Дело № 2-111/2023
66RS0023-01-2023-000024-83
Мотивированное решение
составлено 22 июня 2023 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Новая Ляля 15 июня 2023 года
Верхотурский районный суд Свердловской области в составе
председательствующего Булдаковой Ю.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочкиной О.Е.,
с участием представителя истца Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора Битюкова Г.А.,
представителя ответчика Старчиковой Ю.С.,
представителя ответчика Колоткова Д.И.,
представителя третьего лица Овчинникова И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новолялинского городского округа и Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Комфортный дом» о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Комфортный дом» (далее – ООО «УК Комфортный дом»), и просит возложить на него обязанность в срок не позднее 01.07.2023 оборудовать площадку, предназначенную для временного накопления твердых коммунальных отходов (ТКО) и расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:18:1101005:381, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а также твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В обоснование заявленных требований указал, что Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению Виноградова С.А. о возможных нарушениях санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды при эксплуатации мусороперегрузочной станции в гор. Новая Ляля и захламлении земельных участков с кадастровыми номерами 66:18:1101005:381; 66:18:1101005:45.
05.03.2022 Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно со специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в гор. Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах осуществлен осмотр земельного участка с кадастровым номер 66:18:1101005:381. Установлено, что на указанном земельном участке осуществляет свою деятельность по эксплуатации мусороперегрузочной станции (объект временного накопления отходов) ООО «УК Комфортный дом» на основании договора аренды.
На указанном земельном участке обществом осуществляется временное накопление ТКО, образованных в результате жизнедеятельности населения гор. Новая Ляля, которые в последующем вывозятся с данного земельного участка специальным транспортом для дальнейшего размещения на полигонах. Таким образом, на ООО «УК Комфортный дом», как на хозяйствующий субъект возложена обязанность по соблюдению действующего законодательства в части накопления отходов, поступающих на указанный земельный участок, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Весте с тем, в нарушение п. 220 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а также п. 3.5 Постановления Правительства Свердловской области от 20.05.2021 № 295-ПП «О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 № 1000-ПП», на мусороперегрузочной станции поверхность отходов, накапливаемых насыпью, не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, поверхность площадки не имеет твердого покрытия. На момент проверки отсутствовало место для работы непосредственно с крупногабаритными бункерами – забетонированная площадка соответствующей конфигурации, заглубленная в землю на высоту крупногабаритных бункеров, включающая опорные стены и подъездные пути, и оборудованная сливом и ямой для откачки и удаления влажных отходов и мусора.
27.09.2022 в адрес генерального директора ООО «УК Комфортный дом» Нижнетагильским межрайонным природоохранным прокурором внесено представление, однако, требования прокурора не исполнены, нарушения не устранены, площадка для временного накопления отходов должным образом не оборудована.
В дальнейшем прокурором представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором просит возложить на ООО «УК Комфортный дом» и на Администрацию Новолялинского городского округа обязанность в срок не позднее 01.10.2023 оборудовать площадку, предназначенную для временного накопления ТКО и расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:18:1101005:381, защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а также твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В обоснование уточненных требований дополнительно указал, что в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области, утвержденной приказом Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185, предусмотрено направление твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории Новолялинского городского округа, относящегося к АПО-1, на объект временного накопления (мусороперегрузочную станцию), расположенный на территории Новолялинского городского округа с последующим транспортированием указанных коммунальных отходов на полигон коммунальных и промышленных отходов для их захоронения.
Согласно информации администрации Новолялинского городского округа какой-либо иной земельный участок, за исключением земельного участка с кадастровым номером 66:18:11010005:381, пригодный для организации мусороперегрузочной станции на территории городского округа отсутствует.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
При этом, несмотря на то, что договор аренды земельного участка № 1/т от 24.01.2022, заключенный между ООО «УК Комфортный дом» и Администрацией Новолялинского городского округа, расторгнут, использованием первым земельного участка для эксплуатации мусороперегрузочной станции, предназначенной для временного накопления отходов, собранных с территории Новолялинского городского округа, продолжено в рамках исполнения своих обязанностей по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО от 10.10.2022 № 4-Т/2022, заключенного с ООО «ТКО-Сервис».
Таким образом, как на ООО «УК Комфортный дом», как на хозяйствующий субъект, так и на Администрацию Новолялинского городского округа, как на уполномоченный орган местного самоуправления, распоряжающийся земельным участком, на котором располагается мусороперегрузочная станция, возложены обязанности по соблюдения действующего законодательства в части накопления отходов, поступающих на указанный земельный участок, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, его оборудования в соответствии с требованиями закона.
В настоящем судебном заседании представитель истца Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор Битюкова Г.А. поддержал исковые требования в полном объеме (с учетом уточнений) по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что 05 июня 2023 им был произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 66:18:11010005:381, в ходе которого установлено, что на участке, обозначенном на въезде как «Полигон для временного накопления ТКО НГО» по всей территории обнаружены навалы отходов, которые складируются непосредственно на земле, частично смешались с почвами участка. Надлежащим образом площадка не оборудована.
Представитель ответчика Администрации Новолялинского городского округа Старчикова Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признала, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях. Полагает, что действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность по обустройству и содержанию мусороперегрузочных станций. Кроме того, несмотря на расторжение договора аренды земельного участка, заключенного между Администрацией Новолялинского городского округа и ООО «УК Комфортный дом», последние продолжают эксплуатировать мусороперегрузочную станцию и использовать земельный участок для временного размещения ТКО. В связи с чем, обязанность по содержанию данной площадки должна быть возложена на ООО «УК Комфортный дом». Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу. Также не согласны со сроками выполнения работ, поскольку в бюджете Новолялинского городского округа на 2023 год денежные средства на данный вид работ не предусмотрен, истцом не учтен объем работ, необходимый для выполнения требований.
Представитель ответчика ООО «УК Комфортный дом» Колотков Д.И., действующий на основании доверенности, также исковые требования прокурора не признал. Пояснил, что в рамках договора, заключенного между ООО «ТКО-сервис» и ООО «УК Комфортный дом», они лишь осуществляют сбор ТКО на территории Новолялинского городского округа с контейнерных площадок, а затем вывозят их на полигон, расположенный по адресу: гор. Новая Ляля, ул. Чапаева, д. 34а. В дальнейшем вывоз ТКО с указанной площадки производится иными юридическими лицами. Поскольку земельный участок находится в собственности Новолялинского городского округа, а договор аренды № 1/т от 24.01.2022 расторгнут, то обязанности по содержанию данного земельного участка и оборудованию на нем мусороперегрузочной станции в соответствии с установленными требованиями, у ООО «УК Комфортный дом» не имеется.
Представитель ООО «ТКО-сервис» Овчинников И.А., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал, считает, что площадку для сбора ТКО на земельном участке с кадастровым номером 66:18:11010005:381, оборудовать необходимо. Однако, решение о том, кто именно из ответчиков должен выполнить данные работы, оставил на усмотрение суда.
На основании определения суда от 13 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в лице территориального отдела в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах, а на основании определения от 27 марта 2023 года ООО Компания «Рифей».
В судебное заседание третьи лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела своевременно, надлежащим образом, не явились, своих представителей не направили, каких-либо заявлений и ходатайств от них не поступало, возражений на исковое заявление не представлено.
Суд считает возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктами 3, 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесено владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», введенные в действие с 18 июня 2021 года, пунктом 220 которых предусмотрены условия накопления отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, а именно:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В соответствии с п. 3.5 Постановления Правительства Свердловской области от 20.05.2021 № 295-ПП «О внесении изменений в Схему территориального планирования Свердловской области, утвержденную Постановлением Правительства Свердловской области от 31.08.2009 № 1000-ПП», одним из путей сокращения транспортных расходов на организацию вывоза ТБО является переход к двухэтапной системе транспортировки отходов потребления с применением большегрузного транспорта.
Двухэтапная система должна включать в себя технологические процессы:- сбор ТКО в местах накопления;
- вывоз ТКО собирающими мусоровозами на мусороперегрузочную станцию (МПС);
- перегрузка в большегрузные транспортные средства;
- перевозка ТКО к местам их захоронения или утилизации;
- выгрузка ТКО.
При наличии МПС весь мусор из района города свозится на местную станцию, а не на полигон, что существенно сокращает транспортное плечо и расходы по транспортировке, а затем, уменьшаясь в объеме в несколько раз (до 10 раз), уже перевозится на полигон. Не требуется использования специализированных машин в качестве грузового транспорта, что повышает эффективность сбора отходов. Техники для перевозки мусора с мусороперегрузочной станции на полигон требуется значительно меньше, так как весь мусор уже спрессован и уменьшен в объеме. Стоимость доставки одного килограмма отходов уменьшается более чем в 12 раз.
МПС представляет собой площадку с навесом (кровлей), освещением, боковыми легкими защитными стенками, оборудованную местами для установки, погрузки и вывоза крупногабаритных бункеров емкостью до 40 куб. м (3 единицы и более), а также разгрузки мусоровозов и бункеровозов. Место для работы непосредственно с крупногабаритными бункерами - забетонированная площадка соответствующей конфигурации (в зависимости от количества используемых таких крупногабаритных бункеров и рельефа местности), заглубленная в землю на высоту крупногабаритных бункеров, включающая опорные стены и подъездные пути, и оборудованная сливом и ямой для откачки и удаления влажных отходов и мусора.
Мусороперегрузочные станции - оптимальное решение для сокращения затрат, связанных с вывозом мусора на полигоны.
В соответствии с «Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области», утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185, предусмотрено направление твердых коммунальных отходов, образовавшихся на территории Новолялинского городского округа, относящегося к АПО-1, на объект временного накопления (мусороперегрузочную станцию), расположенный на территории Новолялинского городского округа с последующим транспортированием указанных коммунальных отходов на полигон коммунальных и промышленных отходов для их захоронения.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 66:18:11010005:381, расположенный по адресу: Свердловская обл., Новолялинский район, гор. Новая Ляля, ул. Чапаева, д. 34а, относится к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования: специальная деятельность.
На основании договора № 1/Т аренды земельного участка от 24.01.2022, заключенного между Администрацией Новолялинского городского округа (Арендодатель) и ООО «УК Комфортный дом» (Арендатор) вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером 66:18:11010005:381 был предоставлен в аренду с целью размещения, хранения твердых коммунальных отходов на срок 5 лет с 24.01.2022 по 23.01.2027.
В судебном заседании также установлено, что дополнительным соглашением № 1 к договору аренды земельного участка № 1/т от 24.01.2022 стороны пришли к соглашению о расторжении договора в отношении арендуемого земельного участка с кадастровым номером 66:18:11010005:381, договор считается расторгнутым с 01.04.2023
Согласно информации администрации Новолялинского городского округа какой-либо иной земельный участок, за исключением земельного участка с кадастровым номером 66:18:11010005:381, пригодный для организации мусороперегрузочной станции на территории городского округа отсутствует (л.д. 61).
19.10.2021 между ООО «Компания «Рифей» (региональный оператор) и ООО «ТКО-Сервис» (Исполнитель) заключен договор № 44-т/2021, по условиям которого региональный оператор поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах зоны деятельности исполнителя, а Региональный оператор обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги. В зону деятельности Исполнителя ООО «ТКО-сервис» входит, в том числе, Новолялинский городской округ.
В свою очередь, 10.10.2022 между ООО «ТКО-сервис» (Заказчик) и ООО «УК Комфортный дом» (Исполнитель) заключен договор № 4-Т/2022 по условиям которого Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство оказывать услуги по транспортированию ТКО в границах зоны деятельности исполнителя, а Заказчик обязуется принимать и оплачивать оказанные услуги. На основании п. 1.5 Перечень мест приема и передачи ТКО определен в Приложении № 2 к настоящему договору (Полигон гор. Новая Ляля, ул. Чапаева, д. 34а).
Условиями указанных договоров на Исполнителей возложены обязанности оказывать услуги по транспортированию ТКО, при этом обязанности по обустройству и содержанию мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории Новолялинского городского округа на ООО «УК Комфортный дом» не возложено.
В то же время, как указано выше, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра (постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с ТКО относится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
На основании вышеизложенного оборудование площадки накопления ТКО, определенной Территориальной схемой обращения с отходами производства и потребления на территории Свердловской области», утвержденной Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 № 185, для последующего ее использования в целях накопления ТКО отнесено к компетенции администрации Новолялинского городского округа, и именно она является надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно актам осмотра вышеуказанного земельного участка от 05.03.2022 и от 05.06.2023, составленным в ходе проведенной прокуратурой проверки, установлено, что поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (отсутствует укрытие брезентом, навесом), на поверхности площадки отсутствует твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка), накопление отходов осуществляется непосредственно на грунте.
Оценив данные обстоятельства исходя из установленных санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре, суд приходит к выводу, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании площадки временного накопления твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 66:18:11010005:381, не соблюдены, поэтому на администрацию Новолялинского городского округа, как орган местного самоуправления муниципального района, в чьи полномочия входит содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, подлежит возложению обязанность по устранению допущенных нарушений путем оборудования такой площадки твердым покрытием и защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В порядке статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления срока для исполнения решения суда с учетом конкретных обстоятельств дела и полагает возможным установить 6-месячный срок исполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд находит разумным и достаточным для исполнения решения
При этом, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения (ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ).
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями.
Таким образом, в силу прямого указания в законе Администрация Новолялинского городского округа как орган местного самоуправления освобождена от уплаты государственной пошлины независимо от процессуального статуса (истец или ответчик) и результата рассмотрения дела в связи с чем, государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Новолялинского городского округа (ОГРН 1026602074190) о возложении обязанности устранить нарушения федерального законодательства об охране окружающей среды, удовлетворить.
- возложить на администрацию Новолялинского городского округа обязанность в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу оборудовать площадку, предназначенную для временного накопления ТКО и расположенную на земельном участке с кадастровым номером 66:18:1101005:381 защитой от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а также твердым покрытием (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
В удовлетворении исковых требований к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Комфортный дом» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд с подачей жалобы, через постоянное судебное присутствие в городе Новая Ляля Верхотурского районного суда Свердловской области в месячный срок со дня составления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Булдакова