Дело №12-19/2023
УИД: 45RS0018-01-2023-000165-62
РЕШЕНИЕ
Судья Целинного районного суда Курганской области Тельманов Алексей Сергеевич, рассмотрев 5 июня 2023 года по адресу: ул. Советская, 63, с. Целинное Целинного района Курганской области, 641150, жалобу и.о. Главы Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатова Петра Ивановича на постановление главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору – начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских Игоря Юрьевича от 25 апреля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации Целинного муниципального округа Курганской области,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору – Врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских И.Ю. от 25.04.2023 №5 Администрация Целинного муниципального округа Курганской области признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.
И.о. Главы Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатов П.И. не согласившись с постановлением должностного лица, подал жалобу в Целинный районный суд Курганской области, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В поданной жалобе автор указывает, что в период с 23 марта 2023 года по 14 апреля 2023 года в отношении Администрации Целинного муниципального округа Курганской области проведена внеплановая выездная проверка по населенным пунктам Целинного муниципального округа. По результатам проверки вручен акт проверки №01 от 14.04.2023г. и предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению пожара от 14.04.2023г. №01/1/1 со сроком исполнения до 15 мая 2023 года. Время совершения правонарушения установлено 14 апреля 2023 года. Заявитель считает постановление №5 от 25.04.2023г. незаконным по следующим основаниям: постановление о назначении административного наказания содержит лишь описание события правонарушения со ссылкой на акт проверки от 14.04.2023г. Вывод о виновности в совершении административного правонарушения в обжалуемом постановлении заявителя никак не мотивирован. Не конкретизировано место выявленных нарушений, не отражены географические координаты местоположения данных нарушений; отсутствуют замеры, указание на средства измерения конкретных расстояний от противопожарной полосы до сухой растительности; не приведено конкретных зданий и сооружений при размещении которых орган местного самоуправления нарушены противопожарные расстояния до каких-либо лесничеств (лесопарков); ссылка на статью в процессуальных документах не обоснована; не указаны нормы обеспечения первичными средствами общественных территорий, не указана «полная мера укомплектования», чего не хватает для комплектования. В акте проверки также отражено, какое количество огнетушителей фактически имелось на момент проверки, какой механизированный пожарный инструмент и инвентарь фактически имелся на пожарном щите. Доказательства каждого нарушения не приведены и не оценены, кроме перечня нарушений, которые скопированы из акта проверки. Заявитель привлечён к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ 25 апреля 2023 года. Вместе с тем постановлением Правительства Курганской области от 04 апреля 2023 года №76 «О введении особого противопожарного режима на территории Курганской области» 5 апреля 2023 года введен особый противопожарный режим. Учитывая, что инкриминируемые нарушения требований пожарной безопасности совершены в условиях особого противопожарного режима, в действиях заявителя отсутствуют признаки состава административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы и.о. Глава Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатов П.И. не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств и заявлений не представил.
Защитник Кудашева Т.В. доводы жалобы поддержала, просила снизить размер штрафа в связи с тяжелым материальным положением.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление - главный государственный инспектор Целинного района по пожарному надзору – Врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских И.Ю. возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с п.8 ч.2 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу ч.3 указанной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 28.05.2017 №100-ФЗ, действующей на дату вынесения постановления), нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.32 и ст.11.16 указанного Кодекса и ч.ч.6, 6.1 и 7 данной настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя указанный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем данный Федеральный закон, требования пожарной безопасности.
В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479 предусмотрено: п.67, правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана; п. 70 в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером. В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры;п.75, органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со ст.19 Федерального закона «О пожарной безопасности».При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения; п. 69 на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов; п. 48 руководитель организации извещает подразделение пожарной охраны при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, находящихся на территории организации, а также в случае уменьшения давления в водопроводной сети ниже требуемого.Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
В соответствии с п.10 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Согласно п.14 ч.1 ст.6 Устава Целинного муниципального округа Курганской области к вопросам местного значения указанного муниципального округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Целинного муниципального округа Курганской области.
Статьей 2 Закона Курганской области от 29.06.2021 №75 «Об установлении границ муниципального образования Целинного муниципального округа Курганской области» установлено, что в состав территории муниципального образования Целинного муниципального округа Курганской области входят следующие населенные пункты: деревня Белозерки; деревня Бердюгино; село Большое Дубровное; деревня Бухаринка; деревня Васькино; деревня Воздвиженка; деревня Дудино; село Дулино; село Заманилки; деревня Зеленая Сопка; село Иванково; деревня Исаково; село Казак-Кочердык; село Кислянка; деревня Козыревка; село Косолапово; село Костыгин Лог; деревня Красный Октябрь; деревня Кременевка; деревня Листвянка; село Луговое; деревня Малое Дубровное; деревня Мануйлово; деревня Марс; село Матвеевка; село Михалево; деревня Моисеевка; деревня Молоденки; деревня Николаевка; деревня Одина; деревня Патранино; деревня Первомайка; село Пески; деревня Подуровка; село Половинное; деревня Полынный Лог; деревня Приозерная; деревня Пруды; село Рачеевка; деревня Рыбное; село Сетово; село Становое; село Трехозерки; село Усть-Уйское; село Фроловка; село Целинное; деревня Чалкино; деревня Чертово.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Администрация Целинного муниципального округа Курганской области является юридическим лицом, и.о. Главы Целинного муниципального округа Курганской области является Скоробогатов П.И.
Из материалов дела следует, что 25.04.2023 в 16 час. 00 мин. при проведении внеплановой выездной проверки Администрации Целинного муниципального округа Курганской области на основании распоряжения от 20.03.2023 №01 главным государственным инспектором Целинного района по пожарному надзору – начальником отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Пановым И.А. были выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение требований ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности»,ст.63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 1 ч. 2 ст. 1, ст. 6, ч. 2 ст. 69, ст. 63 Федерального закона 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; п.п. 67, 70, 75, 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 №1479.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении №5 от 14.04.2023; актом проверки от 14.04.2023 №01; распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от 20.03.2023 №1.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
Исходя из указанных положений, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Доказательств того, что Администрацией Целинного муниципального округа Курганской области были приняты все зависящие от нее меры, направленные на соблюдение законодательства в области пожарной безопасности, не представлено.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, в том числе предусмотренных в ст.2.9, ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Оснований для смягчения назначенного административного наказания на предупреждение в соответствии с положениями ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматривается, поскольку бездействие Администрации Целинного муниципального округа Курганской области создало возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Обжалуемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленных процессуальных сроков.
Обстоятельств, прямо предусмотренных в ч.1 ст.4.2 и ч.1 ст.4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела не содержат.
В силу ст.10 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии с указанным Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.
Исходя из положений ст.ст.6, 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Согласно ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты имеют собственные доходы (поступающие в бюджет денежные средства), к которым относятся: налоговые и неналоговые доходы, а также доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций.
Эти доходы подлежат использованию таким образом, чтобы обеспечить выполнение требований пожарной безопасности на допустимом уровне.
Оснований для применения положений ч.2 ст.4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не усматриваю.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что жалоба не содержит доводов, влекущих отмену оспариваемого постановления.
Вместе с тем постановление подлежит изменению по следующим основаниям.
В силу ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II указанного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
На основании ч.3.3 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ст.1 Закона Курганской области от 29.06.2021 №73 «О преобразовании муниципальных образований путем объединения всех поселений, входящих в состав Целинного района Курганской области, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области и внесении изменений в некоторые Законы Курганской области» путем объединения преобразованы поселения, входящие в состав Целинного района Курганской области, на территории которых в последствии и были выявлены нарушения в реализации полномочий в области пожарной безопасности, во вновь образованное муниципальное образование - Целинный муниципальный округ Курганской области, учитывая характер совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что материалы дела не содержат сведений о наступлении каких-либо существенных негативных последствий, финансовое положение привлекаемого к административной ответственности лица, считаю возможным снизить размер административного штрафа до 150000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.30.1 – 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору – Врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских Игоря Юрьевича от 25 апреля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Целинного муниципального округа Курганской области – изменить, снизив размера административного штрафа до 150000 рублей.
В остальной части постановление главного государственного инспектора Целинного района по пожарному надзору – Врио начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы по Целинному району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Курганской области Подгорбунских Игоря Юрьевича от 25 апреля 2023 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Целинного муниципального округа Курганской области оставить без изменения, жалобу и.о. Главы Администрации Целинного муниципального округа Курганской области Скоробогатова Петра Ивановича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.С. Тельманов