Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-366/2024 ~ М-368/2024 от 02.05.2024

Дело (УИД) 58RS0012-01-2024-000640-04

Производство № 2-366/2024

Решение

именем Российской Федерации

27 мая 2023 года                                       г. Каменка

Каменский городской суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Лавровой С.А.,

при секретаре Макеевой Е.Н.,

с участием представителя истца - помощника Каменского межрайонного прокурора Садыровой М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каменского межрайонного прокурора в интересах Яновой Т.Ф. к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской областио возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача, о возложении обязанности производить своевременную выписку льготных рецептов в соответствии с имеющейся потребностью, о взыскании денежных средств в счет возмещения убытков,

установил:

Каменский межрайонный прокурор Пензенской области обратился в суд с указанным иском, указав, что на основании решения о проведении проверки № 157 от 18.04.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» о соблюдении требований законодательства о здравоохранении. Установлено, что Янова Т.Ф., (дата) года рождения, зарегистрированная по адресу: (адрес) состоит на учете с диагнозом ... в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов. Заключение врачебной комиссии по выдаче Яновой Т.Ф. лекарственного препарата от болезни ... по торговому наименованию из группы препаратов с международным наименованием ... не имеется.

За 2023г. и истекший период 2024г. Янова Т.Ф. при обращении к врачам ГБУЗ «Каменская ЦРБ» (20.04.2023, 22.05.2023, 11.07.2023, 18.07.2023, 29.08.2023, 23.10.2023, 28.12.2023, 31.01.2024, 02.02.2024, 18.04.2024) рекомендовано лечение в виде приема лекарственного препарата по международному наименованию ... от болезни ...

За 2023г. Янова Т.Ф. лекарственный препарат по международному наименованию ... выдавался не в соответствии с месячной потребностью и назначением врача, а именно: 22.05.2023-3 упаковки 4 мг по 28 таб., 06.07.2023г.-2 упаковки 4 мг по 28 таб., 18.07.2023-1упаковка 4 мг по 28 таб., 20.02.2023-3 упаковки 8 мг по 28 таб.

02.02.2024 сотрудники ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечили Янову Т.Ф. лекарственным препаратом по международному наименованию ... торговому наименованию ... с дозировкой 2 мг по 28 таблеток в количестве 8 упаковок на февраль 2024г. и половину марта 2024г.

При обращении к врачу на прием 20.04.2023, 29.08.2023, 23.10.2023, 28.12.2023, 31.01.2024, 18.04.2024 ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не обеспечила Янову Т.Ф. лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... Янова Т.Ф. 24.12.2023 за счет собственных средств приобрела лекарственный препарат по торговому наименованию ... 8 мг таб. лонг п/плен №28 2 упаковки (международное наименование ... на общую сумму 10100 руб., что подтверждается кассовым чеком. В результате бездействия ГБУЗ «Каменская ЦРБ» в установленные законом сроки лекарственным средством обеспечена не была, что привело к необходимости приобретения указанных в рецептах лекарственных препаратов за счет собственных средств, а потому данные расходы подлежат возмещению ответчиком.

Ранее межрайонной прокуратурой 08.02.2024 по факту получения за период с августа 2023г. по декабрь 2023г., в январе 2024г. лекарственного препарата от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача в адрес и.о. главного врача ГБУЗ «Каменская ЦРБ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако при обращении на прием к врачу Яновой Т.Ф. 18.04.2024лекарственный препарат от ее болезни не выдан.

Каменский межрайонный прокурор просит суд: Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Яновой Татьяны Федоровны, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Яновой Татьяне Федоровне, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Взыскать с ГБУЗ «Каменская ЦРБ» в пользу Яновой Татьяны Федоровны, денежные средства в счет возмещения убытков в сумме 10100руб.

В судебном заседании представитель истца – помощник Каменского межрайонного прокурора Садырова М.И. заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила суд удовлетворить.

В судебное заседание Янова Т.Ф. не явилась о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» Азеева Э.Р., действующая на основании доверенности исковые требования признала в части понуждения ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Яновой Татьяне Федоровне, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача при условии, что Министерство Здравоохранения организует выписку указанного лекарственного препарата.

В части взыскания с ГБУЗ «Каменская ЦРБ» в пользу Яновой Т.Ф. денежные средства в размере 10 100 руб. возражает, пояснив, что (дата) Янова Т.Ф. не обращалась на прием к врачу ГБУЗ «Каменская ЦРБ», в этой части иска просит отказать.

Представители Министерства здравоохранения Пензенской области, Министерства финансов Пензенской области в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", которым предусмотрено, что соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи относятся к основным принципами охраны здоровья (ст. 4).

Социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях (ст. 8).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Закона N 323-ФЗ).

Статьей 29 Закона N 323-ФЗ определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Закона N 323-ФЗ).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Закона N 323-ФЗ).

Пунктом 2 Приказа Минздрава России от 20.12.2012 N 1181н "Об утверждении порядка назначения и выписывания медицинских изделий, а также форм рецептурных бланков на медицинские изделия и порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.06.2013 N 28882) предусмотрено, что назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется лечащим врачом медицинской организации; фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в установленном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 43 Закона N 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Пунктом 3 статьи 6.1. Закона N 178-ФЗ предусмотрено, что право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Закона N 5-ФЗ.

