№2-297/2020
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
23 июля 2020 года г.Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе:
председательствующего Кандаурова Э.Н.,
при секретаре Хертек Ч.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Россельхозбанк» к Чындаа Л.Б. о взыскании задолженности по кредитному договору, взыскании оплаченной суммы государственной пошлины с наследника,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к ответчику о взыскании задолженности по кредитному договору, взыскании оплаченной суммы государственной пошлины с наследника, в обоснование указывая на то, что между АО «Россельхозбанк» в лице Тувинского регионального филиала (далее - Кредитор, Истец) и Чындаа Э.Х. (далее - Заемщик, Ответчик) был заключен договор <данные изъяты> на предоставление кредита (далее - Кредитный договор). 28.07.2014 года заемщик умер, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным Органом Управления ЗАГС Республики Тыва. Наследником умершего является – Чындаа Л.Б.. В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 договора банк предоставляет заемщику кредит в сумме 70,000.00 рублей, а заемщик обязуется возвратить полученный кредит и уплатить проценты за пользование кредитом в размере 17 % годовых. Кредитор надлежащим образом исполнил свои обязательства, предоставив кредит заемщику на расчетный счет, что подтверждается мемориальным ордером. Согласно кредитного договора проценты за пользование кредитом начисляются по формуле простых процентов на остаток задолженности по кредиту, отражаемый на ссудном счете заемщиков на начало операционного дня в соответствии с расчетной базой, в которой количество дней в году и количество дней в месяце - количество фактических дней. Сумма подлежащих уплате процентов исчисляется ежемесячно. Период начисления процентов начинается с даты, следующей, за днем поступления средств на расчетный счет заемщика и заканчивается полным возвратом средств банку (п.4.2.2 Кредитного договора). Однако, платежи производились ненадлежащим образом, что привело к образованию просроченной задолженности и по основному долгу и по процентам за пользование кредитом. Общая сумма задолженности ответчика по кредитному договору, согласно прилагаемому расчету, составляет 40 685 рублей 37 копеек. Кредитор обращался к предполагаемым наследникам с требованиями о погашении задолженности по кредиту, однако задолженность по кредиту до настоящего времени не погашена. Просит установить факт принятия наследства умершего заемщика, взыскать с ответчика задолженность по кредитному договору <данные изъяты> в сумме 40 685,37 рублей и государственную пошлину в размере 1 420,56 рублей.
Истец просил о рассмотрении дела без участия представителя.
В судебное заседание ответчик Чындаа Л.Б. не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, с исковыми требованиями не согласна, поскольку она в наследство умершего Чындаа Э.Х. не вступала.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ, рассмотрел исковое заявление в отсутствие представителя истца и ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.819 ГК РФ, по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на неё.
Согласно п. 1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно. Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Как предусмотрено ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации для приобретения наследства наследник должен его принять.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Судом по делу установлено, что 11 апреля 2013 года между Открытым акционерным обществом «Российский Сельскохозяйственный банк» и Чындаа Э.Х. был заключен кредитный договор (Соглашение) <данные изъяты>, согласно которому банк предоставил заемщику кредит в сумме 70 000 рублей под 17 % годовых, с датой окончательного срока возврата кредита – до 21 марта 2016 года.
Согласно свидетельству о смерти серии I-ЛЖ <данные изъяты>, Чындаа Э.Х., <данные изъяты> умер 28 <данные изъяты>, о чем составлена запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ответу нотариуса Улуг-Хемского районного нотариального округа Республики Тыва от 21 ноября 2016 года за № следует, что 13 ноября 2014 года от гражданки ФИО, <данные изъяты> было принято заявление о выдаче постановления на возмещение расходов на достойные похороны после умершего <данные изъяты> гражданина Чындаа Э.Х.. По состоянию на 21 ноября 2016 года документы по выдаче постановления находятся в производстве нотариальной конторы. Постановление о возмещении расходов на достойные похороны после умершего Чындаа Э.Х. не выдавалось.
08 апреля 2020 года Кредитор обратился к Чындаа Л.Б. и предложил погасить задолженность в срок до 07 мая 2020 года.
Из ответа нотариуса Улуг-Хемского районного нотариального округа от 08 июля 2020 года № следует, что наследственное дело к имуществу гражданина Чындаа Э.Х., <данные изъяты> умершего <данные изъяты> не открывалось. Таким образом, круг наследников к имуществу умершего Чындаа Э.Х. нотариусу не известен.
Из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии следует, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о наличии объектов недвижимости на имя Чындаа Э.Х..
Согласно ответа УГИБДД МВД по РТ от 13 июля 2020 года следует, что транспортных средств за Чындаа Э.Х. не числится.
Согласно сведениям ГУ – УПФ РФ в Улуг-Хемсколм районе РТ от 08 июля 2020 года следует, что Чындаа Э.Х. получал страховую пенсию <данные изъяты> с 06 марта 2001 года по 31 июля 2014 года. Выплата пенсии прекращена с 01 августа 2014 года в связи со смертью.
Согласно сведениям УФНС по РТ следует, что Чындаа Э.Х. имеет два закрытых счета в АО «Россельхозбанк».
Согласно сведениям АО «Народный банк Тувы» следует, что Чындаа Э.Х. счетов не имеет.
Согласно сведениям ПАО Сбербанк следует, что Чындаа Э.Х. имеет два открытых счета, остаток которых составляет 0, 75 рублей и 123, 59 рублей.
Таким образом, судом установлено, что с момента смерти Чындаа Э.Х. и до настоящего времени никто из его наследников не обратился за его наследством, не имеется сведений и о фактическом принятии Чындаа Э.Х. наследства, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом.
При таких обстоятельствах правовых оснований для взыскания задолженности с ответчика Чындаа Л.Б. по кредитному договору как с наследника заемщика, суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении искового заявления Акционерного общества «Россельхозбанк» к Чындаа Л.Б. о взыскании задолженности по кредитному договору, взыскании оплаченной суммы государственной пошлины с наследника, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва путем подачи апелляционной жалобы через Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Э.Н. Кандауров