Дело №
УИД: 91RS0№-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО7
Феодосийский городской суд Республики ФИО7 в составе:
председательствующего судьи Ярошенко Г.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО5, ФИО4 к Администрация города ФИО7 Республики ФИО7, ФИО3 о сохранении квартиры в реконструированном состоянии, признании права собственности, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО7,-
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО4 обратились в суд с иском к Администрация города ФИО7 Республики ФИО7, в котором просят:
- сохранить <адрес> Б, расположенную по адресу: ФИО7, г.ФИО7, <адрес>, кадастровый №, и состоящую из: <данные изъяты>
- сохранить многоквартирный дом, расположенный по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, в реконструированном виде с учётом реконструированной <адрес> <адрес>, находящейся по адресу: ФИО7, г.ФИО7, <адрес>, кадастровый №;
- признать право собственности за ФИО1, ФИО4, ФИО4 <данные изъяты>., в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что на основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 на состав семьи <данные изъяты> человек предоставлена квартира жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенная по адресу: г.ФИО7, <адрес>, которая принята в эксплуатацию после капитально-восстановительного ремонта, проведенного ФИО13 Г.В. своими силами; ДД.ММ.ГГГГ выдан ордер №. В связи со смертью нанимателя квартиры ФИО2, решением Исполнительного комитета Феодосийского городского совета Автономной Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № нанимателем <адрес>-<адрес> по адресу: г. ФИО7, <адрес>, с согласия всех совершеннолетних членов семьи была признана ФИО1. В связи с необходимостью оформления договора социального найма данного жилого помещения в соответствии с действующими нормами законодательства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ было подано заявление в Администрацию города ФИО7 Республики ФИО7. ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией города ФИО7 Республики ФИО7 выдано уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» в связи с тем, что жилое помещение не относится к муниципальному жилищному фонду. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано в Администрацию города ФИО7 Республики ФИО7 заявление о регистрации права собственности муниципального образования городской округ ФИО7 Республики ФИО7 на квартиру, расположенную по адресу: ФИО7 г. ФИО7, <адрес>-<адрес> кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ за № Администрацией города ФИО7 Республики ФИО7 направлен в их адрес ответ, из содержания которого следует, что в квартире произведена реконструкция, в связи с чем регистрация права собственности муниципального образования городской округ ФИО7 Республики ФИО7 возможна после получения разрешения на перепланировку, переустройство и реконструкцию в установленном порядке. С целью улучшения жилищных условий в спорной квартире и сарае литер «В» была произведена реконструкция без разрешительной документации. При обращении в Администрацию города ФИО7 Республики ФИО7 с заявлением по вопросу согласования самовольно произведенной реконструкции <адрес>-<адрес> в <адрес> в г. ФИО7, ФИО7, ими был получен ответ, в котором указано, что в рамках работы Межведомственной комиссии в соответствии с административными регламентами предусмотрено предоставление ряда муниципальных услуг, в том числе и муниципальной услуги «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме», однако действующим законодательством не предусмотрено право органов самоуправления согласовывать самовольно произведенные переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, реконструкцию объектов капитального строительства.
Ссылаясь на вышеизложенное, на положения статей 12, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 15, 17, 25, 29, 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, просили исковые требований удовлетворить.
Определением Феодосийского городского суда Республики ФИО7 в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечена ФИО3 (протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ).
Истцы ФИО1, ФИО4, ФИО4 в судебное заседание при надлежащем извещении о месте и времени не явились, причины неявки суду не сообщили, направили своего представителя ФИО12, действующую на основании доверенности, которая предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просит исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание при надлежащем извещении о месте и времени не явилась, предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, указав, что не возражает против удовлетворения иска.
Ответчик Администрация города ФИО7 Республики ФИО7 явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, его представителем ФИО10, действующей на основании доверенности, подано суду заявление, в котором просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя Администрации города ФИО7 Республики ФИО7.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, своих представителей для участия в судебном заседании не направили и о причинах их неявки в судебное заседание не сообщили.
Информация о дне и времени проведения судебного заседания заблаговременно размещена на официальном сайте Феодосийского городского суда в Интернет-портале.
Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Принимая во внимание, что реализация участниками гражданского оборота своих прав не должна нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и должна соответствовать принципу добросовестности, поскольку стороны и третьи лица в силу своего волеизъявления не воспользовались своим правом на участие в судебном заседании, суд приходит к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела №, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно архивной выписке из решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении квартир», предоставленной Архивным отделом (муниципальным архивом) Администрации города ФИО7 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ за №, рассмотрев документы, представленные отделом учета и распределения жилой площади, исполнительный комитет Феодосийского городского Совета народных депутатов, решил: трехкомнатную <адрес> жилой площадью <данные изъяты>
Как следует из архивной выписки из решения исполнительного комитета Феодосийского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении договора найма жилого помещения», рассмотрев документы, предоставленные отделом по учету и распределению жилой площади, руководствуясь статьями 71, 104-106 Жилищного кодекса Украины, а также подпунктами 8, 9 пункта «б» статьи 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» исполнительный комитет городского совета решил: в связи со смертью нанимателя квартиры ФИО2 признать с согласия всех совершеннолетних членов семьи нанимателем однокомнатной <адрес>-<адрес> по <адрес>, жилой площадью <данные изъяты> кв.м., его жену ФИО1, состав семьи <данные изъяты>
Согласно лицевому счету №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования городской округ ФИО7 «Жилищно-эксплуатационная контора №» на квартиру по адресу: ФИО7, г.ФИО7, <адрес>-Б, по указанному адресу зарегистрированы и проживают: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 (наниматель); с ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 (сын); с ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (сын) (л.д.28).
В целях реализации своих жилищных прав ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Администрацию города ФИО7 Республики ФИО7 с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>-<адрес>, указав членов семьи нанимателя: ФИО5 (сын) и ФИО4 (сын) (л.д.98).
Как следует из уведомления об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного Администрацией города ФИО7 Республики ФИО7 в адрес ФИО1, Администрацией города ФИО7 Республики ФИО7 рассмотрено её заявление от ДД.ММ.ГГГГ № и приложенные к нему документы по заключению договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>-<адрес>. В соответствии с подпунктом 3 пункта 2.16 Административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города ФИО7 Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является тот факт, что жилое помещение, расположенное по адресу: г. ФИО7, <адрес>-Б, не относится к муниципальному жилищному фонду. Жилое помещение, расположенное по указанному адресу в Реестре муниципального имущества городской округ ФИО7 Республики ФИО7 отсутствует. На основании вышеизложенного, ей было отказано в предоставлении муниципальной услуги «Заключение, расторжение, изменение договора социального найма жилого помещения» (л.д.№).
Из материалов инвентарного дела № следует, что право собственности в целом на жилой дом по <адрес> г. ФИО7 зарегистрировано за Феодосийским городским Советом народных депутатов на основании решения исполкома от 16 марта 1950 <адрес>; приказ <адрес> отдела коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ; решение исполкома <адрес> совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ за №.
Согласно письму филиала Государственного унитарного предприятия Республики ФИО7 «ФИО7 БТИ» в г. ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ согласно материалам инвентарного дела № на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Россия, ФИО7, г.ФИО7, <адрес> - в состав домовладения входят два жилых дома жилой дом литер «<данные изъяты>
По информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № №, предоставленной Ялтинским городским управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7, сведения об объекте недвижимости – квартире, расположенной по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, площадью <данные изъяты>
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ № № в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о земельном участке, расположенном по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес> (л.д№).
По данным технического паспорта № жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>
Согласно техническому паспорту № жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>
<данные изъяты>. на их обращение по вопросу согласования самовольно произведенной реконструкции помещения по адресу: г. ФИО7, <адрес>-Б, заявителям сообщено, что в соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации измените параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, относятся к реконструкции объектов капитального строительства. Самовольное увеличение пристройки литер <адрес>» а <адрес>-Б является самовольной реконструкцией капитального строительства – жилого <адрес>, в г. ФИО7. Постановлением Администрации города ФИО7 Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № создана Межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». В рамках работы указанной Межведомственной комиссии в соответствии с административными регламентами предусмотрено предоставление ряда муниципальных услуг, в том числе и муниципальной услуги «Согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме». Действующим законодательством не предусмотрено право органов самоуправления согласовывать самовольно произведенные переустройства и (или) перепланировки жилых помещений, реконструкцию объектов капитального строительства. Также было указано, что для получения разъяснений по вопросу согласования самовольной реконструкции объекта капитального строительства рекомендовано обратится в Министерство жилищной политики и государственного строительского надзора Республики ФИО7 (л.д №)
Из информационного письма Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ №№, направленного в адрес ФИО1, ФИО4, ФИО4, следует, что проведенные работы по <адрес> по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, являются строительными работами по реконструкции многоквартирного дома (квартира является частью многоквартирного дома, при изменении параметров квартиры, изменились параметры всего многоквартирного дома), выдача разрешения на ввод в эксплуатацию, в части реконструкции исключительно квартиры Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено (л.д.№).
По ходатайству истца определением Феодосийского городского суда Республики ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Как следует из выводов заключения судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, составленной судебным экспертом Автономной некоммерческой организацией судебной экспертизы «Крымсудэксперт» ФИО11, ремонтно-строительные работы, выполненные в <адрес>-<данные изъяты>, переоборудованном и перепланированном виде.
Проведёнными исследованиями установлено, что реконструкция, переустройство и перепланировка <адрес> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, соответствует следующим нормам и правилам, предъявляемым к жилым градостроительным: в количестве этажей, в высоте здания; строительным: по объёмно-планировочным и конструктивным решениям, в наличии внутридомового инженерного оборудования, в энергосбережении ограждающих конструкций; противопожарным: в наличии подъездных путей и доступа личного состава пожарных подразделений к зданиям, в наличии эвакуационных выходов из жилого дома непосредственно наружу; санитарно-гигиеническим и санитарно-эпидемиологическим: в обеспеченности естественным и искусственным освещением, в наличии систем холодного водоснабжения и водоотведения, в наличии отопления для обеспечения в помещениях температуры внутреннего воздуха в пределах, установленных ГОСТ, в отопительный период; в наличии вентиляции для обеспечения качества воздуха и параметров микроклимата в пределах норм. Реконструкция сарая литер «В» с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, соответствует следующим нормам и правилам, предъявляемым к вспомогательным градостроительным: в количестве этажей, в высоте здания, в месторасположении на земельном участке; строительным: по объёмно-планировочным и конструктивным решениям; противопожарным: в наличии подъездных путей и доступа личного состава пожарных подразделений к зданиям, в наличии эвакуационного выхода из сарая непосредственно наружу.
Проведёнными натурными исследованиями установлено, что перепланировка (переустройство, реконструкция) <адрес> с кадастровым номером №, расположенной по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, целостность конструкций жилого дома литер <данные изъяты>» по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, не нарушает.
Реконструкция сарая литер <адрес>» с кадастровым номером №, отстоящего от жилого дома литер «<адрес>» на расстоянии более <данные изъяты>
<данные изъяты>
Реконструкция, переустройство и перепланировка квартиры № <данные изъяты>
Сохранение многоквартирного <адрес> в г. ФИО7 Республики ФИО7 в реконструированном виде возможно.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
В силу пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно положениям статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 26 и 28 постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснили, что в силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка). Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан. Положения статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
При рассмотрении дела судом установлено, что истцы осуществили реконструкцию квартиры, расположенной по адресу: ФИО7, г. ФИО7, ул.Борисова, д. 29, кв. <данные изъяты>
Как следует из заявлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ответчик ФИО3, являющаяся собственником <адрес>, расположенной по адресу: ФИО7, г. ФИО7, <адрес>, дала согласие на сохранение в реконструированном виде спорной квартиры, не возражала против удовлетворения исковых требований (л.д. 31).
В силу пункта 5 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится, в том числе, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов, в соответствии с требованиями статей 51, 52, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее – требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации установленным в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Кодекса требованиям к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (часть 1.1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества; 1.1) строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства; 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе в случае, указанном в части 11 статьи 52 настоящего Кодекса; 4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр; 4.3) строительства, реконструкции посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом; 4.4) строительства, реконструкции объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 0,6 мегапаскаля включительно; 4.5) размещения антенных опор (мачт и башен) высотой до 50 метров, предназначенных для размещения средств связи; 5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу части 15 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.
Частью 1 статьи 31 Закона Республики ФИО7 №-ЗРК от ДД.ММ.ГГГГ «Об основах местного самоуправления в ФИО7» установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики ФИО7.
Уставом муниципального образования городской округ ФИО7 Республики ФИО7 предусмотрено, что администрация муниципального образования городской округ ФИО7 в области использования земли и охраны природы осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке, установленном городским советом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство не требуется в случае, если строительные работы не влекут за собой изменений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города или иного населенного пункта и их отдельных объектов и не затрагивают характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений и инженерных коммуникаций.
Согласно выводам заключения судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>-Б <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства заявленные исковые требования ответчиками не оспорены, возражения по существу спора суду не представлены. Доказательств, свидетельствующих о невозможности сохранения квартиры и сарая в реконструированном виде не представлено и при рассмотрении дела не добыто, а также судом не установлено обстоятельств, с которыми закон связывает невозможность сохранения спорной квартиры и сарая в реконструированном виде.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, руководящие разъяснения Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, а именно, что произведенная реконструкция <данные изъяты>.
Что касается исковых требований ФИО1, ФИО4, ФИО4 о признании права собственности в равных долях <данные изъяты>
Статьей 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилых помещений.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Исходя из смысла статей 1, 2 вышеуказанного Закона, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с такими требованиями.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 8 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
В соответствии с положениями статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, регламентирующей приватизацию государственного и муниципального имущества, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В силу статьи 11 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.
Согласно положениям статьи 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Предусмотренное Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Как следует из материалов инвентарного дела право собственности на <адрес> по <адрес> г. ФИО7, ФИО7, зарегистрировано за Феодосийским городским Советом народных депутатов на основании решения исполкома от ДД.ММ.ГГГГ.
Администрация города ФИО7 Республики ФИО7 в письме от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что спорная квартира в Реестре муниципального имущества городской округ ФИО7 Республики ФИО7 отсутствует (л.д.14).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 4 и 5 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» разъяснил, что решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
В настоящее время правопреемником прав и обязанностей в отношении имущества территориальной громады города ФИО7 выступает Администрация города ФИО7 Республики ФИО7.
В соответствии с частью 4 статьи 49 Устава муниципального образования городской округ ФИО7 Республики ФИО7 от имени городского округа ФИО7 права собственника в отношении муниципального имущества осуществляет Администрация города ФИО7 Республики ФИО7 в пределах полномочий, определенных настоящим Уставом и муниципальными правовыми актами.
Предусмотренное Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Устанавливая в законе право граждан на получение жилья в собственность, государство обязано обеспечить возможность реализации этого права.
Если же жилой фонд не передан должным образом в государственную (муниципальную) собственность, либо собственник его не определен, граждане соответственно не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что является нарушением положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Аналогичные выводы указаны и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, из содержания которого следует, что если жилые помещения, предоставленные гражданам на условиях социального найма, фактически не переданы в муниципальную собственность по независящим от гражданина причинам, то право собственности на указанное жилое помещение может быть признано за гражданином в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно уведомлениям Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО7 информация о правах ФИО1, ФИО4, ФИО4 на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации, приобретенные в порядке приватизации в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов в части признании за ними права собственности в порядке приватизации в равных долях, по 1/3 доли каждый, на спорные объекты недвижимого имущества, и как следствие, удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО5, ФИО4 – удовлетворить.
Сохранить квартиру, расположенную по адресу: <данные изъяты>, в реконструированном виде.
Сохранить многоквартирный дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>
Признать за <данные изъяты>.
Признать за <данные изъяты>.
Признать за <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики ФИО7 через Феодосийский городской суд Республики ФИО7 в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: /подпись/ Ярошенко Г.А.