К делу № 11-221/2022
Мировой судья Судебного участка № 63 ЦВО
г. Краснодара Соловьева Е.Е.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июля 2022 года г. Краснодар
Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Паниной О.В.,
при секретаре судебного заседания Прокопенко Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе министерства здравоохранения Краснодарского края на решение мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 по делу по иску прокурора Апшеронского района в интересах Емельянова А. В. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты,
установил:
Решением мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 удовлетворены исковые требования прокурора Апшеронского района в интересах Емельянова А. В. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты. С Министерства здравоохранения Краснодарского края в пользу Емельянова А.В. взысканы в счет возмещения расходов, понесенных на самостоятельное приобретение лекарственных препаратов, денежные средства в сумме 3 816 рублей.
Не согласившись с принятым решением, представитель министерство здравоохранения Краснодарского края подало апелляционную жалобу, в которой просит решение мирового судьи отменить. В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение мирового судьи является незаконным и необоснованным, ввиду того, что указание на несвоевременный отпуск лекарственных средств является необоснованным, кроме того, предъявленные чеки фиксируют факт приобретения льготных лекарственных препаратов до получения рецептурных бланков на них.
На основании изложенного просит суд решение мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 отменить.
В судебном заседании помощник прокурора Центрального административного округа г.Краснодара ФИО4, действующая по поручению прокурора Апшеронского района, против удовлетворения доводов апелляционной жалобы возражала, считала решение мирового судьи законным и обоснованным.
Председатель Министерства здравоохранения Краснодарского края, ФИО5 не явились, о дне, времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела от них не поступало.
Согласно п. 40 Постановления Пленума ВС РФ № 16 от 22.06.2021 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» в случае неявки в суд апелляционной инстанции лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционных жалобы, представления, вопрос о возможности проведения судебного разбирательства в отсутствие таких лиц решается судом апелляционной инстанции с учетом положений статьи 167 ГПК РФ. Суд апелляционной инстанции вправе рассмотреть дело в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, если в нарушение части 1 статьи 167 ГПК РФ такими лицами не представлены сведения о причинах неявки и доказательства уважительности этих причин или если суд признает причины их неявки неуважительными.
Суд апелляционной инстанции, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что апелляционная жалоба не нашла своего подтверждения, подлежит оставлению без удовлетворения, а решение мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 - без изменения.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Частью 1 статьи 39 Конституции РФ предусмотрено, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со ст. 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Право истца на бесплатное получение самостоятельно приобретенных лекарственных препаратов ответчиком не оспаривалось, однако в судебном заседании было установлено, что истец не был обеспечен необходимыми ей лекарственными препаратами в установленный срок в полном объёме.
Из материалов дела усматривается, что Емельянов А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является инвалидом третьей группы, в соответствии с врачебным заключением нуждается в приеме, в том числе, лекарственного препарата «Эливикс» 5 мг 2 раза в сутки и с 23 июня 2021 г. по 31 декабря 2021 г. имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на рецептам на медицинские изделия.
Так, 24 сентября 2021 г. и 10 августа 2021 г. Емельянову А.В. были выписаны рецепты сер. 03-21-13 № и сер.03-21-13 № на получение препарата Apixabani (Эливикс) 5 мг № в количестве 1 упаковки по каждому рецепту.
19 октября 2021 г. и 13 августа 2021 г. соответственно вышеуказанные рецепты поставлены на обеспечение в ТУП КК «Кубаньфармация», однако лекарственный препарат не был выдан пациенту в установленный срок, что не оспаривалось ответчиком в судебном заседании.
В связи с этим, указанные лекарственный препарат приобретался Емельяновым А.В. самостоятельно на общую сумму 3816 руб., в том числе:
- 15 сентября 2021 г. в количестве 1 упаковки на сумму 1993,20 (2275,80- 282,60 выгода по карте) руб.;
- 18 августа 2021 г. в количестве 1 упаковки на сумму 1822,80 (2190,60- 367,80 выгода по карте) руб., что подтверждается представленными копиями кассовых чеков.
Пунктом 2.7 «Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан», утв. приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. № 328, предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.
Таким образом, ввиду того, что право истца на бесплатное получение самостоятельно приобретенных лекарственных препаратов ответчиком не оспаривалось, и мировым судьей было установлено, что истец не был обеспечен необходимым ему лекарственным препаратом в установленный срок, в связи с чем, был вынужден приобрести жизненно необходимый препарат за собственные средства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение мирового судьи является законным, обоснованным, вынесенным в соответствии с нормами действующего законодательства.
В соответствии со ст. 16 ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
При указанных обстоятельствах, мировой судья верно определил, что на основании ст. 15 ГК РФ с министерства здравоохранения Краснодарского края надлежало взыскать в пользу Емельянова А.В. денежные средства в счет самостоятельно приобретенных препаратов.
С учетом изложенного оснований для отмены решения мирового судьи по доводам апелляционной жалобы не имеется. Иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения мирового судьи, апелляционная жалоба не содержит.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что таких нарушений судом первой инстанции не допущено. Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения суд апелляционной инстанции не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 327-335 ГПК РФ, суд
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 63 Центрального внутригородского округа г. Краснодара от 13.04.2022 по делу по иску прокурора Апшеронского района в интересах Емельянова А. В. к министерству здравоохранения Краснодарского края о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенные лекарственные препараты - оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства здравоохранения Краснодарского края - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья О.В. Панина