Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-128/2023 ~ М-103/2023 от 20.04.2023

УИД 56RS0004-01-2023-000124-70

Дело № 2–128/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Александровка                                                             7 июня 2023 года

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Беймлер П.Ю.,

при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области к муниципальному образованию Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области, администрации Александровского района Оренбургской области об обязании устранить нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Ведущий специалист-эксперт Юго-Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что прокуратурой Александровского района Оренбургской области по итогам проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности администрации муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области (далее – администрация МО Александровский сельсовет) по факту нарушения требований ст. ст. 11 и 22 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 3 раздела II СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 ст. 6.3 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении по указанному факту следует, что на территории поселений МО Александровский сельсовет выделены места под размещение площадок ТКО, а именно: <адрес>, которые не обустроены в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.

В окончательной редакции исковых требований (л.д.113) просит суд:

    - обязать администрацию муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области устранить нарушения требований статей 1,8,22 Федерального закона №52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьи 13.4 Федерального закона №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» и пункта 3 санитарных правил СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений» и провести следующие работы: оборудовать площадки для сбора твердых бытовых отходов на территориях поселений МО Александровский сельский совет по адресам: <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес>, в соответствии с требованиями санитарных правил, а именно: с оборудованием подъездного пути, твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также с ограждением, обеспечивающим предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки.

Определением судьи от 12 мая 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области.

Определением судьи от 18 мая 2023 года к участию в деле привлечены: в качестве соответчика – администрация Александровского района Оренбургской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области.

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не просили. Представитель истца просил рассмотреть дело в его отсутствии (л.д. 121). Представитель ответчика - глава муниципального образования Александровского сельсовета Александровского района Оренбургской области Шамов В.И. до начала судебного заседания обратился к суду с письменным заявлением, в тексте которого содержится ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии, просил установить разумные сроки для исполнения решения (л.д.77, 124).

Соответчик - отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, до начала судебного заседания представил суду возражение на иск, в тексте которого указал, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку контейнер у здания по адресу с. Александровка, ул. Маяковского, д. 8 установлен не ОСФР по Оренбургской области и на балансе ОСФР не числится.

Соответчик администрация Александровского района и третье лицо, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, возражений относительно иска суду не представил, об отложении судебного заседания не просил.

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), суд полагает возможным и необходимым рассмотреть материалы дела в отсутствие сторон и третьих лиц.

Исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ) главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Пунктом 1 статьи 22 данного Закона установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

На основании статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (пункт 3).

В силу пункта 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение их реестра, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 (далее - Правила № 1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

С 1 марта 2021 года введены в действие санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Согласно требованиям пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Судом установлено, что администрацией муниципального образования Александровский район Оренбургской области сформирован и ведется реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, созданных на территории Александровского района Оренбургской области, в том числе на территории Александровского сельсовета <адрес> в количестве: Мира, <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес> (л.д.48-67).

Вместе с тем, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, включенные в указанный реестр, не оборудованы и не обустроены.

Выявленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований подтверждаются постановлением по делу об административном правонарушении № 48-23-22 от 10 апреля 2023 года в отношении главы администрации Александровского сельсовета Шамова В.И., в котором указано, что площадок накопления ТКО на территории сельсовета по адресам, указанным в иске не имеется (л.д. 29-30), данный факт не оспаривался ответчиком.

До настоящего времени нарушения санитарных норм и правил ответчиком не устранены, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора обратилось в суд с настоящим иском.

Оценив в совокупности исследованные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос в части надлежащего ответчика по делу, суд исходит из следующего.

В силу ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в статье 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1, 9 части 1 указанной статьи органы местного самоуправления обладают полномочиями по принятию устава муниципального образования, внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов, а также иными полномочиями, в соответствии с уставом.

При этом, согласно части 3 указанной статьи полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления поселений, органами местного самоуправления городских округов, и органами местного самоуправления муниципальных районов самостоятельно.

Согласно пункту 20 статьи 5 Устава МО Александровский сельсовет, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области от 29.04.2015 г. № 231 к вопросам местного значения сельсовета относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу подпункта 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Устава МО Александровский район Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов МО от 28 марта 2015 года № 137, к вопросам местного значения муниципального района относится: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района (л.д.131-133).

Перечень вопросов местного значения сельского поселения, муниципального района, городского округа определен Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относятся к вопросам местного значения поселения (подпункт 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В силу статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пункт 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.

При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, в связи с чем, требования к муниципальному образованию Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области подлежат удовлетворению, а в удовлетворении требований к отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области и к администрации Александровского района Оренбургской области следует отказать.

Вместе с тем, удовлетворяя требования иска, суд учитывает, что для устранения нарушений необходимы временные затраты, в связи с чем, считает возможным установить срок для устранения нарушений - до 31 декабря 2023 года

Руководствуясь требованиями статей 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Управления Роспотребнадзора по Оренбургской области к муниципальному образованию Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области – удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Александровский сельсовет Александровского района Оренбургской области оборудовать площадки для сбора бытовых отходов на территориях поселений МО Александровский сельсовет <адрес>: в <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес>, Пушкина, <адрес>, которые не обустроены в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации, а именно: оборудовать подъездные пути, твердого (асфальтовое, бетонное) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также с ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки в соответствии с требованиями ст. 1, ст. 8 и ст. 22 Федерального Закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» и п. 3 санитарных правил СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений», в срок до 31 декабря 2023 года.

В удовлетворении требований к отделению Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области и к администрации Александровского района Оренбургской области – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья                                         П.Ю. Беймлер

Мотивированное решение составлено 14 июня 2023 года.

2-128/2023 ~ М-103/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области
Ответчики
администрация Александровского района Оренбургской области
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области
Администрация МО Александровский сельсовет
Другие
Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области
Клещукова ИИ
Суд
Александровский районный суд Оренбургской области
Судья
Беймлер П.Ю.
Дело на сайте суда
aleksandrovsky--orb.sudrf.ru
20.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2023Передача материалов судье
24.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Судебное заседание
14.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.07.2023Дело оформлено
18.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее