Копия
Дело №
№)
Богучанский районный суд Красноярского края
663430, Красноярский край, Богучанский район, с. Богучаны, ул. Партизанская, 113
РЕШЕНИЕ
31 августа 2023 года с. Богучаны
Судья Богучанского районного суда Красноярского края Максимова О.В.,
рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Берга Д.Д., действующего на основании доверенности от 02.12.2021 года № №, на постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» от 15.09.2022 года № 570/70-2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее по тексту ОАО «РЖД»),
УСТАНОВИЛ:
ОАО «РЖД» привлечено к административной ответственности за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Постановление о назначении административного наказания оспорено защитником юридического лица, который в жалобе просит его отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что ОАО «РЖД» осуществляет мероприятия по проведению пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги, в 2021 году на перегоне Чунояр – Каменная речка производились выкос травы, уборка порубочных остатков, деревянных отработанных и бракованных железнодорожных шпал. У КГКУ «Лесная охрана» отсутствуют полномочия на проведение государственного лесного контроля (надзора) на землях транспорта. Объект правонарушения отсутствует, так как ОАО «РЖД» не совершало противоправных действий (бездействия) на подконтрольных КГКУ «Лесная охрана» территориях. Место совершения административного правонарушения в постановлении не указано. Имелись основания для снижения размера штрафа ниже низшего предела в связи ухудшением финансового состояния общества в 2022 году по причине введенных из-за пандемии санитарно-эпидемиологических мер и веденных в 2022 году экономических санкций.
ОАО «РЖД», надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в Богучанский районный суд Красноярского края своего защитника не направило, об отложении разбирательства не ходатайствовало.
КГКУ «Лесная охрана» в зал суда своего представителя не направило, о времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суду не сообщило.
В связи с чем, считаю возможным принять решение в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила), которыми установлены единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах. Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
Пунктом 37 Правил предусмотрено, что полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, а границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.
Из обжалуемого постановления следует, что ОАО «РЖД» в нарушение пункта 37 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 г. № 1614, не очистило от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов полосу отвода железной дороги - железнодорожного пути общего пользования, с кадастровым номером №, по адресу: Красноярский край, Богучанский район, перегон Чунояр - Каменная речка от с.п. 31 ст. Чунояр 173 км до с.п. 2 ст. Каменная речка 199 км участок Решоты – Карабула, находящегося в собственности ОАО «РЖД» с 13.12.2016 года, в месте прилегания полосы к лесному массиву в квартале 158 выдел 23 Хожинского участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество», на участке Чунояр – Каменная речка км., пк., 174,3-199,3, не отделило границу полосы отвода от леса минерализованной полосой шириной не менее 3 м или иным противопожарным барьером, в том числе после определяемого в соответствии с приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 25 апреля 2022 г. № 86-1029-од на территории Чунского лесничества с 27 апреля 2022 г. начала пожароопасного сезона.
Неисполнение ОАО «РЖД» требований пожарной безопасности в лесах, совершение тем самым административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами, а именно: актом планового (рейдового) осмотра, обследования лесного участка от 12.07.2022 года с фототаблицей и схемой местоположения лесного пожара в квартале 158 выдел 23 Хожинского участкового лесничества КГБУ «Чунское лесничество» к нему (л.д. 113-125), актом о лесном пожаре № 49 от 25.06.2022 года (л.д. 127-129), протоколом заседания оперативного штаба КГБУ «Чунское лесничество» от 22.06.2022 года (л.д. 133), письменными объяснениями летчика-наблюдателя КГАУ «Лесопожарный центр» С (л.д. 104-105), выпиской из ЕГРН (л.д. 44-48), протоколом об административном правонарушении (л.д. 37-41).
Указанные доказательства исследованы и оценены должностным лицом, вынесшим постановление, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, обоснованно признаны достаточными для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения.
Оснований полагать эти доказательства полученными вследствие превышения выявившим их должностным лицом своих полномочий при осуществлении федерального государственного лесного надзора не имеется.
Вопреки доводам подателя жалобы, объектом государственного надзора в рассматриваемом случае являлись не производственные объекты ОАО «РЖД», в том числе земельные участки, занятые полосой отвода, и железнодорожные пути, а деятельность указанного юридического лица по выполнению своих обязанностей по охране лесов, что согласуется с положениями подпункта «а» пункта 9 упомянутого в жалобе Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре), а представленными в дело фотографиями (л.д. 115-119) наглядно подтверждается невыполнение ОАО «РЖД» обязанностей по очистке находящегося в его владении занятого под полосу отвода железной дороги земельного участка от сухой травянистой растительности, валежника, порубочных остатков в местах прилегания его к лесному массиву, отделению его от опушки леса противопожарной опашкой или противопожарной минерализованной полосой.
При этом доводы о достаточном для соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах, выполнении противопожарных мероприятий на указанном участке, помимо содержащихся в указанных доказательствах данных о фактическом необнаружении признаков производства очистки от горючих материалов, противопожарной опашки или организации противопожарной минерализованной полосы, опровергаются также и представленным должностному лицу, проводившему административное расследование по настоящему делу, ответом начальника эксплуатационного локомотивного депо (л.д. 107-110).
Вопреки доводам жалобы, в акте натурного осмотра, акте о лесном пожаре, протоколе об административном правонарушении и обжалованном постановлении правильно указано место выявления нарушения ОАО «РЖД» правил пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Данных о наличии обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению ОАО «РЖД» требований пожарной безопасности в лесах, в материалах дела нет и при настоящем рассмотрении дела суду не представлено.
С учетом изложенного, полагаю, что приведенные в жалобе доводы не дают оснований подвергать сомнению правильность изложенных в постановлении выводов о виновности юридического лица.
При таких обстоятельствах выводы должностного лица, вынесшего обжалованное постановление, о нарушении ОАО «РЖД» правил пожарной безопасности в лесах являются обоснованными, а квалификация содеянного им по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ верной.
Дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ в пределах отведенного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального закона при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущих отмену постановления по делу об административном правонарушении, не допущено.
Наказание в виде административного штрафа назначено ОАО «РЖД» с учетом его финансового положения с применением частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Признаков малозначительности совершенного административного правонарушения не установлено. Поскольку совершенное правонарушение создало угрозу причинения вреда объектам животного, растительного мира, окружающей среде, возникновения чрезвычайной ситуации, нарушения экологической безопасности и охраны лесов, оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=E0267D050B2A6F127A5351E5F07DF8B6905E8EB7FE570B1F74BFD44F88FF50AC615A921854A69F17CEfAK"30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» от 15.09.2022 года № 570/70-2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» оставить без изменения, а жалобу защитника Берга Д.Д. без удовлетворения.
Решение и постановление могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд через Богучанский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья подпись О.В. Максимова
Копия верна
Судья О.В. Максимова