Дело № 2-1-28/2024
64RS0030-01-2023-001544-52
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 февраля 2024 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области
в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Н.А.,
с участием представителя ответчика – администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Ушакова К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области об организации обустройства контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Саратовской области обратилось в Ртищевский районный суд Саратовской области с иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области об организации обустройства контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в районе жилых домов по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Зои Космодемьянской, д. 2; ул. Восход, д. № 20.
В обоснование исковых требований указано, что Управлением Роспотребнадзора по Саратовской области в связи с обращениями граждан проведена проверка исполнения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при размещении контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов, в ходе которой установлено в нарушение требований Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3 требований СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в районе жилых домов по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Зои Космодемьянской, д. 2; ул. Восход, д. № 20 не имеют твердого покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждения, обеспечивающего предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В связи с этим истец просил суд признать незаконными действия администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области по размещению указанных контейнерных площадок с нарушением данных требований; обязать устранить допущенные нарушения, а именно установить твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В судебное заседание представитель истца – начальник Западного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области Логутова О.В. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области Ушаков К.В. не возражал против удовлетворения исковых требования в части контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Зои Космодемьянской, д. 2, а в части контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Восход, д. № 20 возражал, указав, что постановлением Главы Ртищевского муниципального района Саратовской области от 20.02.2024 № 155 данное место размещения площадки исключено из Реестра обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города.
Представитель третьего лица на стороне ответчика – Ртищевского МУП «Жилцентр» Горбатенко Е.В. полагал требования законными и обоснованными, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица на стороне ответчика ООО «Ситиматик» в судебное заседание не явился, возражений по существу исковых требований также не представил.
Третье лицо на стороне истца Теплухина С.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в своё отсутствие, представила заявление, в котором указала, что она возражает против удовлетворения исковых требований, просит перенести мусорный контейнер с ул. Восход ближе к ул. Рахова.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, изучив и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 данного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 22 указанного Федерального закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - Санитарные правила), которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (пункт 1).
Пунктом 3 данных Санитарных правил предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со статьей 13.4 данного Федерального закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1).
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4).
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в силу пункта 3 которых места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения), пунктом 10 которых определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов (пункт 11 Правил обращения).
Согласно пункту 2 Правил обращения под контейнером определяет мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (абзац четвертый); определяет контейнерную площадку как место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров (абзац пятый).
Таким образом, из системного толкования вышеприведенных норм права следует, что на органы местного самоуправления федеральным законодателем возложена обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия ими решения в соответствии с требованиями правил благоустройства муниципального образования, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании постановления администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области от 12.05.2022 N 429 утвержден реестр обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города, в котором под номером 48 значится площадка, расположенная по ул. Зои Космодемьянской, д. 2 площадью 8 кв.м. на 3 контейнера, а под номером 32 значится площадка по ул. Восход, д. 20, площадью 3 кв.м., на 1 контейнер.
Собственником мест (накопления) твердых коммунальных отходов в обоих случаях указана администрация Ртищевского муниципального района.
Согласно экспертному заключению от 23.08.2023 № 8230, подготовленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», в районе жилого дома № 2 по ул. З. Космодемьянской г. Ртищево Саратовской области установлены три передвижных пластиковых контейнера с крышками в непосредственной близости к краю проезжей части, без твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод и без ограждения, обеспечивающего предупреждение распространение ТКО за пределы контейнерной площадки, имеется наличие (скопление) мусора вокруг площадки ТКО, что не соответствует требованиям пункта 3 главы II СанПиН 2.1.3684-21.
Согласно экспертному заключению от 28.08.2023 № 8381, подготовленному ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области», в районе жилого дома № 21 по ул. Восход г. Ртищево Саратовской области установлен один передвижных пластиковых контейнера с крышкой в непосредственной близости к краю проезжей части, без твердого (асфальтового, бетонного) покрытия с уклоном для отведения талых и дождевых вод и без ограждения, обеспечивающего предупреждение распространение ТКО за пределы контейнерной площадки, имеется наличие (скопление) мусора вокруг площадки ТКО, что не соответствует требованиям пункта 3 главы II СанПиН 2.1.3684-21.
Доказательств того, что указанные места (накопления) твердых коммунальных отходов соответствуют нормам СанПиН 2.1.3684-21 ответчиком администрацией Ртищевского муниципального района Саратовской области не представлено.
Многоквартирный жилой дом № 2 по ул. Зои Космодемьянской г. Ртищево находится в управлении МУП «Жилцентр» в соответствии с договором оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме от 23.03.2022, однако земельный участок под данным многоквартирным домом не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, участок не относится к общему имуществу собственников многоквартирного дома, в связи с чем у МУП «Жилцентр» отсутствует обязанность по обустройству места контейнерной площадки.
В соответствии со статьями 1, 2, 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Присуждение администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области обязанности исполнить в интересах неопределенного круга лиц нормы федерального законодательства может быть обеспечено судебным решением.
Учитывая изложенное, суд находит исковые требования на дату предъявления обоснованными.
Между тем, принимая во внимание, что на основании постановления Главы Ртищевского муниципального района Саратовской области от 20.02.2024 № 155 место размещения площадки, расположенной в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. Восход, д. № 20 исключено из Реестра обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города, то оснований для удовлетворения исковых требований в указанной части не имеется.
В части места размещения площадки, расположенной в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. ул. Зои Космодемьянской, д. 2 исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что ответчик должен исполнить свои обязательства по устранению выявленных нарушений в срок до 31.08.2024, данный срок суд считает реальным, соответствующим характеру требований.
Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия администрации Ртищевского муниципального района Саратовской области по размещению контейнерной площадки, расположенной в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. ул. Зои Космодемьянской, д. 2, с нарушением требований пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3.
Обязать администрацию Ртищевского муниципального района Саратовской области устранить допущенные нарушения пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21, а именно установить в срок до 31.08.2024 на контейнерной площадке, расположенной в районе жилого дома по адресу: Саратовская область, г. Ртищево, ул. ул. Зои Космодемьянской, д. 2 твердое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 01.03.2024.
Судья