Дело № 2-4880/2023
74RS0031-01-2023-005486-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2023 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Рябко С.И.
при секретаре Закамалдиной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области к наследникам Гарипова Гаяза Нурисламовича, к Кузнецову Алексею Сергеевичу, Межрегиональному территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях о взыскании излишне выплаченной суммы компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Отделение пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (далее по тексту ОСФР по Челябинской области) обратилось в суд с иском к наследникам Гарипова Г.Н. МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях, Кузнецову А.С. о взыскании излишне полученной компенсационной выплаты. Просило взыскать в пользу истца солидарно с наследников Гарипова Г.Н. и с Кузнецова А.С. излишне уплаченную сумму компенсационной выплаты в размере 2 760 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что с 01 мая 2018 года Кузнецову А.С. была установлена компенсационная выплата на период осуществления ухода за Гариповым Г.Н. Гарипов Г.Н.. умер <адрес обезличен> года.
Истцу стало известно о том, что Кузнецов А.С. содержится в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Челябинской области с 28 октября 2021 года, что привело к излишне полученной компенсационной выплате с 01 ноября 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 2 760 рублей.
На основании изложенного просит удовлетворить заявленные исковые требования (л.д.4-5).
Определением суда от 06 октября 2023 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях (л.д.57).
В судебном заседании представитель истца ОСФР по Челябинской области участие не принимал. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д. 59, 61).
В судебном заседании ответчик Кузнецов А.С. участие не принимал. О дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом судебной повесткой, направленной заказным письмом с уведомлением, в том чисел по месту отбывания наказания. Конверт вернулся с отметкой «Истек срок хранения» (л.д.74). кроме того, как следует из ответа ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по Челябинской области Кузнецов А.С. убыл в распоряжение УФСИН России по Ростовской области (л.д. 49).
В судебном заседании ответчик МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях участие не принимал. О дате, времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом (л.д. 60).
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В целях усиления социальной защищенности нетрудоспособных граждан Указам Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» были установлены ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Порядок осуществления компенсационных выплат определен Правилами осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, надающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июня 2007 года №343 (далее по тексту Правила).
Согласно п.2, 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелым, надающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе, либо достигшим возраста 80 лет).
Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.
В соответствии с п. 8 Правил компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за её назначением с заявлениями и всеми необходимыми для предоставления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.
Исчерпывающий перечень оснований для прекращения осуществления компенсационной выплаты содержится в п. 9 Правил, в частности в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы (пп. «д».).
Из содержания вышеприведенных норм следует, что компенсационная выплата может выплачиваться лишь при условии ухода за инвалидом неработающим трудоспособным лицом.
Пенсионное законодательство предусматривает, что лица, которым назначена пенсия, несут ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представленных ими в пенсионный орган, для назначения и выплаты пенсии, иных выплат. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий и иных выплат, виновные лица возмещают пенсионному органу причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст. 25 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Обязанность виновного лица возместить пенсионному органу причиненный ущерб напрямую корреспондирует к невыполнению таким лицом, в частности требований п. 10 Правил, согласно которым, лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обязательств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.
Анализ приведенных выше положений закона позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по возмещению пенсионному органу причиненного ущерба возникает лишь в случае виновного поведения лица, выразившегося в предоставлении недостоверных сведений или в несвоевременном предоставлении сведений, влекущих за собой возникновение или прекращение осуществления в данном случае компенсационной выплаты.
Как установлено судом и следует из материалов дела, что 07 мая 2018 года Кузнецов А.С. обратился в ОСФР по Челябинской области с заявлением об установлении ежемесячной компенсационной выплаты в связи с началом ухода за нетрудоспособным лицом с 01 мая 2018 года (л.д.17-18).
В своем заявлении от <дата обезличена> года Гарипов Г.Н. указал, что согласен за осуществлением за ним ухода Кузнецовым А. С. (л.д.15).
07 мая 2021 года Гариповым Г.Н. подписано обязательство, в соответствии с которым последний обязался в течении 5-ти дневного срока сообщить о возникновении следующих обстоятельств:
-смерть нетрудоспособного гражданина;
-назначение лицу, осуществляющему уход, пении независимо от ее вида и размера, либо пособия по безработице;
-поступление на работу, в том числе нетрудоспособного гражданина;
-прекращение осуществления ухода (с подтверждением соответствующим заявлением нетрудоспособного гражданина либо его законного представителя);
-помещение нетрудоспособного гражданина на полное государственное содержание;
-лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком- инвалидом в возрасте 18 лет, родительских прав;
Уведомлен о том, что выплата ежемесячной денежной компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за тем, в котором наступили вышеуказанные обстоятельства (л.д.16).
