УИД 11RS0001-01-2023-012094-73 Дело № 2-10140/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.,
при секретаре Мусс Д.А.,
с участием:
представителя истца Давыденко Р.А.,
представителя ответчика Ложкина В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре
24 ноября 2023 г. гражданское дело по иску Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов,
УСТАНОВИЛ:
Печорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к АО «Комиавиатранс» и с учетом уточнений просил устранить нарушения в здании аэропорта Усинска, расположенного по адресу: ..., а именно: установить (оборудовать) пандус при входе (выходе) в здание аэропорта в соответствии с требованиями п. 5.1.11, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2 Свода правил 59.13330.2020 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями не согласился по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Печорской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения прав пассажиров на воздушном транспорте в деятельности филиала АО «Комиавиатранс» в аэропорту Усинска, в ходе которой установлено, что здание аэропорта оборудовано инфраструктурой для передвижения маломобильных групп, но ее использование затруднено из-за целого ряда ошибок, допущенных при строительстве и проектировании. Так, пандус здания аэропорта Усинска имеет высокий угол наклона и изготовлен из скользких материалов, также отсутствует двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования средствами связи и информации; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении в настоящее время закреплены в СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения.
Согласно п. 4.1 СП 59.13330.2020 требования настоящего свода правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкцию существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений, а также территорий общего пользования.
Пунктом 5.1.11 СП 59.13330.2020 установлено, что покрытие пандуса должно быть из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Покрытие из рыхлых материалов.
Согласно п. 6.1.2 СП 59.13330.2020 в доступных входах в здание (сооружение) следует свести к минимуму разность отметок тротуара и тамбура. При перепаде высот входные площадки кроме лестницы должны иметь пандус. При ширине лестниц на основных входах в здание 4,0 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные двусторонние поручни.
Параметры наружного пандуса входных групп следует принимать по п. 5.1.14-5.1.16.
Пунктом 5.1.16 СП 59.13330.2020 установлено, что Горизонтальные площадки перед началом и после завершения пандуса должны быть с размерами прохожей части, не менее:
на общих путях движения с встречным движением - ширина - 1,8 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,8x1,8 м;
при движении в одном направлении - ширина - 1,5 м, длина - 1,5 м, при каждом изменении направления пандуса - 1,5x1,5 м.
Примечание - На горизонтальных площадках пандусов для водоотведения следует предусматривать продольный уклон в сторону спуска или поперечный уклон от 5 до 10%о.
По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м.
Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м; верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости с границами прохожей части пандуса (краем бортика).
Ширина марша пандуса (расстояние между поручнями ограждений пандуса) с движением в одном направлении должна быть в пределах от 0,9 до 1,0 м.
Пунктом 5.1.17 СП 59.13330.2020 следует, что поверхность пандуса должна быть нескользкой с учетом требований 5.1.11.
В ходе проверки было установлено, что пандус здания аэропорта Усинска имеет высокий угол наклона и изготовлен из скользких материалов, также отсутствует двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м.
Доказательств обратного в силу требований ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено.
Доводы ответчика о том, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, являются несостоятельными.
Положениями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов. В случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Также судом принимается во внимание, что в данном случае при входе в здание аэропорта Усинска уже установлен пандус, однако он не соответствует требованиям п. 5.1.11, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2 Свода правил 59.13330.2020.
Ссылка ответчика о том, что с Усинской городской организацией КРООООИ был согласован Стандарт обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности филиала АО «Комиавиатранс» «Аэропорт Усинск», судом во внимание не принимается, т.к. данный Стандарт согласован обществом инвалидов с замечаниями: отсутствует доступ инвалида в здание аэропорта – нет пандуса.
В связи с изложенным, требование прокурора подлежит удовлетворению, на ответчика подлежит возложить обязанность устранить нарушения в здании аэропорта Усинска, расположенного по адресу: ..., аэропорт, а именно: установить (оборудовать) пандус при входе (выходе) в здание аэропорта в соответствии с требованиями п. 5.1.11, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2 Свода правил 59.13330.2020 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Печорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Комиавиатранс» (ИНН 1101141183) удовлетворить.
Обязать АО «Комиавиатранс» устранить нарушения в здании аэропорта Усинска, расположенного по адресу: ..., а именно: установить (оборудовать) пандус при входе (выходе) в здание аэропорта в соответствии с требованиями п. 5.1.11, 5.1.16, 5.1.17, 6.1.2 Свода правил 59.13330.2020 в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 27.11.2023