Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-295/2024 ~ М-256/2024 от 14.05.2024

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области                                                        19 июня 2024 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Шашковой Е.Н.,

с участием помощников прокурора Южского района ФИО1, ФИО2,

представителя ответчиков МКУ «Управление городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района ФИО4, действующей на основании доверенностей,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора Южского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению «Управлению городского хозяйства» и Администрации Южского муниципального района об обязании совершения определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с уточненным исковым заявлением к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» и администрации Южского муниципального района Ивановской области об обязании понуждении

МКУ «Управление городского хозяйства»:

- провести ремонт твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в срок до ДД.ММ.ГГГГ;

Администрации Южского муниципального района:

- обеспечить финансирование работ по проведению ремонта твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в срок до ДД.ММ.ГГГГ в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства».

Как следует из представленного искового заявления, прокурор мотивировал требования к ответчикам положениями ст.ст.3, 22 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст.2, 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», п.п. 5 п.1 ст.14, п.п.5 п.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положениями устава МКУ «Управление городского хозяйства», ссылаясь на выявленное несоблюдение требований в сфере надлежащего содержания дорог местного значения на территории Южского городского поселения, что не обеспечивает безопасности дорожного движения.

В судебном заседании помощник прокурора Южского района исковые требования уточнил, просил обязать МКУ «Управление городского хозяйства» провести ремонт твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Администрацию Южского муниципального района обеспечить финансирование работ по проведению ремонта твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в срок до ДД.ММ.ГГГГ в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства». В остальном уточненный иск поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчиков Администрации Южского муниципального района и МКУ «Управление городского хозяйства» ФИО4, действующая по доверенностям, исковые требования признала в части обязания проведения ремонта твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения , не согласилась со сроком до ДД.ММ.ГГГГ, просит суд установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, ввиду значительного объема необходимой к выполнению работ времени и затруднительного финансового положения. Также пояснила, что в 2024 году очень много осуществляется работ по ремонту дорог. Указала, что в настоящее время подготавливается муниципальный контракт на разработку проектно-сметной документации на всю <адрес>. Если денежные средства будут выделены, то данная улица будет отремонтирована полностью.

Заслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

в соответствии со ст.2 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" безопасность дорожного движения представляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения рассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основным принципом обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическим результатом хозяйственной деятельности (ст.3 ФЗ №196-ФЗ от 10.12.1995 года).

Статья 24 указанного закона закреплено право гражданина на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения (ст. ст. 5, 12).

Мероприятия по организации дорожного движения, осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196- ФЗ).

В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12).

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы в области дорожной деятельности отнесены к полномочиям муниципального района (ч.3 ст.14).

Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В соответствии со ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; утверждение положения о муниципальном контроле на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения; использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в том числе посредством системы контроля; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В силу ст.22 ФЗ №196-ФЗ к требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации относится деятельность по организации дорожного движения, которая должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.5 Устава Южского городского поселения, дорожная деятельность в границах поселения отнесена к предмету ведения Южского городского поселения.

Полномочия исполнительно-распорядительного органа Южского городского поселения Южского муниципального района решением Совета Южского городского поселения возложены на Администрацию Южского муниципального района. (ст.24 Устава).

На администрацию Южского муниципального района возложены полномочия, в том числе, по решению вопросов местного значения поселения и отдельных государственных полномочий, преданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Ивановской области. При этом полномочия, которыми наделена Администрация Южского муниципального района, осуществляются за счет средств бюджета Южского городского поселения (п.3 ч.2, ч.5 ст.37 Устава Южского городского поселения).

Согласно п.1.6, п.1.8, 1.9 Устава МКУ «Управление городского хозяйства», утвержденного постановлением Администрации Южского муниципального района -п от ДД.ММ.ГГГГ, Учредителем Учреждения является Администрация Южского муниципального района Ивановской области, которая также осуществляет права собственника имущества юридического лица и его учредителя. Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, может выступать истцом и ответчиком в суде. Учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств, субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

В соответствии с п.2.1. Устава МКУ «Управление городского хозяйства» Учреждение создано в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов местного самоуправления, в т.ч. осуществления деятельности на территории Южского городского поселении в сфере жилищно-коммунального хозяйства (жилищного хозяйства, благоустройства, коммунального хозяйства), в сфере дорожного хозяйства, транспорта и иных вопросов, отнесенных к видам деятельности Учреждения настоящим Уставном.

При этом Согласно п.2.2.2 Устава одним из видов деятельности МКУ является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Южского городского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, в силу вышеназванных положений закона, Устава Южского городского поселения, устава МКУ «Управление городского хозяйства» администрацией Южского муниципального района Ивановской области полномочия по осуществлению дорожной деятельности переданы, созданному для этой цели юридическому лицу МКУ «Управление городского хозяйства. МКУ должен осуществлять деятельность по реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования – Южское городское поселение в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения и нормами ГОСТов. В свою очередь Администрация Южского муниципального района, являясь учредителем МКУ, несет субсидиарную ответственность по обязательствам данного учреждения, за счет средств бюджета Южского городского поселения.

Согласно п.п. 6,12 ч.1 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно статье 2 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", пункту 1.2. Правил дорожного движения Российской Федерации дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

В соответствии с пунктом 1 раздела 1 "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог", утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16 ноября 2012 года N 402, Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации.

Исходя из положений п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В силу п.5.3 "ГОСТ Р 50597-2017 повреждения (выбоины, просадки, проломы) на дорожном полотне автодорог общего пользования длиной более 15 см, глубиной более 5 см. должны быть устранены в срок до 12 суток, повреждения (выбоины, просадки, проломы) площадью менее 0,06 м2, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, площадью до 5,2 м2 и более должны быть устранены в срок до 20 суток.

Согласно представленным сведениям <адрес> является дорогой общего пользования местного значения, является муниципальной собственностью Южского городского поселения, что подтверждается свидетельством о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно технического паспорта автомобильной дороги общего пользования местного значения и проекта организации дорожного движения <адрес> относится к категории дорог V, протяженностью 988 м, тип покрытия: асфальтобетонное - 762 м, железобетонные плиты – 166 м, щебеночное – 60 м.

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ (с фотоматериалами), проведенной прокуратурой Южского района, в ходе проверки установлено, что дорога <адрес> имеет твердое асфальтобетонное покрытие, которое разрушено, имеются многочисленные ямы и выбоины: в районе <адрес> образовались ямы, размер которых составляет: длина 80 см, ширина 90 см, глубина 6 см, длина 130 см, ширина 140 см, глубина 9 см, у <адрес> яма глубиной 8 см, шириной 260 см, длинной 910 см, у <адрес> яма длиной 420 см, шириной 370 см, глубиной 17 см, у <адрес> яма длиной 130 см, шириной 36 см, глубиной 7 см. Выявленные нарушения не отвечают требованиям пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2027.

Выявленные повреждения дороги по <адрес> также подтверждаются актом о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом инструментального обследования к нему от ДД.ММ.ГГГГ , составленными инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Южский» ФИО5.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении требований действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, что нарушает права владельцев транспортных средств и пешеходов на безопасное передвижение, повлечь причинение вреда здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, вопреки требованиям закона и действующему проекту организации дорожного движения, до настоящего времени дорога на <адрес> надлежащим образом не обустроена, асфальтобетонное твердое покрытие проезжей части дорог имеет повреждения, ямы и выбоины, ремонт дороги не произведен. Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, а также не оспаривались представителем ответчиков в судебном заседании.

Доказательств невозможности ремонта данной дороги ответчиком не представлено. В судебном заседании представитель ответчиков исковые требования признал в части необходимости проведения ремонта дороги, при этом, просила увеличить срок исполнения возложенной обязанности.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными доводы прокурора о том, что указанная дорога не соответствует требованиям по организации безопасности дорожного движения, обязанность, по обеспечению которой возложена в соответствии с действующим законодательством на Администрацию Южского муниципального района Ивановской области и МКУ «Управление городского хозяйства».

На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора Южского района.

Частью 2 ст. 206 ГПК РФ предусматривается право суда установить конкретный срок совершения действий ответчиком, если эти действия не могут быть совершены иными лицами.

При определении срока, в течение которого ответчикам необходимо исполнить заявленные исковые требования, суд учитывает принцип исполнимости судебного решения, объем подлежащих выполнению работ, порядок их финансирования, характера защищаемого права неопределенного круга лиц, позицию ответчиков, в связи с чем, устанавливает срок для исполнения решения: в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда, считая данный срок разумным и справедливым.

Поскольку Администрация Южского муниципального района и МКУ «Управление городского хозяйства», являясь юридическими лицами, осуществляют делегированные им функции органов местного самоуправления, оба ответчика в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление и.о. заместителя прокурора Южского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства» <данные изъяты>, адрес юридического лица: <адрес>, провести ремонт твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Администрацию Южского муниципального района Ивановской области <данные изъяты>, адрес юридического лица: <адрес>, обеспечить финансирование работ по проведению ремонта твердого покрытия проезжей части дороги <адрес> на участке от начала домовладения до конца домовладения в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда в случае недостаточности денежных средств у МКУ «Управление городского хозяйства».

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий                     Шашкова Е.Н.

Решение в окончательной форме вынесено 19 июня 2024 года.

2-295/2024 ~ М-256/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Южского района
Ответчики
Администрация Южского муниципального района
МКУ "Управление городского хозяйства"
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Шашкова Елена Николаевна
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
14.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2024Передача материалов судье
16.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Судебное заседание
19.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее