Дело № 2-2022/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20.12.2022 года г. Сальск
Сальский городской суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Федяковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тереховой О.В.
с участием помощника Сальского городского прокурора Суворова Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Сальского городского поселения об обязании привести дорожное покрытие автомобильных дорог в соответствие с установленными требованиями,
УСТАНОВИЛ:
Сальский городской прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Сальского городского поселения Ростовской области об обязании привести дорожное покрытие автомобильных дорог в соответствие с установленными требованиями, указывая что Сальской городской прокуратурой с привлечением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Сальскому району проведена проверка исполнения администрацией Сальского городского поселения законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных, дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (далее ГОСТ Р 50597-2017).
В ходе проверки установлено, что администрацией Сальского городского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения организована ненадлежащим образом.
Так, в ходе обследования дорожного покрытия в городе <адрес> установлено, что на участке автомобильной дороги общего пользования, расположенной по <адрес> покрытие дорог имеет множественные повреждения в виде выбоин, колеи размерами:
- длина 160 см., ширина 190 см., глубина 20см.;
- длина 115 см., ширина 80 см., глубина 25см.;
- длина 100 см., ширина 100 см., глубина 10см.;
- длина 140см., ширина 180 см., глубина 15 см.;
- длина 145 см., ширина 110 см., глубина 15 см.;
- длина 60 см., ширина 110 см., глубина 16 см.;
- длина 120 см. ширина 125 см., глубина 12 см.,
- длина 80 см. ширина 75 см., глубина 15 см., превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017, которые создают препятствия для эксплуатации автомобильной дороги в соответствии с требованиями безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения.
При дальнейшем бездействии администрации Сальского городского поселения по непринятию мер к организации дорожной деятельности в границах Сальского городского поселения влечет повышение аварийности на дорогах, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, пользующихся автомобильными дорогами.
На основании и во взаимосвязи с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ и п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в исках, предъявленных в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем неопределенного круга физических лиц, поскольку действует в силу закона в их интересах. Просит суд обязать Администрацию Сальского городского поселения Ростовской области провести ремонт дорожного покрытия участка автомобильной дороги общего пользования, расположенного по <адрес>.
Помощник Сальского городского прокурора Суворова Н.А., в судебном заседании участие принимал, предъявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика Администрации Сальского городского поселения Сальского района в судебном заседании участие не принимал, в материалы дела приобщены объяснения ответчика о признании иска с ходатайством о предоставлении отсрочки исполнения решения в срок до 31.12.2022 г., со ссылкой на то, что по условиям муниципального контракта заключенного с ООО «Чистый город» предусмотрены выполнение комплексных работ по содержанию (грейдированию) автомобильных дорог общего пользования до 31.06.2023 г. (л.д.28-32). Суд считает, неявка сторон не препятствует рассмотрению дела по имеющимся материалам дела применительно положений ст. 167 ГПК РФ.
Суд, исследовав материалы дела, считает, иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ "О безопасности дорожного движения") обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно статье 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (пункт 4 статьи 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно частям 1, 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Документом, устанавливающим требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, является ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Согласно 4.2 ГОСТ Р 50597-2017 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, владельцами дорог и улиц, а также организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов и введение в установленном порядке ограничений движения, вплоть до полного его запрещения с помощью соответствующих технических средств организации дорожного движения и средств регулирования.
Владельцы дорог и улиц должны информировать пользователей дорог и улиц об изменении организации движения с помощью средств массовой информации, Интернета, информационных щитов и т.п.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В силу пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
Из материалов дела следует, что 08 ноября 2022 года помощником Сальского городского прокурора Суворовым Н.А., проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Сальского района законодательства о дорожной деятельности и общих принципах местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что Администрацией Сальского городского поселения дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города организована ненадлежащим образом.
В ходе обследования дорожного покрытия автомобильной дороги на участке автодороги общего пользования расположенной по переулку Спортивный покрытие дорог имеет множественные повреждения в виде выбоин, колеи размерами:
- длина 160 см., ширина 190 см., глубина 20см.;
- длина 115 см., ширина 80 см., глубина 25см.;
- длина 100 см., ширина 100 см., глубина 10см.;
- длина 140см., ширина 180 см., глубина 15 см.;
- длина 145 см., ширина 110 см., глубина 15 см.;
- длина 60 см., ширина 110 см., глубина 16 см.;
- длина 120 см. ширина 125 см., глубина 12 см.,
- длина 80 см. ширина 75 см., глубина 15 см., превышающие предельно допустимые размеры, предусмотренные ГОСТ Р 50597-2017, которые создают препятствия для эксплуатации автомобильной дороги в соответствии с требованиями безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения. (л.д. 7-8).
Согласно свидетельства о государственной регистрации права в отношении автомобильной дороги протяженностью 330 м., инвентарный №, литер Л, адрес: <адрес>, кадастровый №, принадлежит на праве собственности Муниципальному образованию «Сальское городское поселение» (л.д. 9).
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела, ремонтные работы в отношении автомобильной дороги по <адрес>, не проведены.
Конституцией Российской Федерации (статья 2) и Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» (статья 3) закреплен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а так же улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 2 Устава муниципального образования «Сальское городское поселение», принятого решением Собрания депутатов Сальского городского поселения от 29.05.20120 № 288, к вопросам местного значения Сальского городского поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок, осуществление муниципального контроля за сохранность автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Сальского городского поселения, организация дорожного движения, а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных выше норм, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что доводы истца нашли полное и объективное подтверждение, деформация автомобильной дороги создает препятствия для её эксплуатации в соответствии с требованиями безопасности жизни и участников дорожного движения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье лиц, пользующихся автомобильными дорогами, ответчиком доказательств обратного не представлено. В связи с чем, исковые требования, подлежат удовлетворению.
21.03.2022 года Администрацией Сальского городского поселения заключен муниципальный контракт содержание (грейдирование) автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> № с ООО «Чистый город» по условиям которого Подрядчик принял обязательства выполнить комплекс работ по содержанию (грейдированию) автомобильных дорог общего пользования местного значения <адрес> ростовской области, в целях обеспечения безопасного бесперебойного, круглогодичного дорожного движения и поддержания транспортно-эксплуатационного состояния дорог. Срок выполнения работ до 01.06.2023 г.
Учитывая вышеизложенное, суд с учетом применения положений статьи 206 ГПК РФ согласно которой при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, считает, принимая решение об обязании ответчика провести ремонт дорожного покрытия, участка автомобильной дороги общего пользования, расположенного <адрес> до 01.06.2023 г.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Администрацию Сальского городского поселения Ростовской области обеспечить проведение ремонта дорожного покрытия участков автомобильной дороги, расположенной по <адрес> до 01.06.2023 г.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2022 года.