Судья: Иванова А.И. адм. дело N 33а-3293/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 марта 2024 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Пудовкиной Е.С.,
при секретаре Исмаилове Э.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-5825/2023 по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 1 ноября 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя административного истца Титова Д.С., полагавшего апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия
установила:
Геворгян А.Х. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
В обоснование административного искового заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ. Геворгян А.Х. обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, в кадастровом квартале №, в аренду без проведения торгов.
Распоряжением N № от ДД.ММ.ГГГГ г. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано с ссылкой на то, что на испрашиваемом земельном участке имеются зеленые насаждения, а также частично расположено сооружение, данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют (л.д. 11-12). С данным решением заявитель не согласен, указывает, что территория участка захламлена, заросла сорняками, малоценными кустарниками и инвазивными видами растительности, состояние участка способствует экологическому ущербу для окружающей среды, объекты капитального строительства на участке отсутствуют.
Полагая свои права нарушенными, административный истец просил признать распоряжение N № от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара возобновить рассмотрение его заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 1 ноября 2023 г. административное исковое заявление удовлетворено, распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара N № от ДД.ММ.ГГГГ г. признано незаконным, на Департамент градостроительства г.о.Самара возложена обязанность в течение <данные изъяты> дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявление Геворгяна А.Х. о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 71-76).
В апелляционной жалобе Департамент градостроительства г.о. Самара выражает несогласие с решением суда, просит отменить как постановленное с нарушением норм материального права, принять по делу новый судебный акт об отказе в административном иске (л.д. 78-82).
Выслушав объяснения представителей сторон, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта в силу следующего.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Судом первой инстанции установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> участок б/н, в кадастровом квартале №, в аренду без проведения торгов для ведения огородничества.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № ДД.ММ.ГГГГ г. в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка отказано на основании подп. 1 п. 8 статьи 39.15, подп. 3 п. 16 с. 11.10, пунктов 4, 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412, пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, п. 3 ст. 1, п. 5 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ст. 13 Правил землепользования и застройки городского округа Самара, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26.04.2001 N 61.
Разрешая спор и признавая оспариваемое распоряжение незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу, что распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ г. по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Требования к содержанию и составу документов заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка предусмотрены в частях 1 и 2 статьи 39.15 ЗК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
В силу подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек (подпункт 2);
- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории (подпункт 4).
В соответствии с пунктом 4 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со статьей 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений и сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.
Приказом Госстроя России от 15 декабря 1999 г. N 153 утверждены Правила создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1.1 названных Правил зеленый фонд города является составной частью природного комплекса города и включает в себя озелененные и лесные территории всех категорий и видов, образующие систему городского озеленения в пределах городской черты, а также озелененные территории, лесные территории за пределами городской черты, если эти территории решениями федеральных органов управления или органов управления субъектов Федерации переданы в ведение местного городского самоуправления для экологической защиты и организации рекреации городского населения.
По смыслу данных норм ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, могут применяться только в том случае, если данная территория включена в состав зеленого фонда.
Однако, как указал суд первой инстанции доказательств того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду г.Самара, административным ответчиком не представлено.
Из сведений, содержащимся в ИСОГД г.о. Самара, испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами по Генеральному плану г.о. Самара, в территориальной зоне <данные изъяты> (зона застройки индивидуальными жилыми домами) по Карте правового зонирования действующих Правил землепользования и застройки городского округа Самара, ведение огородничества в указанной зоне относится к основными видам разрешенного использования, участок расположен в зонах с особыми условиями использования территории (приаэродромная территория, охранная зона транспорта, <данные изъяты> пояс санитарно-защитной зоны источников водоснабжения), частично расположен в охранной зоне инженерных коммуникаций, не входит в границы резервирования и изъятия земельных участков и в границы особо охраняемых природных территорий. Сведений о принадлежности испрашиваемого земельного участка к лесным участкам не имеется.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции произрастание на спорном земельном участке травянистой растительности, поросли деревьев и кустарников, не исключает предоставление земельного участка.
Таким образом, поскольку спорный земельный участок расположен в зоне ведение огородничества, каких-либо обременений в отношении него не установлено, иным лицам земельный участок не предоставлен, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности отказа в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости соблюдения требований законодательства об охране зеленого фонда городских и сельских поселений не принимается во внимание по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
По смыслу данной нормы ограничения на осуществление деятельности в границах территории, занятой деревьями и кустарниками, подлежат применению только в случае включения такой территории в состав зеленого фонда. Вместе с тем, доказательства того, что зеленые насаждения, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, относятся к зеленому фонду поселения, в материалах дела отсутствуют.
Указание в жалобе на невозможность формирования земельного участка является несостоятельным, поскольку не основано на законе.
Так, в обоснование отказа также указано, что согласно топографическим материалам Департамента на образуемом земельном участке частично расположено сооружение, данные о правообладателях на объект недвижимости в ЕГРН отсутствуют.
Между тем, согласно заключению кадастрового инженера Зорикова Д.И. в результате обследования испрашиваемого земельного участка объектов капитального строительства на участке не выявлено. Участок сильно зарос сорной древесно-кустарниковой растительностью. Заключение подкреплено фотосъемкой.
При таких обстоятельствах решение суда отмене, а апелляционная жалоба Департамента градостроительства г.Самара удовлетворению, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 1 ноября 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.Самара – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято ДД.ММ.ГГГГ г.
Председательствующий:
Судьи: