Дело № 2-477/2023
44RS0002-01-2022-004878-69
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2023 года г. Кострома
Ленинский районный суд г.Костромы в составе
председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,
при секретаре Антоновой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мякшиной Е. В. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области о назначении досрочной пенсии и перерасчете пенсии,
установил:
Мякшина Е.В. обратилась с исковым заявлением к ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Костромской области с вышеуказанным иском. Истец просит обязать ответчика назначить досрочную пенсию с 11.09.2004г.; произвести перерасчет размера пенсии с 11.09.2004 года учетом справок Администрации сельского поселения Колгуевский сельсовет Заполярного района Нененецкого автономного округа от 06.05.2022 года № 2-2022/18 и справки Управления культуры Администрации Ненецкого автономного округа от 20.04.2003 № 468; взыскать с Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области в пользу Мягшиной Е.В. 300 рублей в счет оплаты госпошлины.. Свои требования мотивировала тем, что истец отработала в трех предприятиях в госпитале воинской части №10313, Амдерминская нефетегазоразведочная экспедиция, дом культуры остров Колгуев пос. Бугрино. Общий стаж 9 лет 2 месяца 20 дней. В сентябре 2002 года она обратилась в отдел Пенсионного фонда в городе Костроме за разъяснениями о возможности выхода на досрочную пенсию, однако специалисты фонда с учетом наличия документов отказали со ссылкой «не положена досрочная пенсия». После чего ею была запрошена справка с Отдела Культуры г. Нарьян Map, о занятости директором Дома Культуры остров Колгуев пос. Бугрино за период с 11.01.1980 по 31.01. 1984 года. Справкой от 20.04.2003 года № 468 трудовая деятельность истца подтверждена. После получения указанного документа оригинал данного документа был предъявлен в Пенсионный фонд города Костромы для рассмотрения вопроса о назначении досрочной пенсии. Предложения написать заявление с учетом наличия данного документа со стороны сотрудников Пенсионного фонда не было, в связи с чем, ответа не последовало. Повторно данную справку от 20.04.2003 года № 468 она предъявляла в Пенсионный фонд и в 2004 и в 2005 году для назначения досрочной пенсии с учетом северного стажа, однако получала полное игнорирование. С 09.03.2006 года по достижении истцом 53 лет, ей назначена пенсия по старости с учетом положений п. 3 статьи 30 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года. Однако, согласно справке Пенсионного фонда города Костромы от 06.10.2009 года пенсия ей должна была быть назначена по основаниям пункта 6 части 1 статьи 28 ФЗ- 173 от 17.12.2001 года, согласно которой трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении 55 лет и женщинам 50 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 и 20 лет. При этом гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Однако с учётом положений статьи 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года она должна была выйти на пенсию по достижении 52 лет. Отработав в районах Крайнего Севера 9 лет 2 месяца 20 дней в соответствии с положениями п. 6 части 1 статьи 28 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года за каждый отработанный год в районах Крайнего Севере, после наличия 7 лет 6 месяцев трудового стажа, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста на 4 месяца. Таким образом, за полных 9 лет она должна была выйти на пенсию на три года раньше. При определении размера пенсии согласно ответа Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области истцу якобы учтена заработная плата за периоды трудовой деятельности с января 1980 по январь 1984 года. При назначении размера пенсии со стороны Отделения Пенсионного фонда РФ по Костромской области запросы о размере заработной платы в организации, где она работала в районах Крайнего Севера, не направлялись. Соответствующие запросы сделаны только в 2021 году, получены ответы, однако перерасчета не было. Однако согласно справке Администрации сельского поселения «Колгуевский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа от 06.05.2022 года № 2-2022/18 представлен заработок для исчисления пенсии в соответствии с действующим законодательством. Учитывая данные сведения о заработной плате и формуле таблицы расчет будет выглядеть так:
1980 г. з/пл. - 2320,97/12=193,414 в месяц/формула 174,0= 1,111
1981 г. з/пл.-2501,86/12=208,488 в месяц/формула 178,4= 1,168
1982 г. з/пл. - 2737,06/12=228,088 в месяц/формула 184,0 = 1,239
1983 г. з/пл.-3226,27/12=268,855 в месяц/формула 188,3 = 1,427
1984 1 мес. з/пл 218,38/формула 193,2= 1,130.