Решением от №<номер обезличен> Кузнецову А.С. назначена ежемесячная компенсационная выплата в размере 1 380 рублей в период с 01 мая 2018 года на период осуществления ухода за нетрудоспособным лицом, выплату которой производить к пенсии, назначенной нетрудоспособному лицу Гарипову Г.Н. (л.д.13).
В соответствии с письмом ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России от 10 декабря 2021 года, адресованное ОФСР по Челябинской области, Кузнецов А.С, содержится в учреждении с 27 октября 2021 года (л.д.11). из ответа ФКУ ИК-18 ГУФСИН Росии по Челябинской области Кузнецов А.С. убыл в распоряжение УФСИН России по Ростовской области (л.д. 49).
Из истории выплат следует, что Гарипову Г.Н. за ноябрь 2021 года произведена компенсационная выплата в размере 1 380 рублей, а также за декабрь 2021 года – 1 380 рублей (л.д.14).
Из приведенных выше правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход за нуждающимся в таком уходе лицом, и выплата компенсации производится в порядке, установленном для выплаты пенсии, вместе с назначенной нетрудоспособному гражданину пенсией.
Также из указанных правовых норм следует, что нахождение в исправительном учреждении получателя компенсационной выплаты является основанием прекращения выплаты, а получатель выплаты обязан сообщить об этом пенсионному органу.
Согласно актовой записи о смерти <номер обезличен> от <данные изъяты> года, Гарипов Г.Н. умер <данные изъяты> года (л.д.31).
В соответствии с ответом на запрос суда от нотариальной палаты Челябинской области от 12 сентября 2023 года, наследственное дело после смерти Гарипова Г.Н. не заводилось (л.д.32).
Как следует из ответа на запрос суда от ПАО «Сбербанк» от 29 сентября 2023 года, Гарипов Г.Н. является клиентом банка.
Номер лицевого счета: <номер обезличен>, остаток денежных средств на 27 сентября 2023 года составляет 247, 62 рубля (л.д. 67-69).
Судом иного наследственного имущества после смерти Гарипова Г.Н. не установлено.
Принимая во внимание, что с момента смерти наследодателя Гарипова Г.Н. никто из его наследников не обратился за принятием наследства и не имеется сведений о фактическом принятии ими наследства, имущество, оставшееся после смерти Гарипова Г.Н. является выморочным и в силу закона переходит в собственность Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях.
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26 ноября 2001 года №147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учёта выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определённых федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года №432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований – их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учитывая отсутствие в настоящее время специального закона, регламентирующего порядок передачи выморочного имущества, исходя из смысла положений вышеприведённых норм, суд приходит к выводу, что право собственности на денежные средства на счетах наследодателя в открытых в ПАО «Сбербанк» на сумму 247,62 рубля перешло к Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п. 60 постановления Пленума от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии или недостаточности наследственного имущества требования кредиторов по обязательствам наследодателя не подлежат удовлетворению за счёт имущества наследников и обязательства по долгам наследодателя прекращаются невозможностью исполнения полностью или в недостающей части наследственного имущества (п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Наследники выморочного имущества несут ответственность в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного выморочного имущества, поэтому по требованиям кредиторов размер взыскания не может быть больше стоимости выморочного имущества.
Разрешая возникший спор, приходит к выводу, что в пользу ОСФР по Челябинской области с Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях подлежит частичному взысканию компенсационная выплата в пределах стоимости выморочного имущества, оставшегося после смерти Гарипова Г.Н. путем полного списания денежных средств со счета № <номер обезличен>, открытом в ПАО «Сбербанк».
Оснований для взыскания указанной суммы с ответчика Кузнецова А.С. суд не находит, поскольку истцом, заявившим требования о взыскании выплаченной суммы в качестве неосновательного обогащения, не представлено доказательств недобросовестности Кузнецова А.С., не получавшего спорную выплату, при том, что добросовестность граждан презюмируется. Несмотря на фактическое нахождение ответчика в спорный период в местах лишения свободы, производимые истцом выплаты были израсходованы по целевому назначению - на содержание нетрудоспособного гражданина и выплачены к его пенсии.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях (ОГРН1107453003580) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области (ОГРН 1027403882626) в пределах стоимости выморочного наследственного имущества оставшегося после смерти Гарипова Гаяза Нурисламовича, умершего <дата обезличена> года, излишне перечисленную сумму компенсационной выплаты в размере 247 (двести сорок семь) руб. 62 коп., путем полного списания денежных средств с банковского счета наследодателя в Публичном акционерном обществе «Сбербанк России» №<номер обезличен> в размере 247 руб. 62 коп., в удовлетворении остальной части требований, а также в удовлетворении требований к Кузнецову Алексею Сергеевичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска.
Председательствующий:
Мотивированное решение суда изготовлено 02 ноября 2023 года.
Председательствующий: