Дело № 2-1489/2023
УИД 33RS0008-01-2023-002388-43
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 октября 2023 года г. Гусь-Хрустальный
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Соловьевой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Макаровой О.В.,
с участием истца ФИО12
представителя истца ФИО13
представителя ответчика ФИО14
третьих лиц ФИО15
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО16 о перераспределении границ земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ФИО17. обратилась с иском к ФИО18., указав в обоснование иска, что ДД.ММ.ГГГГ с целью приведения в соответствии границ между земельными участками, для рационального использования, осуществления благоустройства и реализации гражданских прав между собственниками земельных участков с кадастровыми номерами № площадью № кв.м. и № площадью № кв.м. было составлено соглашение о перераспределении границ земельных участков, в результате которого образовалось два самостоятельных земельных участка. Участок 1- «ЗУ1», общей площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес> д. № – принадлежащий на праве собственности ФИО19. и участок 2-«ЗУ2» принадлежащий на праве общей долевой собственности ФИО20.- № долей в праве общей долевой собственности, ФИО21.- № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью № кв.м.
При обращении в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области было получено уведомление в отказе о государственном кадастровом учете и государственной регистрации. Основанием для отказа послужило отсутствие заявления на государственный кадастровый учет ФИО22. Местонахождение ФИО23. не известно, более того, долей жилого дома и долей земельного участка он не пользуется. Доля земельного участка ФИО24 не обрабатывается, зарастает травой, а часть жилого дома разрушена.
В настоящее время истцу необходимо согласно межевого плата, подготовленного в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием двух земельных участков путем перераспределения земельных участков с кадастровые номерами № и составленному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о перераспределении границ земельных участков, поставить на кадастровый учет новые образованные земельные участки и произвести государственную регистрацию прав на эти участки.
На основании изложенного просит поставить на кадастровый учет образованные новые земельные участка, согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером Костиной Е.А. и произвести государственную регистрацию прав на эти участки, согласно соглашению о перераспределении границ земельных участков с кадастровыми номерами № от ДД.ММ.ГГГГ
Истец ФИО25. поддержали иск по изложенным основаниям. Истец ФИО26 пояснила, что она является собственницей доли в земельном участке по адресу: г. <адрес> д. №. Также она является собственницей смежного земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес> д. №. Ею было подготовлено соглашение о перераспределении границ земельных участков, чтобы, выделенный ей земельный участок присоединить к другому земельному участку. Однако ФИО27. соглашение не подписал, в Управлении Росреестра ей отказали в регистрации указанного соглашения. Полагает, что ничьи права не нарушены, поскольку в случае подписания соглашения о перераспределении земельных участков ФИО28., ему остаётся доля в земельном участке, соответствующая его прежней доле.
Ответчик ФИО29. в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом. Его представитель ФИО30 возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что ФИО31 не согласен на подписание соглашения о перераспределении границ земельных участков. Он согласен продать свою долю в земельном участке и жилом доме. Законодательно не предусмотрено понуждение к подписанию соглашения о перераспределении земельных участков.
Третье лицо ФИО32 являющая сособственницей земельного участка по ул. <адрес> д. №, полагала исковые требования обоснованными, поскольку ФИО33 не следит за своей частью земельного участка и жилого дома. В доме произошел пожар, часть участка ФИО34. зарос травой.
Третье лицо ФИО35., являющаяся сособтвенницей жилого дома по ул. <адрес> д. № полагал исковые требования обоснованными.
Третье лицо ФИО36 являющаяся супругой ФИО37. в судебное заседание не явилась, извещена с удом надлежащим образом.
Представители третьих лиц ОСП Гусь-Хрустального района, Управления Росреестра по Владимирской области в судебное заседание не явились, извещались судом надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом установлено, что собственниками земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома являются ФИО38. в № долях (собственность от 28.10.2022), в № долях является ФИО39. ( собственность от 21.05.2015) и ФИО40 в № долях ( собственность от 05.05.2015), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.09.2023 ( л.д.51-63).
Собственниками жилого дома по адресу: г. <адрес> д. № являются ФИО41 в № долях, ФИО42. в № долях и ФИО43 в № долях. ( л.д.39-50).
Собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> д. № категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома является ФИО44 ( собственность от 29.09.2020), что подтверждается выпиской из ЕГРН от 01.09.2023 ( л.д.64-67).
Собственниками жилого дома по адресу: <адрес> д. № являются ФИО45. в № долях и ФИО46 в ДД.ММ.ГГГГ долях ( л.д.34-37).
ФИО47 было составлено соглашение о перераспределении границ земельных участков с кадастровыми номерами №, в соответствии с которым ФИО48., ФИО49 договорились произвести перераспределение границ земельных участков: участок 1- «:ЗУ1» общей площадью № кв.м. переходит в частную собственность ФИО50 приобретает № долей участка «:ЗУ2», ФИО51. приобретает № долей участка «: ЗУ2» и ФИО52 приобретает № долей участка «:ЗУ2» ( л.д.16-17). Указанное соглашение подписано ФИО53 Н.В. Подпись ФИО54 отсутствует.
Кроме того ФИО55. подготовлен межевой план, выполненный кадастровым инженером Костиной Е.А. в результате проведения кадастровых работ в связи с образованием 2-х земельных участков путем, перераспределения земельных участков с кадастровыми номерами №, расположенного по адресу: <адрес> дом №, расположенного по адресу: <адрес> д. № ( л.д.18-23).
В адрес ФИО56. направила уведомление с приглашение на подписание соглашения о перераспределении границ земельных участок и подачу межевого плана в Росреестр ( л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО57. получено уведомление из Гусь-Хрустального отдела Росреестра по Владимирской области о невозможности возобновления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации прав. Указано, что представленное соглашение о перераспределении границ земельных участков содержит только подписи ФИО58. данное соглашение не подписано. Кроме того на момент проведения правовой экспертизы в ЕГРН содержатся записи о запрете совершения регистрационных действий в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Сведений о погашении данных регистрационных записей отсутствует. Данная обеспечительная мера препятствует осуществлению действий по государственному кадастровому учету. Для устранения указанных причин рекомендуется предоставить: заявление на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав от всех собственников земельного участка с кадастровым номером №, а также оплату государственной пошлины за государственную регистрацию прав в соответствии с Налоговым кодексом, соглашение о перераспределении границ земельных участков с кадастровыми номерами № оформленное в соответствии с требованием пункта 1 статьи 21 Закона, а именно соглашение должно иметь надлежащий подписи сторон ( ФИО59.А.),а также вправе представить судебный акт и акт уполномоченного органа о снятии запретов ( л.д.9-15).
В соответствии с выписками из ЕГРН в отношении доли жилого дома и земельного участка, принадлежащего ФИО60., имеются 11 записей о запрещении регистрации, внесенных на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Гусь-Хрустального района.
В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности:
1. В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
2. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
3. К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
4. Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия.
5. Заявление о перераспределении земельных участков и прилагаемые к нему документы по выбору заявителя могут быть поданы или направлены в уполномоченный орган лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
6. Порядок и способы подачи заявлений о перераспределении земельных участков, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
7. В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
8. В срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
(в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
8.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 8 настоящей статьи, может быть продлен, но не более чем до тридцати пяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков. О продлении срока рассмотрения указанного заявления уполномоченный орган уведомляет заявителя.
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ; в ред. Федерального закона от 05.12.2022 N 509-ФЗ)
9. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) заявление о перераспределении земельных участков подано в случаях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
2) не представлено в письменной форме согласие лиц, указанных в пункте 4 статьи 11.2 настоящего Кодекса, если земельные участки, которые предлагается перераспределить, обременены правами указанных лиц;
3) на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, за исключением сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено), размещение которого допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекта, размещенного в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса;(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
4) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и изъятых из оборота или ограниченных в обороте, за исключением случаев, если такое перераспределение осуществляется в соответствии с проектом межевания территории с земельными участками, указанными в подпункте 7 пункта 5 статьи 27 настоящего Кодекса;
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)
5) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
6) проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка предусматривается перераспределение земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и являющегося предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
7) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и в отношении которых подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предварительном согласовании или этом предоставлении;
8) в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков;
9) образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса;
10) границы земельного участка, находящегося в частной собственности, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
11) имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
12) приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
13) земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
10. Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа.
11. Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
12. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого осуществляется перераспределение, не является основанием для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В этом случае заявитель обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельного участка, право собственности на который приобретает заявитель, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете такого земельного участка. При этом земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
(в ред. Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ)
13. В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.
14. Уполномоченный орган отказывает в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, превышает площадь такого земельного участка, указанную в схеме расположения земельного участка или проекте межевания территории, в соответствии с которыми такой земельный участок был образован, более чем на десять процентов.
Согласно п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях:
1) образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям;
2) образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке;
3) образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд;
4) образование земельных участков в связи с установлением границ вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины, и военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее - военные городки).
(пп. 4 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ)
5) образование земельных участков, на которых расположены самовольные постройки в соответствии с пунктом 5 статьи 46, пунктом 6.2 статьи 54, пунктом 2 статьи 54.1 настоящего Кодекса.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
6) образование земельного участка в связи с разделом земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено договором залога.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются, в том числе, соглашение или решение о перераспределении земельных участков - при перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности (пункт 6 части 8 статьи 41 Федерального закона N 218-ФЗ).
Истец просит поставить на кадастровый учет земельные участки согласно межевому плану, произвести государственную регистрацию прав на земельные участки, согласно соглашению о перераспределении земельных участков.
Вместе с тем, соглашение о перераспределении земельных участков ФИО61. не подписано, и согласно пояснениям представителя ответчика, ФИО62 отказывается подписать указанное соглашение.
Согласно п. п. 1, 2 и 3 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Поскольку уменьшение площади земельного участка с кадастровым номером № площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес> д. № в порядке его перераспределения в силу положений ст. 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации безусловно предусматривает наличие согласия на это всех собственников земельного участка, а действующим законодательством принудительное обязание других собственников земельного участка на его перераспределение в данном случае не предусмотрено, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Кроме того, суд учитывает, что в соответствии с пп. 37 п. 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ ("О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2023) Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
В соответствии с п. 1 ст. 27 указанного федерального закона, в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Учитывая, что на долю земельного участка ФИО63. постановлениями Осп Гусь-Хрустального района наложено несколько обременений, указанное обстоятельство является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета.
В связи с изложенным, в связи с отсутствием согласия всех собственников земельного участка о перераспределении границ земельных участков, наличия запрещений регистрации в отношении доли земельного участка, оснований для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков и государственной регистрации прав не имеется, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать в полном объеме
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО64 (паспорт №) к ФИО65 (паспорт №) о перераспределении границ земельных участков – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.А. Соловьева
Мотивированное решение составлено 8 ноября 2023 года.