Исходя из положений пунктов 1, 1.1, 2 части 1 статьи 6.1 Закона N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").

Из п. 5 ст. 10 Закона N 323-ФЗ следует, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

При этом, как следует из статьи 11 Закона N 323-ФЗ отказ в предоставлении медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий и взимание платы за ее оказание не допускаются.

С 01 января 2008 года Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами питания для детей-инвалидов.

Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов РФ.

Указанные расходы включают в себя обеспечение медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфицирующими средствами.

П.14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов РФ передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Процедура получения участником боевых действий лекарственных препаратов регламентируется Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утв. Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21.12.2020.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Согласно пункта 15 статьи 37 Закона N 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

На основании п. 1, 2 ч. 3 ст. 80 Закона N 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий не подлежат оплате за счет личных средств граждан.

Из материалов дела следует, что на основании решения о проведении проверки № 157 от 18.04.2024 в ГБУЗ «Каменская ЦРБ» проведена проверка соблюдения требований законодательства о здравоохранении.

В ходе проверки выявлено, что Янова Т.Ф., (дата) года рождения, зарегистрированная по адресу: (адрес) состоит на учете с диагнозом ... в силу положений действующего законодательства имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

За 2023г. и истекший период 2024г. Янова Т.Ф. рекомендовано лечение в виде приема лекарственного препарата по международному наименованию ... от болезни ... За 2023г. Янова Т.Ф. лекарственный препарат по международному наименованию ... выдавался не в соответствии с месячной потребностью и назначением врача, а именно: 22.05.2023-3 упаковки 4 мг по 28 таб., 06.07.2023г.-2 упаковки 4 мг по 28 таб., 18.07.2023-1упаковка 4 мг по 28 таб., 20.02.2023-3 упаковки 8 мг по 28 таб.

02.02.2024 сотрудники ГБУЗ «Каменская ЦРБ» обеспечили Янову Т.Ф. лекарственным препаратом по международному наименованию ... торговому наименованию ... с дозировкой 2 мг по 28 таблеток в количестве 8 упаковок на февраль 2024г. и половину марта 2024г.

При обращении к врачу на прием 20.04.2023, 29.08.2023, 23.10.2023, 28.12.2023, 31.01.2024, 18.04.2024 ГБУЗ «Каменская ЦРБ» не обеспечила Янову Т.Ф. лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... Янова Т.Ф. 24.12.2023 за счет собственных средств приобрела лекарственный препарат по торговому наименованию ... 8 мг таб. лонг п/плен №28 2 упаковки (международное наименование ... на общую сумму 10100 руб., что подтверждается кассовым чеком. В результате бездействия ГБУЗ «Каменская ЦРБ» в установленные законом сроки лекарственным средством обеспечена не была, что привело к необходимости приобретения указанных в рецептах лекарственных препаратов за счет собственных средств, а потому данные расходы подлежат возмещению ответчиком.

Ранее межрайонной прокуратурой 08.02.2024 по факту получения за период с августа 2023г. по декабрь 2023г., в январе 2024г. лекарственного препарата от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача в адрес и.о. главного врача ГБУЗ «Каменская ЦРБ» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, однако при обращении на прием к врачу Яновой Т.Ф. 18.04.2024 лекарственный препарат от ее болезни не выдан.

С учетом изложенного право Яновой Т.Ф. на обеспечение ее жизненно необходимым медицинскими препаратами носит, не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают Янову Т.Ф. права получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на ее здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство его личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ей тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

С учетом указанных требований закона, суд приходит к выводу о том, что бездействие ответчика ГБУЗ «Каменская ЦРБ» выразившееся в не обеспечении Яновой Т.Ф. полагающимися ей лекарствами, существенно нарушает личные неимущественные права истца с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья истца.

При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым иск удовлетворить

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Каменского межрайонного прокурора в интересах Яновой Татьяны Федоровны к ГБУЗ «Каменская ЦРБ», Министерству здравоохранения Пензенской области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственным препаратом в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача, о возложении обязанности производить своевременную выписку льготных рецептов в соответствии с имеющейся потребностью, о взыскании денежных средств в счет возмещения убытков,- удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Пензенской области организовать обеспечение Яновой Татьяны Федоровны, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Обязать ГБУЗ «Каменская ЦРБ» производить своевременную выписку льготных рецептов Яновой Татьяне Федоровне, (дата) года рождения, зарегистрированной по адресу: (адрес) лекарственным препаратом по международному наименованию ... от болезни ... в соответствии с имеющейся потребностью и назначением врача.

Взыскать с ГБУЗ «Каменская ЦРБ» в пользу Яновой Татьяны Федоровны, денежные средства в счет возмещения убытков в сумме 10100руб.

    Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Каменский городской суд Пензенской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                     С.А.Лаврова

Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 года.

2-366/2024 ~ М-368/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Каменский межрайонный прокурор Пензенской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Пензенской области
ГБУЗ "Каменская ЦРБ"
Другие
Янова Татьяна Федоровна
Министерство финансов Пензенской области
Суд
Каменский городской суд Пензенской области
Судья
Лаврова С.А.
Дело на странице суда
kamensky--pnz.sudrf.ru
02.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2024Передача материалов судье
02.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2024Подготовка дела (собеседование)
20.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2024Судебное заседание
27.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее