№ 2-280/2023
УИД 75RS0010-01-2023-000665-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года пгт. Забайкальск
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Капитоновой М.И., при секретаре Жигжитовой А.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Забайкальского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» о признании незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте <данные изъяты>, и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Забайкальского района, действуя в защиту интересов, неопределенного круга лиц обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал на следующие обстоятельства.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки исполнения требований законодательства в области здравоохранения, в части обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями деятельности ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», установлено, что в нарушение положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждённых приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н. розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном <данные изъяты>, не осуществляется.
Фельдшерско-акушерский пункт, оказывающий первичную медицинскую помощь, является структурным подразделением медицинской организации, ГУЗ «Забайкальская ЦРБ» имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, а также лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, согласно которой хранение лекарственных препаратов медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами, а также их отпуск осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах ГУЗ «Забайкальская ЦРБ».
Надзорными мероприятиями установлено, что в <данные изъяты>» муниципального района Забайкальский район отсутствуют аптечные пункты или иные фармацевтические организации.
Вместе с тем, лекарственные препараты и медицинские изделия в фельдшерско-акушерском пункте <данные изъяты> отсутствуют, что нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения.
На основании изложенного, ссылаясь на нормы Гражданского процессуального кодекса, истец просит признать незаконным бездействие ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», выразившееся в непринятии мер по организации розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте в <данные изъяты> района; обязать ГУЗ «Забайкальская ЦРБ», в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Абагайтуй Забайкальского района.
Истец - помощник прокурора Забайкальского района исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, заявлений, ходатайств об отложении дела слушанием суду не представил.
Третьи лица – Министерство здравоохранения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, позицию по заявленным требованиям не выразили.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что согласно п. 2.1, 2.2 Устава ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" целью деятельности учреждения является предоставление медицинских услуг в рамках федеральных и региональных программ и проектов, системы обязательного и добровольного медицинского страхования, для достижения уставных целей учреждение осуществляет также фармацевтическую деятельность.
В структуру ГУЗ "Забайкальская ЦРБ" входит фельдшерско-акушерский пункт <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно п. 1.4 Устава функции учредителя и собственника учреждения от имени Забайкальского края осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края, Департамент государственного имущества и земельных отношений.
В фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Забайкальский край, Забайкальский район, с. Абагайтуй, на территории которого нет аптечных организаций, в соответствии с лицензией от <данные изъяты> разрешено осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.
Согласно информации администрации сельского поселения «Абагайтуйское» муниципального района Забайкальский район, на территории сельского поселения проживает население в количестве 364 человека, при этом аптечные организации отсутствуют.
Положение ст. 41 Конституции РФ предусматривает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" регулирует соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи.
Согласно статей 4 и 10 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации основными принципами охраны здоровья являются, в том числе, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, помимо прочего, наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В силу пункта 5 статьи 19 указанного закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 69 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
Из статьи 79 Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
Согласно статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений или назначений специалистов в области ветеринарии, осуществляется аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность (ч. 1 ст. 55 указанного закона).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, которое устанавливает правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации). Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями N 1 - 27 к Положению.
Согласно п. 11 Приложения N 15 к Положению одной из основных задач ФАПа является реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
В судебном заседании было установлено, что в <данные изъяты>» находится фельдшерско-акушерский пункт, в котором отсутствуют лекарственные препараты и медицинские изделия, розничная торговля не осуществляется. При этом, в указанном населенном пункте аптечных организаций нет.
При таком положении, проживающие в с. Абагайтуй граждане фактически лишены возможности приобрести лекарственные препараты для медицинского применения по месту жительства, в том числе в экстренных случаях, что может повлечь реальную угрозу жизни и здоровья людей.
Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности обращения прокурора с иском, поскольку не осуществление в фельдшерско-акушерском пункте в вышеуказанном населенном пункте розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения не способствует созданию условий для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, препятствует реализации принципов охраны здоровья и нарушает конституционные права неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи, в том числе с использованием лекарственных препаратов, может привести к нарушению прав граждан на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Забайкальского района к Государственному учреждению здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие Государственного учреждения здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте с<данные изъяты>.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Забайкальская центральная районная больница» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте с. Абагайтуй Забайкальского района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.И. Капитонова
Копия верна
Председательствующий М.И. Капитонова