.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Новокуйбышевск 02 ноября 2022 года
Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Строганковой Е.И.
при секретаре Зайцевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1659/2022 (УИД-<№>) по иску заместителя прокурора г. Новокуйбышевска Телегина А.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница», Министерству здравоохранения Самарской области об обязании произвести капитальный ремонт крыши родильного отделения (перинатального центра),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Новокуйбышевска Телегин А.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, в котором, с учетом уточнений, просил обязать ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница» произвести капитальный ремонт крыши родильного отделения (перинатального центра) ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница», расположенного по адресу: <Адрес> в течении 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу. В случае недостаточности денежных средств у ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница» для проведения капитального ремонта крыши родильного отделения (перинатального центра) ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница», расположенного по адресу: <Адрес> обязать Министерство здравоохранения Самарской области обеспечить финансирование мероприятий по проведению капитального ремонта крыши родильного отделения (перинатального центра) ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница», расположенного по адресу: <Адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой г. Новокуйбышевска Самарской области проведена проверка по обращению ФИО1 о ненадлежащем материально-техническом состоянии здания перинатального центра (родильного дома) ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница». Согласно информации и документам, представленным ГБУЗ СО «НЦГБ», родильный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1964 году. Последний капитальный ремонт проведен в 1980 году, работы по капитальному ремонту кровли не выполнялись. Покрытие кровли и лифтовые шахты над машинными отделениями на кровле имеют серьезные дефекты, из-за чего стали происходить затекания атмосферных осадков в помещения 4 этажа и на фасад здания. Гинекологическое отделение были вынуждены перевести с 4-го на первый этаж, так как многие кабинеты и палаты имели значительные повреждения в отделке помещений. В связи с чем, ГБУЗ СО «НЦГБ» <Дата> заключило договор <№> с ООО «А.» по проведению обследования строительных конструкций существующей кровли крыши родильного отделения ГБУЗ СО «НЦГБ».
Согласно технического заключения ООО «А.» от 2019 наличие повреждений и большого срока эксплуатации здания определяют необходимость проведения работ по капитальному ремонту строительных конструкций кровли и выполнением необходимых рекомендаций. Ограждающие конструкции кровли здания находятся в основном в ограниченно-работоспособном состоянии, но требуют капитального ремонта, либо полной замены.
Согласно акта <№>, утвержденного главным врачом ГБУЗ СО «НЦГБ» от <Дата>, после всех проведенных обследований и инженерных изысканий необходимо выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы.
Между ГБУЗ СО «НЦГБ» и ООО «А.» <Дата> <№> заключен контракт по выполнению проектно-сметной документации на «Капитальный ремонт кровли здания родильного отделения ГБУЗ СО «НЦГБ».
Согласно сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта от 2021 года, на второй квартал 2021 года необходимо всего средств на сумму ... рублей. После чего проведена государственная экспертиза проверки достоверности определения сметной стоимости.
Согласно положительного заключения государственной экспертизы <№>, сметная стоимость объекта определена верно.
В случае, если у бюджетного учреждения недостаточно денежных средств, то субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В ходе проверки установлено, что в связи с недостаточным финансированием, ГБУЗ СО «НЦГБ» неоднократно обращалось в адрес Министерства здравоохранения Самарской области с целью финансирования ремонта кровли крыши здания родильного дома и иных органов, однако результата не последовало, последнее обращение направлено 08.12.2021.
В связи с тем, что до декабря 2021 года ГБУЗ СО «НЦГБ» не приступило к ремонту крыши родильного дома, прокуратурой в адрес главного врача ГБУЗ СО «НЦГБ» внесено представление об устранении выявленных нарушений от 30.12.2021 <№>, в удовлетворении которого отказано, мер к устранению нарушений не принято. Ремонт кровли не произведен, финансирование не выделено.
Таким образом, требования прокурора не исполнены, а также поставлены под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в здании родильного дома.
В судебном заседании заместитель прокурора г. Новокуйбышевска Телегин А.А., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ СО «НЦГБ» не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Самарской области Шевырева О.А., действующая по доверенности <№> от <Дата>, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихя представителей ответчиков.
Выслушав истца, изучив письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи реализуется путем в том числе установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся, в том числе, защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения и другие.
В силу ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Согласно постановления Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 290 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения Самарской области», министерство здравоохранения Самарской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области. Финансирование деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета. Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством. Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 1.7 вышеуказанного положения, на Министерство возлагается решение следующих задач: обеспечение государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи в объеме территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и равного доступа населения к качественному здравоохранению; разработка и реализация основных направлений и приоритетов государственной политики по решению комплексных задач охраны здоровья населения Самарской области; сохранение и улучшение здоровья населения Самарской области.
Министерство финансирует охрану здоровья граждан в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств, а также осуществляет права собственника имущества от имени Самарской области в отношении предприятий, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, в порядке, установленном законодательством Самарской области.
Судом установлено, что прокуратурой г. Новокуйбышевска Самарской области проведена проверка по обращению ФИО1 о ненадлежащем материально-техническом состоянии здания перинатального центра (родильного дома) ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница». Согласно информации и документам, представленным ГБУЗ СО «НЦГБ», родильный дом построен и сдан в эксплуатацию в 1964 году. Последний капитальный ремонт проведен в 1980 году, работы по капитальному ремонту кровли не выполнялись. Покрытие кровли и лифтовые шахты над машинными отделениями на кровле имеют серьезные дефекты, из-за чего стали происходить затекания атмосферных осадков в помещения 4 этажа и на фасад здания. Гинекологическое отделение были вынуждены перевести с 4-го на первый этаж, так как многие кабинеты и палаты имели значительные повреждения в отделке помещений. В связи с чем, ГБУЗ СО «НЦГБ» <Дата> заключило договор <№> с ООО «А.» по проведению обследования строительных конструкций существующей кровли крыши родильного отделения ГБУЗ СО «НЦГБ».
Согласно технического заключения ООО «А.» от 2019 наличие повреждений и большого срока эксплуатации здания определяют необходимость проведения работ по капитальному ремонту строительных конструкций кровли и выполнением необходимых рекомендаций. Ограждающие конструкции кровли здания находятся в основном в ограниченно-работоспособном состоянии, но требуют капитального ремонта, либо полной замены.
Согласно акта <№>, утвержденного главным врачом ГБУЗ СО «НЦГБ» от <Дата>, после всех проведенных обследований и инженерных изысканий необходимо выполнить работы по разработке проектно-сметной документации и прохождению государственной экспертизы.
Между ГБУЗ СО «НЦГБ» и ООО «А.» <Дата> <№> заключен контракт по выполнению проектно-сметной документации на «Капитальный ремонт кровли здания родильного отделения ГБУЗ СО «НЦГБ».
Согласно сводного сметного расчета стоимости капитального ремонта от 2021 года, на второй квартал 2021 года необходимо всего средств на сумму ... рублей. После чего проведена государственная экспертиза проверки достоверности определения сметной стоимости.
Согласно положительного заключения государственной экспертизы <№>, сметная стоимость объекта определена верно.
Согласно ст. 210 ГК РФ, бремя содержания имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 399 ГК РФ, до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии со ст. 123.22 ГК РФ, государственные и муниципальные учреждения не отвечают по обязательствам собственников своего имущества.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое в соответствии с абзацем первым настоящего пункта может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения.
Таким образом, если у бюджетного учреждения недостаточно денежных средств, то субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Материалами дела установлено, что в связи с недостаточным финансированием, ГБУЗ СО «НЦГБ» неоднократно обращалось в адрес Министерства здравоохранения Самарской области с целью финансирования ремонта кровли крыши здания родильного дома и иных органов, однако результата не последовало, последнее её обращение было направлено 08.12.2021.
Поскольку до декабря 2021 года ГБУЗ СО «НЦГБ» не приступило к ремонту кровли крыши родильного дома, прокуратурой города в адрес главного врача ГБУЗ СО «Новокуйбышевская центральная городская больница» внесено представление об устранении выявленных нарушений от 30.12.2021 <№>, в удовлетворении которого отказано (ответ от 28.01.2021 <№>). Мер к устранению нарушений не принято.
Ремонт кровли здания родильного дома г. Новокуйбышевск до настоящего времени не произведен, финансирование ни ГБУЗ СО «НЦГБ» ни Министерством здравоохранения Самарской области не выделено.
Согласно ответа Министра здравоохранения Самарской области от 05.07.2022, ГБУЗ СО «НЦГБ», в связи с неудовлетворительным состоянием кровли здания родильного дома в адрес министерства здравоохранения Самарской области направлены письма о необходимости выделения денежных средств на ремонт кровли здания родильного дома, расположенного по адресу: г. Новокуйбышевск, ул. Пирогова, 11 (письма от 08.12.2021 <№> и от 12.05.2022 <№> прилагаются). На сметную документацию на проведение капитального ремонта получено положительное заключение экспертизы. На основании заявок учреждений здравоохранения Самарской области, а также с целью общего улучшения материально-технического состояния объектов здравоохранения Самарский области министерством здравоохранения Самарской области подготовлено письмо от 06.06.2022 <№> в адрес Первого вице – губернатора – председателя Правительства Самарской области ФИО2, на которое министерством управления финансами Самарской области дано заключение, что выделение дополнительных бюджетных ассигнований на заявленные в обращении цели в настоящее время не представляется возможным. К данному вопросу предложено вернуться при формировании проекта закона об областном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.
Кроме того, дополнительно сообщено, что в 2022 году финансирование мероприятия «Предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Самарской области на подготовку технической документации, проведение капитального ремонта, подготовку помещений под размещение высокотехнологичного медицинского оборудования» государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области» на 2014 - 2032 годы» (далее – госпрограмма) ограничено.
В связи с этим, министерством здравоохранения Самарской области повторно подготовлено письмо от 28.06.2022 <№> в адрес Первого вице – губернатора – председателя Правительства Самарской области ФИО2 о рассмотрении возможности переноса денежных средств с мероприятия «Предоставление субсидий государственным бюджетным учреждениям здравоохранения Самарской области на проведение мероприятий по медицинскому газоснабжению, кислородоснабжению и подготовке документации для внесения в реестр опасных производственных объектов оборудования для хранения медицинского кислорода» госпрограммы. В настоящее время предложение министерства здравоохранения Самарской области находится на рассмотрении в министерстве управления финансами Самарской области.
В случае принятия положительного решения о переносе денежных средств с одного мероприятия на другое, министерством здравоохранения Самарской области будет запущена процедура доведения необходимой суммы до ГБУЗ СО «НЦГБ» с целью проведения капитального ремонта здания родильного дома.
Из изложенного следует, что принимаемые руководством ГБУЗ СО «НЦГБ» меры по выделению денежных средств на проведение капитального ремонта здания родильного дома безуспешны, в связи с чем, поставлены под угрозу жизнь и здоровье граждан, находящихся в здании родильного дома.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Таким образом, с учетом приведенных норм материального права, а также установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о том, что уточненные требования заместителя прокурора г. Новокуйбышевска обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░), - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.11, ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░░, ░.11.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░.░░░░░░░░░░░
.