За период работы на Севере 49 месяцев заработная плата к фактическому отношению к заработной плате по стране составляет не 1,109, а 1,215, и при этом на этот показатель обязан влиять на районный коэффициент, установленный в регионе, где работал человек. Согласно справке от 20.04.2003 года № 468 районный коэффициент составляет 2. Остальные 11 месяцев в 1984-1985 годах работы в грузовом АТП в городе Костроме. Стаж работы до 01.01.2002 27 лет 05 месяцев 08 дней. Дважды в 2021 и 2022 году истец обращалась в Отделение Пенсионного фонда РФ по Костромской области о проверке правильности расчетов размера пенсии, однако в ответах сообщается, что все верно.
В судебном заседании истец Мякшина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. В ходе рассмотрения дела она указывала, что ей должны назначить пенсию с 2004г., она обращалась в пенсионный орган с заявлением, но подтвердить данный факт не может. Об обращении свидетельствует справка от 20.04.2003г., она ее получала для обращения в пенсионный орган. При расчете размера пенсии следует учесть ту формулу, которую ей дали в Москве.
ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Костромской области переименовано в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области.
Представитель Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области по доверенности Колобова Ю.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Пояснила, что обращение за назначением пенсии носит заявительный характер. С заявлением о назначении пенсии истец обратилась 9 марта 2006г., с этого момента ей назначена пенсия. Доказательств обращения истца с заявлением о назначении пенсии в более ранний период не имеется, возможно, истица обращалась в пенсионный орган для получения консультаций. В пенсионном деле отсутствуют заявления истца ранее, чем 09.03.2006г.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Мякшиной Е.В., dd/mm/yy года рождения, с 09.03.2006г. является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.6 ч.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действующего на дату назначения пенсии, за работу в районах Крайнего Севера, продолжительностью 9 лет 02 мес.
Согласно п.6 ч.1 ст.28 Закона № 173-ФЗ досрочная трудовая пенсия за работу в районах Крайнего Севера назначается (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях,
При этом гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст.7 Закона № 173-ФЗ, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
Вопросы пенсионного обеспечения граждан в Российской Федерации с 01 января 2015г. регламентированы Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с ч.3 ст.36 со дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, Закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Законом № 400-ФЗ в части, не противоречащих данному закону.
В соответствии с п. 3 ст.30 Закона № 173-ФЗ для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002г. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также лицам (мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР/ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Принимая во внимание, что период работы в районах Крайнего Севера у Мякшиной Е.В. составляет 09 лет 02 месяца, согласно трудовой книжке по состоянию на 01.01.2002г. заявительница осуществляла трудовую деятельность на территории Костромской области и не могла проживать в районах Крайнего Севера, оснований для применения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при исчислении размера страховой пенсии по старости у Мякшиной Е.В. не имеется.
По сведениям Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области при определении размера пенсии учтена заработная плата за периоды трудовой деятельности с 01.01.1980г. по 31.01.1984г. в Колгуевском Доме культуры Ненецкого автономного округа по справке о заработной плате, выданной муниципальным образованием «Колгуевский сельсовет», от 24.05.2005г. № 196 и за период работы с 01.06.1984г. по 30.04.1985г. в Костромском грузовом АТП по справке о заработной плате от 21.04.2006г. № 8, продолжительностью 60 месяцев трудовой деятельности подряд.
Также из ответа на запрос суда, следует, что ф�����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????
Размер пенсии по старости на дату назначения пенсии исчислен в соответствии с п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант.
Страховой стаж при назначении пенсии по состоянию на 09 марта 2006 года составляет 33 года 08 месяцев 20 дней, в том числе 09 лет 02 месяца 20 дней - работа в районах Крайнего Севера, стаж работы до 01 января 2002 года - 27 лет 05 месяцев 08 дней, стаж работы до 01 января 1991 года - 17 лет 04 месяца 24 дня.
Также, при исчислении размера пенсии учтены страховые взносы, начисленные страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации за периоды работы, протекавшей после 01.01.2002г., в сумме 14247,98 руб.
За периоды ухода за детьми произведено возмещение сумм нестраховых периодов в соответствии с нормами Федерального закона от 21.03.2005г. № 18-ФЗ «О средствах Федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» в размере 2811,20 руб. (СВН).
Размер пенсии по старости при ее назначении был определен по формуле:
СЧ = ПК/Т+Б, где
СЧ — страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии (168 месяцев в 2006 году);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (954 руб. - по состоянию на 09 марта 2006 года).
В соответствии со статьей 29.1 Закона № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчислялся размер пенсии, определялась по формуле:
ПК=ПК(1) + ПК(2),где
ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; >
ПК(1) — часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Закона;
ПК(2) — сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 01 января 2002 года (14287,98 руб.).
В соответствии с нормами п.1 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал определяется по формуле: ПК(1) = (РП-450руб.)хТ,
где ПК(1) - величина расчетного пенсионного капитала; РП - расчетный размер трудовой пенсии (расчет произведен ниже); 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался на 01 января 2002 года;
Т - ожидаемый период выплаты (168 мес).
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется по следующей формуле: РП = СКхЗР/ЗПхСЗП, где РП - расчетный размер пенсии; СК - стажевый коэффициент (0,62);
ЗР/ ЗП - отношение среднего заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за один и тот же период (1,109);
СЗП - среднемесячная, заработная плата в Российской Федерации за период с 01.07.2001г. 30.09.2001г. (1671 руб.).
Определяем расчетный пенсионный капитал:
ПК (1) = (0,62 х 1,109 х 1671 руб. - 450 руб.) х 168 мес. = 117423,60руб.
Индексация расчетного пенсионного капитала проведена за период с 01.01.2002г. по 09.03.2006г. Расчетный пенсионный капитал в результате индексаций, проведенных с 01.01.2002г. согласно постановлениям Правительства Российской Федерации, на 09.03.2006г. составил 213303,76 руб.
ПК = (ПК1) 213303,76 руб. + (ПК2) 14247,98 руб. +(СВН) 2811,20 = 230362,94 руб.
СЧ= (ПК) 230362,94 руб. : (Т) 168 мес. + (Б) 954,00 руб. = 2325,21 руб. (размер пенсии по состоянию на 09.03.2006г.).
Как работающему пенсионеру производились перерасчёты размера пенсии с учетом страховых взносов, начисленных страхователем.
Также в период с марта 2002 по декабрь 2009 года размер пенсии подлежал индексации и по состоянию на 31 декабря 2009 года с учетом произведенных перерасчетов и индексаций составлял 5695,89 руб.
В соответствии с нормами Закона № 173-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 24.07.2009г. № 213-ФЗ, с 01 января 2010 года проведена валоризация расчетного пенсионного капитала с учетом страхового стажа 27 лет 05 месяцев 08 дней, отношения среднемесячного заработка к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации 1,109, за периоды работы до 01.01.1991г. общей продолжительностью 17 лет 24 месяца 24 дня, коэффициент валоризации составил 17 % + 10%. Сумма валоризации с 01 января 2010 года составила 719,82 руб.
Размер пенсии с 01 января 2010 года составил 6415,76 руб.
После 01.01.2010г. производилась корректировка размера пенсии с учетом страховых взносов, начисленных страхователем, а также индексация размера пенсии.
Размер пенсии после назначения с учетом всех увеличений и индексаций по состоянию на 31.12.2014г. составлял 9923,71 руб., в том числе 3910,34 руб. -фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, 6013,37 руб. - страховая часть трудовой пенсии по старости.
С 01.01.2015г. вступил в силу Закон № 400-ФЗ, который ввел новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчет размеров пенсий в системе обязательного пенсионного страхования. Трудовая пенсия по старости после введения нового порядка расчета пенсий трансформировалась в страховую пенсию по старости. К страховой пенсии по старости с 01.01.2015г. устанавливается фиксированная выплата (аналог фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости).
Размер страховой пенсии по старости с 01.01.2015г. составил 9948,37 руб., в том числе 3935 руб. - фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, 6013,37 руб. -страховая пенсия.
Пенсионные права, сформированные до вступления в силу Закона № 400-ФЗ и с 01.01.2015г. переведены (переконвертированы) в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы).
Стоимость одного пенсионного балла на 01.01.2015г. установлена в размере 64,10 руб.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (сумма баллов, далее - ИПК) составлял на 01.01.2015г. - 93,812 и рассчитан следующим образом: размер страховой пенсии по старости (6013,37 руб.) поделен на стоимость одного пенсионного балла по состоянию на 01.01.2015г. (64,10 руб.).
С 01.07.2017г. размер, пенсии был пересчитан с учетом ИПК за периоды отпусков по уходу за двумя детьми до достижения ими возраста полутора лет 13.10.1968 и 12.02.1971 года рождения в размере 8,1.
ИПК после перерасчета в связи с увеличением ИПК за периоды ухода за детьми и уменьшением ИПК в связи с уменьшением продолжительности трудового стажа стал составлять 98,431.
В результате произведенных индексаций размер пенсии с 01.01.2023г. составляет 19 750,13 руб.
Суммы заработной платы, указанные в справке, выданной Администрацией Сельского поселения «Колгуевский сельсовет» Заполярного района Ненецкого автономного округа от 06.05.2022г. № 2-2022/18, за период работы в Колгуевском Доме культуры Ненецкого с 01.01.1980г. по 31.01.1984г. аналогичны суммам заработной платы, указанной в справке о заработной плате, выданной Муниципальным образованием «Колгуевский сельсовет» от 24.05.2005г. № 196, в соответствии с которой и рассчитан размер страховой пенсии по старости Мякшиной Е.В. при назначении пенсии.
Справка Управления культуры администрации Ненецкого автономного округа от 20.04.2003г. № 468, подтверждающая, что организация, в которой проходила трудовая деятельность Мякшиной Е.В. в период с 11.01.1980г. по 31.01.1984г., располагалась в районах Крайнего Севера, принята во внимание для определении права на досрочную пенсию за работу в районах Крайнего Севера при назначении досрочной пенсии, и находится в документах выплатного дела.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для перерасчета пенсии истца с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной плате в Российской Федерации.
Разрешая требование истца о назначении пенсии с 11.09.2004г. суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации и требований части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная защита прав гражданина возможна только в случае реального нарушения его прав, свобод или законных интересов, а способ защиты права должен соответствовать нарушенному праву и характеру нарушения. При этом бремя доказывания нарушения прав согласно статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лежит на самом истце, который при обращении в суд должен доказать, какие права и охраняемые законом интересы нарушены ответчиком и подлежат восстановлению в случае удовлетворения искового заявления. Возможность лица обратиться за судебной защитой своих прав не подменяет предусмотренный законом порядок реализации гражданами своих прав и законных интересов.
Учитывая, что назначение пенсии носит заявительный характер, то право на досрочное назначение трудовой пенсии возникает с момента обращения к ответчику с соответствующим заявлением после достижения установленного возраста, при наличии страхового стажа работы и величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Обращение истца за назначением пенсии за выслугу лет влияет на момент назначения и начала выплаты пенсии.
Поскольку назначение страховой пенсии носит заявительный порядок, обязанность доказывания условий выполнения необходимых для назначения пенсии условий лежит на истце, как на лице, претендующим на досрочное назначение пенсии.
Из материалов дела следует, что впервые истец обратился с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в 9 марта 2006г. и ответчиком данное заявление удовлетворено, истцу назначена пенсия с 9 марта 2006г. Ранее марта 2006г. истец не обращался к ответчику с заявлением о назначении пенсии. Доказательств этому суду не представлено. Устное обращение по вопросу о назначении пенсии за выслугу лет не свидетельствует о соблюдении истцом необходимого порядка для назначении пенсии.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Мякшиной Е.В. не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Мякшиной Е. В. (паспорт 3416 №) к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Костромской области (ИНН 4401001182) о назначении досрочной пенсии и перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в полном объеме в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы.
Судья Г.В. Гуляева
Мотивированное решение изготовлено 27 февраля 2023г.