УИД: 59RS0004-01-2024-003099-10
Дело № 12-859/2024
Р Е Ш Е Н И Е
17 мая 2024 года город Пермь
Судья Ленинского районного суда г. Перми Насибуллина М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ФИО1,
у с т а н о в и л:
Постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, выразившегося в том, что ФИО1, являясь должностным лицом - заместителем начальника учреждения <данные изъяты>, в нарушение ч. 1 ст.66. 1 Трудового кодекса Российской Федерации, п.п. 2.4, 2.5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», не обеспечил в установленный срок передачу сведений в Социальный фонд Российской Федерации. ФИО1 назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
ФИО1 обратился с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, а также ввиду недоказанности обстоятельств привлечения к административной ответственности, значительных процессуальных нарушений со стороны Государственной инспекции труда в Пермском крае. В обоснование доводов ФИО1 указывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме того, в протоколе об административном правонарушении отсутствует описание самого факта нарушения, в связи с чем невозможно установить основания для привлечения к административной ответственности; обстоятельства, на основании которых вынесено обжалуемое постановление, не доказаны.
В судебное заседание ФИО1 не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
Административный орган в судебное заседание представителя не направил, представил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя, должностное лицо не явилась, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие заявителя, представителя административного органа, должностного лица.
Оценив доводы жалобы, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ непредставление в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.1 ст. 6 указанного Федерального закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание лицом, рассматривающим дело, необходимых условий для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если указанные доказательства получены с нарушением закона (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
В силу ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол (ч. 1). В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2). При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (ч. 3). Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4). В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (ч. 4.1).
Вышеназванные нормы призваны обеспечить право на защиту лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении относится к числу базовых доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу.
Статьей 25.15 КоАП РФ установлено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 2 ст. 25.15 КоАП РФ, извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Между тем, представленные административным органом материалы дела не содержат доказательств извещения ФИО1 о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, более того, извещение от ДД.ММ.ГГГГ №-И о том, что ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с 10:00 до 17:00 местного времени в помещении Государственной инспекции труда в Пермском в отношении должностных лиц <данные изъяты> будут составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, адресовано <данные изъяты>
Протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 составлен в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В данном случае установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден не был, требования названного Кодекса при возбуждении в отношении ФИО1 дела об административном правонарушении нарушены.
На стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении возможность возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела для устранения недостатков утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрена, устранение допущенных процессуальных нарушениях на стадии рассмотрения дела невозможно.
Неизвещение лица о времени и месте составления в отношении него протокола об административном правонарушении является существенным процессуальным нарушением, влекущим признание протокола недопустимым доказательством.
Кроме того, как следует из протокола об административном правонарушении, должностным лицом в нарушение ст. 28.2 КоАП РФ событие административного правонарушения, вмененного ФИО1, должным образом не описано. При описании события административного правонарушения должностное лицо фактически ограничилось указанием на диспозицию обозначенной нормы, в чем же выразилось действие (бездействие) должностного лица ФИО1, свидетельствующее о нарушении положений Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования», какие обстоятельства выявлены из представленных Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведений, которые свидетельствовали бы о совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ, в протоколе не приведены.
Также материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Таким образом, допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу акта.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу об административном правонарушении, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае ФИО3 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.
<данные изъяты>
<данные изъяты> Судья - М.Х. Насибуллина
<данные изъяты>