.

    Представитель ответчика - МБДОУ Черёмушинский детский сад «Берёзка» требование не признал. Пояснил, что аналогичные заявленным прокурором требования об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства образовательному учреждению предъявлены управлением Роспотребнадзора по Красноярскому краю в предписаниях. При этом, согласно установленным срокам в предписаниях требования прокурора № 1 и 4, установлены до 01.03.2023 года. В указанный срок данные нарушения, как требующие значительного финансирования будут устранены. В настоящее время ходатайства образовательного учреждения о выделении дополнительных денежных средств оставлены без удовлетворения. Кроме этого, в настоящее время образовательным учреждением выполнена обязанность по оборудованию приборами для дезинфекции воздушной среды помещения постоянного пребывания детей младшей группы «Ягодки» и старшей группы «Мультяшки», по осуществлению подвода горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной, по обеспечению пищеблока производственным столом для сырой рыбы, по установлению в мясорыбном и овощном цехах бактерицидных установок. Не устранены только нарушения со сроком исполнения до 01.03.2023 года.

Представитель соответчиков (администрация Каратузского района и Управление образования администрации Каратузского района) Квятковская С.С., действуя на основании доверенностей, поддержала доводы представителя образовательного учреждения, также указывая на отсутствие в бюджете района на 2022 год средств на исполнение заявленных требований.

    Выслушав стороны и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

На основании ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование.

Согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка, поддержки семьи в целях обеспечения воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, а также ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Часть 3 ст.28 Федерального закона РФ №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии со статьями 8, 9, подп. 2 п. 6 статьи 28, подп. 8 п. 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» органы государственной власти, местного самоуправления и образовательные организации обеспечивают безопасность обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статьей 11 указанного закона установлена обязанность юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Частью 1 статьи 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Часть 3 ст. 39 Федерального «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» так же гласит, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Судом из представленных материалов установлено в с.Черемушка по ул.Зеленая 28А Каратузского района на основании выданной лицензии осуществляет образовательную деятельность МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка».

Из свидетельства о регистрации права также следует, что административное здание детского сада, расположенное по указанному адресу, передано администрацией <...> в оперативное управление МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка».

В январе 2022 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю была проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка».

По результатам проверки в связи с выявлением нарушений санитарного законодательства, с целью недопущения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, 28.01.2022 главным государственным санитарным врачом по г. Минусинску, Минусинскому, Ермаковскому, Идринскому, Каратузскому, Краснотуранскому, Курагинскому и Шушенскому районам Малегиной Т.И. МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка» были выданы предписания № <...> и № <...> об устранении выявленных нарушений СП 2.4.3648-20, в том числе:

- п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20, выразившихся в отсутствии в раздевальных 3-х групп (младшей «Ягодки», средней «Акварельки», старшей «Мультяшки») или отдельном помещении условия для сушки верхней одежды, сроком исполнения до 01.03.2023;

- п. 3.1.3 СП 2.4.3648-20, выразившихся в отсутствии в помещениях постоянного пребывания детей 2-х групповых (младшая «Ягодки», старшая «Мультяшки») приборов для дезинфекции воздушной среды, сроком исполнения до 30.04.2022;

- п. 2.6.5.СП 2.4.3648-20, выразившихся в отсутствии подвода горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной, сроком исполнения до 30.04.2022;

- п. 2.4.6.2. СП 2.4.3648-20, табл. 6.18. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», выразившихся в том, что при работе на сырье, пищеблок не обеспечен необходимым технологическим и холодильным оборудованием, в целях соблюдения технологии приготовления блюд и условий хранения пищевой продукции: не оборудован производственный стол для сырой рыбы, для работы с тестом используется стол с цельнометаллическим покрытием, для хранения охлажденной птицы отсутствует среднетемпературное холодильное оборудование, сроком исполнения до 01.03.2023;

- п. 2.4.6.2. СП 2.43648-20, выразившихся в том, что на участках приготовления холодных блюд, мясорыбном и овощном участках отсутствуют бактерицидные установки для обеззараживания воздуха, сроком исполнения до 01.03.2023.

Аналогичные нарушения установлены и в ходе проведения прокуратурой района проверки МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка», по результатам которой заведующему образовательного учреждения 07.02.2022 внесено представление об устранении выявленных нарушений.

Из ответа руководителя образовательного учреждения от 04.03.2022 года следует, что неисполнение требований представления прокурора обусловлено отсутствием надлежащего финансирования со стороны учредителя, что явилось основанием для обращения в суд с рассматриваемым исковым заявлением.

В соответствии с п. 1.6. Устава образовательного учреждения учредителем и собственником имущества МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка» является Муниципальное образование «Каратузский район». Органом, осуществляющим функции учредителя Учреждения, является Управление образования администрации Каратузского района (далее – Управление образования), в соответствии с полномочиями, делегируемыми учредителем. Полномочия собственника и исключительную компетенцию учредителя Учреждения от имени Муниципального образования «Каратузский район» осуществляет администрации Каратузского района (далее – Учредитель).

Согласно п. 6.1.2. Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка», в том числе, являются средства бюджета в виде субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.

В соответствии с п. 6.1.8. Учредитель осуществляет финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждения с учетом расходов на содержание недвижимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем.

Деятельность МБДОУ Черемушинский детский сад «Берёзка» обеспечивается за счет бюджетного финансирования.

При этом недостаточность финансирования образовательного учреждения в рассматриваемом вопросе ответчиками не оспаривается и подтверждается ходатайствами образовательного учреждения и ответом уполномоченного органа от 08.06.2022 года..

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» органы местного самоуправления муниципальных поселений, муниципальных районов, в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по финансовому обеспечению деятельности муниципальных бюджетных и автономных муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно абзацу 1 статьи 38.1 Бюджетного кодекса РФ, принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Вопрос обеспечения муниципального бюджетного учреждения имуществом, необходимым для осуществления его уставной деятельности, относится не к вопросу обязательств муниципального бюджетного учреждения, а к вопросу содержания его имущества в соответствии с целями его создания и функционирования. В этой связи муниципальное образование Каратузский район в лице администрации Каратузского района и управления образования администрации Каратузского района несут ответственность за финансирование мероприятий по обеспечению муниципального бюджетного учреждения необходимым ему имуществом.

При таких обстоятельствах бездействие ответчиков в части не принятия полных мер к исполнению предписаний и представления прокурора, а также отсутствия достаточного финансирования данных целей является незаконным и может привести к возникновению и распространению групповых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний среди неопределённого круга лиц, в том числе, детей.

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора района и возложении на ответчика - образовательное учреждение обязанности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, на ответчика – администрацию Каратузского района обязанность профинансировать данные мероприятия.

Вместе с тем, ответчиками указано на частичное устрание выявленных нарушений, а именно: установлении в помещениях постоянного пребывания детей 2-х групповых (младшая «Ягодки», старшая «Мультяшки») приборов для дезинфекции воздушной среды, выполнении подвода горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной, оборудовании производственного стол для сырой рыбы, установлении на участках приготовления холодных блюд, мясорыбном и овощном участках бактерицидных установок для обеззараживания воздуха. Поскольку истцом данные обстоятельства не оспариваются, суд полагает возможным указать в резолютивной части решении суда на его исполнение в рассматриваемой части.

Учитывая необходимость выделения значительных расходов на устранение оставшихся нарушений, суд, с учетом мнения участвующего прокурора и исследованного предписания органов Роспотребнадзора <...>, полагает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.03.2023 года, полагая его разумным и не нарушающим прав взыскателя и обучающихся в учреждении детей.

    Кроме того, с ответчика – образовательного учреждения в соответствии со ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб., от уплаты которой прокурор освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193 -199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Каратузского района удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Черемушинский детский сад «Березка» по адресу: Красноярский край, Каратузский район, с. Черемушка, ул. Зеленая, 28А, в срок до 01.03.2023 года:

- создать в раздевальных младшей группы «Ягодки», средней группы «Акварельки», старшей группы «Мультяшки» условия для сушки верхней одежды и обуви детей;

- оборудовать приборами для дезинфекции воздушной среды помещения постоянного пребывания детей младшей группы «Ягодки» и старшей группы «Мультяшки»;

- осуществить подвод горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной;

- обеспечить пищеблок производственным столом для сырой рыбы, столом для работы с тестом, оборудованием для хранения охлажденной птицы;

- установить в мясорыбном и овощном цехах бактерицидные установки.

Обязать администрацию Каратузского района профинансировать указанные мероприятия.

Решение суда в части возложения обязанности по оборудованию образовательного учреждения приборами для дезинфекции воздушной среды помещений постоянного пребывания детей младшей группы «Ягодки» и старшей группы «Мультяшки», по осуществлению подвода горячей воды к умывальной раковине в помещении постирочной, по обеспечению пищеблока производственным столом для сырой рыбы, по установлению в мясорыбном и овощном цехах бактерицидных установок и финансированию указанных мероприятий считать исполненным.

Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Черемушинский детский сад «Березка» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования Каратузский район в размере 300 рублей.

    

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия в мотивированном виде, через Каратузский районный суд.

Председательствующий                         Е.В. Чугунников

Мотивированное решение изготовлено 09.06.2022

2-215/2022 ~ М-161/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Каратузского района
Ответчики
МБДОУ Черемушинский детский сад "Березка"
Администрация Каратузского района
Суд
Каратузский районный суд Красноярского края
Судья
Чугунников Евгений Витальевич
Дело на странице суда
karatuz--krk.sudrf.ru
16.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2022Передача материалов судье
17.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2022Судебное заседание
08.06.2022Судебное заседание
09.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее