Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1515/2022 ~ М-1077/2022 от 20.04.2022

Дело 2-1515/2022

79RS0002-01-2022-002931-88

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 июля 2022 года                                                         г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи         Юртаевой О.А.

при секретаре     Курикаловой Ю.С.

с участием помощника прокурора Ленинского района ЕАО Примак Г.С.

представителя ответчика Цыбукеевой А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Подгорновой Аллы Лукьяновны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, -

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района ЕАО обратился в суд в интересах Подгорновой А.Л. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Подгорновой А.Л. установлено, что она находится на диспансерном наблюдении в ОГБУЗ «Ленинская ЦРБ», на отсроченном обслуживании находятся рецептурные бланки, выписанные на имя истца, а именно: от 27.01.2022 серии , от 07.12.2021 серии , от 18.10.2021 серии на лекарственный препарат <данные изъяты> в количестве по 1 упаковки. Просил суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Подгорновой А.Л. лекарственными средствами по указанным рецептурным бланкам, взыскать с ответчика в пользу Подгорновой А.Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Истец Подгорнова А.Л. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района ЕАО Примак Г.С. уточнила исковые требования, указала, что Подгорнова А.Л. обеспечена лекарственным препаратом «Amlodipini» по рецептурному бланку от 18.10.2021 серии на таб. 10 мг. № 30 в количестве 1 упаковки. Просила производство в части требований обеспечения Подгорновой А.Л. лекарственным средством по рецептурному бланку от 18.10.2021 серии прекратить, в связи с отказом от заявленного требования. Просила суд обязать ответчика обеспечить истца лекарственными средствами по рецептурным бланкам от 27.01.2022 серии , на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 10 мг. № 30 в количестве 1 упаковки; от 07.12.2021 серии на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 10 мг. № 30 в количестве 1 упаковки; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Подгорновой А.Л. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей. Указала, что ответственность за своевременное обеспечение отдельной категории граждан лекарственными препаратами лежит на департаменте здравоохранения правительства ЕАО, указанный орган должен контролировать наличие препаратов в аптеках. Своевременное обеспечение истца лекарственными препаратами не должно зависеть от ненадлежащей работы департамента. Истец болен, выписанный препарат ей необходимо принимать постоянно и своевременно. Неправомерными действиями ответчика истцу причинён моральный вред.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е. в судебном заседании не оспаривала права истца на обеспечение бесплатными медицинскими препаратами. Указала, что поскольку сотрудники аптеки своевременно не внесли информацию об отсроченных рецептах в единую программу Е-фарма, департамент не мог знать о наличии отсроченных рецептов истца. Со дня получения департаментом настоящего иска истец не обеспечен лекарственными препаратами по настоящее время, однако департаментом в этом направлении ведётся работа, объявлены аукционы. В связи с указанным, считает, что вины департамента в необеспечении истца лекарственными препаратами, не имеется, в связи с чем, сумма компенсации морального вреда не может быть взыскана с департамента.

Представитель третьего лица МУП «Ленинская центральная районная аптека» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца, представителя третьего лица и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе, посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Согласно п. 8 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2.1.9 Положения, департамент определяет перечень аптек, аптечных пунктов, осуществляющих бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения для амбулаторного лечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Пунктами 3.1.6. и 3.1.7. предусмотрено, что департамент разрабатывает перечень лекарственных средств для лечения больных в стационарных и амбулаторных условиях. Разрабатывает перечень лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Пунктом 3 Положения установлено, что департамент здравоохранения осуществляет следующие основные функции: осуществляет организацию системы ведомственного контроля за подведомственными областными учреждениями и предприятиями; контролирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции здравоохранения; координирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции департамента здравоохранения.

При рассмотрении дела установлено, что Подгорнова А.Л. является получателем лекарственного препарата <данные изъяты> по назначению врача.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).

Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

В судебном заседании установлено, что рецепты от 27.01.2022 серии на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 10 мг. № 30 в количестве 1 упаковки; от 07.12.2021 серии на лекарственный препарат <данные изъяты> таб. 10 мг. № 30 в количестве 1 упаковки, в настоящее время не обслужены.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Подгорнова А.Л. не обеспечена в установленный срок лекарственными препаратами, выписанными лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает её права на качественную, своевременную медицинскую помощь.

Доказательств того, что департамент здравоохранения предпринял все необходимые меры для своевременного обеспечения Подгорновой А.Л. вышеуказанными препаратами, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

    При рассмотрении дела установлено, что департаментом здравоохранения правительства ЕАО не предприняты все зависящие от него меры для приобретения лекарственных препаратов и своевременного обеспечения ими Подгорновой А.Л.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования, как о возложении обязанности на департамент управления здравоохранения правительства ЕАО обеспечить истцу отсроченные рецептурные бланки, так и требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска льготных лекарственных препаратов, подлежат удовлетворению.

Из ч. 2 ст. 1101 ГК РФ следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.).

Суд считает, что истцу Подгорновой А.Л. причинён моральный вред в виде нравственных страданий в результате незаконного несвоевременного обеспечения её лекарственными препаратами, которые являются для неё жизненно необходимыми.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд считает, что заявленный к взысканию моральный вред в размере 10 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, и перенесённым истцом страданиям.

К данному выводу суд пришёл с учётом характера и степени причиненных истцу физических и нравственных страданий, выразившихся в перенесённых ею чувствах боли, страха за своё здоровье, переживаниях, подорванного здоровья, с учётом её возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебное заседание представлены заявления прокурора Ленинского района и истца Подгорновой А.Л. об отказе от иска, в части обязания ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом по рецептурному бланку от 18.10.2021 серии на таб. 10 мг. в количестве 1 упаковки на лекарственный препарат «<данные изъяты>

В данном случае отказ от иска не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит. Отказ мотивирован тем, что указанный рецептурный бланк на день рассмотрения дела судом, обслужен.

В связи с изложенным, суд считает возможным принять отказ от иска в указанной части.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района Еврейской автономной области в интересах Подгорновой Аллы Лукьяновны к Департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, удовлетворить.

Обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области обеспечить Подгорнову Аллу Лукьяновну (уроженку <адрес>, паспорт серии ) лекарственными препаратами по рецептурным бланкам:

- от 27.01.2022 <данные изъяты> в количестве 1 упаковки;

- от 07.12.2021 «<данные изъяты> в количестве 1 упаковки;

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Подгорновой Аллы Лукьяновны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья                                                       О.А Юртаева

Мотивированное решение изготовлено 13.07.2022.

2-1515/2022 ~ М-1077/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Подгорнова Алла Лукьяновна
Прокурор Ленинского района ЕАО
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
МУП «Ленинская центральная районная аптека»
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
20.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2022Передача материалов судье
26.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Подготовка дела (собеседование)
16.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.06.2022Судебное заседание
17.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
06.07.2022Судебное заседание
13.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2022Дело оформлено
10.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее