Дело № 2-418/2022
УИД 44RS0006-01-2022-000887-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года г. Галич
Галичский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Виноградова В.В.,
при секретаре Аксеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОГКУ «Центр социальных выплат» к Морозову Виталию Александровичу о взыскании неосновательно полученной ежемесячной денежной выплаты,
установил:
ОГКУ «Центр социальных выплат» (далее – Учреждение, ЦСВ, Истец) обратилось в суд с иском к Морозову В.А. о взыскании неосновательно полученной ежемесячной денежной выплаты.
Свои требования Учреждение мотивировало тем, что 03.09.2020 г. ФИО. обратилась с заявлением в областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области (далее - ежемесячная денежная выплата), на ФИО, <дата> года рождения. На основании решения ОГКУ «ЦСВ» от 24.09.2020 г. № 268101/2002, ежемесячная денежная выплата была назначена ФИО на период с 01.01.2020 г. по 02.09.2021 г. в размере 5229 рублей ежемесячно. Положением о ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Костромской области, порядке и условиях её назначения (далее - Положение), утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 10.04.2020 г. № 50 (в ред. от 18.05.2020 г.), установлено следующее. Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, приемный родитель), являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Костромской области (пункт 4 Положения). Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет (пункт 5 Положения). Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году - за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (пункт 6 Положения). Ежемесячная выплата производится в течение 12 месяцев со дня обращения за ее назначением, после чего выплата прекращается. В целях назначения ежемесячной выплаты по истечении 12 месяцев заявитель в течение 30 календарных дней до дня прекращения выплаты подает новое заявление о назначении ежемесячной выплаты. При подтверждении права на получение ежемесячной выплаты в срок, указанный в абзаце втором настоящего пункта, выплата назначается со дня, следующего за днем прекращения ежемесячной выплаты, сроком на 12 месяцев, но не более чем до достижения ребенком возраста восьми лет. При подтверждении права на получение ежемесячной выплаты после дня прекращения выплаты ежемесячная выплата назначается со дня обращения за ее назначением (пункт 18 Положения). 15.12.2020 г. Морозов В.А. через портал «госуслуг» обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ФИО, <дата> года рождения. На основании решения ОГКУ «ЦСВ» от 15.12.2020 г. № 350778/2002, ежемесячная денежная выплата была назначена Морозову В.А. на период с 01.01.2020 г. по 28.02.2021 г. в размере 5229 рублей ежемесячно. За период с 01.01.2020 г. по 28.02.2021 г. Морозову В.А. была неосновательно выплачена ежемесячная денежная выплата в общей сумме 73206 рублей - (5229 рублей х 14 месяцев = 73206 рублей). Излишне полученная сумма образовалась в связи с техническим сбоем в работе программного комплекса «Катарсис-Соцзащита», в указанный период времени Морозов В.А. не имел права на получение ежемесячной денежной выплаты. Суммы ежемесячной выплаты, излишне выплаченные получателю ежемесячной выплаты вследствие представления им документов, содержащих недостоверные сведения, а также неизвещения о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, удерживаются с ежемесячной выплаты за текущий месяц. О принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня обнаружения излишне выплаченных денежных средств получатель уведомляется Центром письменно с указанием причин. При невозможности зачесть излишне выплаченные денежные средства в счет ежемесячной выплаты за текущий месяц Центр уведомляет получателя о необходимости добровольного возврата денежных средств в течение трех месяцев, а в случае невозвращения денежных средств взыскивает их в судебном порядке. Согласно части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). В соответствии с частью 2 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Морозову В.А. 20.07.2021 г. и 21.01.2022 г. направлялись письма с предложением возвратить неосновательно полученную сумму ежемесячной денежной выплаты, однако до настоящего времени денежные средства на расчётный счёт ОГКУ «ЦСВ» не поступили.
При изложенных обстоятельствах ОГКУ «Центр социальных выплат» просит суд: взыскать с Морозова В.А. неосновательно полученную ежемесячную денежную выплату в размере 73206 рублей и расходы по уплате госпошлины 2396 рублей, а всего 75602 рублей.
Представитель истца ОГКУ «Центр социальных выплат» в судебное заседание не явился, директор Учреждения Фомин М.А. просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, о чем представил письменное ходатайство, направив письменные пояснения относительно заявленных требований.
Ответчик Морозов В.А. в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, просил отказать в их удовлетворении, считая, что законно и обосновано получал социальные выплаты на дочь ФИО, которая проживала с апреля 2020 года по май 2021 года с ним (Морозовым В.А.). Подвтердил свое обращение к ответчику за ежемесячными выплатами на ребенка в электронном виде на сайте «госуслуг», не отрицал получение ежемесячных выплат в размере 5000 рублей, указав, что не знал об аналогичном обращении ФИО за ежемесячными выплатами на ребенка, так как ФИО проживает по другому адресу, и о таком обращении и получении ежемесячных выплат на дочь ФИО ему (ответчику) не говорила.
Заслушав ответчика Морозова В.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с п. 1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
По смыслу указанной правовой нормы неосновательным обогащением следует считать имущество, предоставленное в отсутствие установленных законом или сделкой оснований.
Юридически значимыми и подлежащими установлению по таким делам являются обстоятельства, касающиеся факта приобретения или сбережения имущества, приобретения имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований обогащения.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывал на то, что по делам о взыскании неосновательного обогащения на истца возлагается обязанность доказать факт приобретения или сбережения имущества ответчиком, а на ответчика- обязанность доказать наличие законных оснований для приобретения или сбережения такого имущества либо наличие обстоятельств, при которых неосновательное обогащение в силу закона не подлежит возврату (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 г.).
В целях определения лица, с которого подлежит взысканию неосновательное обогащение, необходимо установить не только сам факт приобретения или сбережения таким лицом имущества без установленных законом оснований, но и то, что именно ответчик является неосновательно обогатившимся за счёт истца и при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие возможность взыскания с него неосновательного обогащения (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 г.).
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 ст. 1109 ГК РФ).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой.
Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По смыслу положений п. 3 ст. 1109 ГК РФ, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 г., порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения), за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210 ФЗ от 27 июля 2010 года, находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были представлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.
Межведомственное информационное взаимодействие в целях назначения и выплаты пособий осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» № 210- ФЗ от 27 июля 2010 года.
В целях повышения доходов семей, имеющих детей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», постановлением губернатора Костромской области от 10.04.2020 г. № 50 утверждено Положение о ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Костромской области, установлен порядок и условия её назначения (далее - Положение).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, приемный родитель), являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Костромской области (пункт 4 Положения).
Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет (пункт 5 Положения).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году - за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года (пункт 6 Положения).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, приемный родитель), являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Костромской области (п. 7 Положения).
Предоставление ежемесячной выплаты гражданам, указанным в пункте 7 настоящего Положения, осуществляется областным государственным казенным учреждением «Центр социальных выплат» (п. 12 Положения).
Заявитель несет ответственность за неполноту и недостоверность документов (сведений), указанных в заявлении, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.19 Положения).
В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что Морозов В.А. является отцом малолетней дочери ФИО, <дата> года рождения.
С 10.06.2020 г. по 30.04.2021 г. малолетняя ФИО проживала с Морозовым В.А., что подтверждается копиями решений Галичского районного суда Костромской области от 24.09.2020 г. и от 23.04.2021 г.
Ответчик Морозов В.А. 15.12.2020 г. обратился в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал) в областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области (далее - ежемесячная денежная выплата) на ФИО, <дата> года рождения.(л.д.8).
Ежемесячная денежная выплата была назначена Морозову В.А. на период с 01.01.2020 г. по 28.02.2021 г. в размере 5229 рублей ежемесячно, о чем принято решение ОГКУ «ЦСВ» № 350778/2002 от 15.12.2020 г. Согласно решения ОГКУ «ЦСВ» от 15.12.2020 г. среднедушевой доход Морозова А.В. на 15.12.2020 г. составил 2613 рублей 07 копеек (л.д.10).
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что Морозов В.А. является лицом, указанным в п. 4 Положения о ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно в Костромской области, имеющим законные основания для получения ежемесячной денежной выплаты на ребенка.
Из материалов дела следует, что решением ОГКУ «ЦСВ» от 24.09.2020 г. № 268101/2002 ежемесячная денежная выплата на ребенка от трех до семи лет с 01.01.2020 г. по 02.09.2021 г. в размере 5229 рублей ежемесячно на ФИО, <дата> года рождения, была назначена ФИО, обратившейся в Учреждение с соответствующим заявлением 18.09.2020 г. (вх. № 134273) (л.д.5-7).
Документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, о чем прямо указано в статье 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19.05.1995 г.(далее – Федеральный закон, Закон).
Статьей 19 Федерального закона предусмотрено, что орган социальной защиты населения имеет право на выборочную проверку правильности представленных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанный орган запрашивает и безвозмездно получает необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией.
Выборочный характер проверки означает, что органом социальной защиты проверяется лишь та часть сведений, в отношении которой у инспектора возникают сомнения.
В силу пункта 22 Положения ОГКУ «ЦСВ» запрашивает в рамках межведомственного электронного взаимодействия документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты (подпункт 1); формирует в АИС электронную карточку учета (подпункт 4); осуществляет ведение реестра получателей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области по форме согласно приложению № 2 к Положению (подпункт 6).
Заявляя исковые требования к ответчику Морозову В.А., истец ссылается на неосновательное обогащение последним в сумме 73206 рублей 00 копеек, которые ответчик Морозов В.А. получил в виде ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет, ссылаясь на технический сбой в работе программного комплекса «Катарсис-Соцзащита».
Вместе с тем каких-либо доказательств подтверждающих технический сбой программного комплекса «Катарсис-Соцзащита» истцом суду не представлено и материалы дела таковых не содержат.
В данном случае каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о виновных и недобросовестных действиях Морозова В.А. при получении ежемесячной денежной выплате на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет, истцом суду не представлено.
Учитывая, что учреждение, назначающее и выплачивающее государственные пособия, самостоятельно осуществляет формирование в АИС электронной карточки получателя выплаты, и ведение реестра получателей ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Костромской области, вправе самостоятельно проверять сведения о доходах, путем сравнения представленных сведений со сведениями, имеющимися в компетентных органах и организациях и представленными ими по соответствующим запросам, суд приходит к выводу, что получение ежемесячной денежной выплаты на детей ответчику возникла по вине истца, который, назначая ежемесячную денежную выплату, не удостоверился в отсутствии таких выплат ФИО, бывшей супруге ответчика, не истребовал в компетентных органах дополнительных сведений об этом.
Согласно ст. 19 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» № 81-ФЗ от 19 мая 1995 г., излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров). Удержания производятся в размере не свыше двадцати процентов либо суммы, причитающейся получателю при каждой последующей выплате государственного пособия гражданам, имеющим детей; либо заработной платы получателя в соответствии с требованиями законодательства о труде Российской Федерации. При прекращении выплаты пособия оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке. Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего государственное пособие гражданам, имеющим детей, удержанию не подлежат, за исключением случая счетной ошибки. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако каких-либо доказательств наличия счетной ошибки при выплате ответчику Морозову В.А. ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет, истцом суду не представлено.
Исходя из имеющихся доказательств, недобросовестность ответчика Морозова В.А., злоупотребление им правом (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на назначение или размер выплаты), судом в ходе рассмотрения дела не установлены.
В силу положений ст. 196 ГПК РФ дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.12,198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ОГКУ «Центр социальных выплат» к Морозову Виталию Александровичу о взыскании неосновательно полученной ежемесячной денежной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Галичский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме
изготовлено 01 сентября 2022 года
Судья В.В. Виноградов