Дело № 12-116/2021
УИД 21MS0027-01-2021-000956-85
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
4 июня 2021 года п. Кугеси
Судья Чебоксарского районного суда Чувашской Республики Тяжева А.Ю.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
Артемьевой Н.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>
поступившие по жалобе Артемьевой Н.Е. на постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Артемьева Н.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Артемьева Н.Е. признана виновной в том, что будучи <данные изъяты> БОУ «<данные изъяты>», находящегося по адресу: <адрес>, осуществляла деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией, когда лицензия обязательна, а именно: допустила хранение лекарственных средств и изделий медицинского назначения, с истекшим сроком годности, вне карантинной зоны.
Не согласившись с принятым постановлением, Артемьева Н.Е. подала жалобу об отмене постановления.
В обоснование жалобы указано, что согласно трудовому договору заявитель работает в <данные изъяты> в должности <данные изъяты>
В БОУ «<данные изъяты>» она осуществляет трудовую деятельность по совместительству (0,5 ставки) в качестве <данные изъяты> и ее должность относится к категории среднего медицинского персонала, и полагает незаконным привлечение ее к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как должностного лица.
Лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Артемьева Н.Е., на рассмотрение жалобы не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельская А.А. возражала против удовлетворения жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного постановления.
Исследовав материалы дела, оценив доводы жалобы и мнение прокурора, суд приходит к следующему.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно материалам дела об административном правонарушении поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Артемьевой Н.Е. явились результаты прокурорской проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении БОУ «<данные изъяты>», в ходе которой были выявлены лекарственные препараты с истекшим сроком годности: 8 капсул <данные изъяты> (годен до: 02.2021); 17 упаковок (по 3 таблетки в каждой) <данные изъяты> (годен до: 02.2021); 1 упаковка (3 ампулы) <данные изъяты> (годен до: 01.2021), которые включены в перечень медикаментов, необходимых для оказания неотложной помощи при анафилактическом шоке. При этом данные недоброкачественные лекарственные средства не изъяты из обращения.
Признавая вину Артемьевой Н.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ доказанной, мировой судья указал, что осуществляя трудовую деятельность в должности <данные изъяты> она обязана осуществлять контроль срока годности лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также по недопущению их использования с истекшим сроком годности.
Также указано, что приказом главного врача <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, что Артемьевой Н.Е. <данные изъяты> разрешена доплата в размере 75% от должностного оклада медицинской сестры палатной (постовой) за расширение зоны обслуживания и увеличения объема работы, обслуживания детей БОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие правонарушения, т.е. дата, место, время правонарушения, а также обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Артемьевой Н.Е. мировым судьей вышеуказанные требования в полной мере не выполнены, что привело к ошибочному выводу о наличии в действиях Артемьевой Н.Е. состава вменяемого в вину административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Из содержания данной нормы закона следует, что к субъектам правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ относятся должностные лица, юридические лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно материалам дела, БУ «<данные изъяты>» имеет лицензию на право ведения медицинской деятельности №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данной лицензии, БУ «<данные изъяты>» организует и выполняет следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях услуги по вакцинации, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях услуги по педиатрии, в том числе по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ между БУ «<данные изъяты>» и БОУ «<данные изъяты>» заключен договор № о совместной деятельности по организации охраны здоровья обучающихся в БОУ «<данные изъяты>». Предмет договора - охраны здоровья обучающихся в период получения образования в БОУ «<данные изъяты>».
Как следует из приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, Артемьева Н.Е. принята на работу в <данные изъяты> на должность <данные изъяты>.
На основании приказа главного врача БУ «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ Артемьевой Н.Е. <данные изъяты> разрешена доплата в размере 75% от должностного оклада медицинской сестры палатной (постовой) за расширение зоны обслуживания и увеличения объема работы, обслуживания детей БОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с должностными инструкциями <данные изъяты> в ее должностные обязанности входит в том числе контроль сроков годности лекарственных средства и изделий медицинского назначения, не допускает их использование с истекшим сроком годности. (п.9).
При этом ненадлежащее исполнение Артемьевой Н.Е. указанной обязанности и допущение хранение лекарственных препаратов с истекшим сроком годности вне карантинной зоне не характеризует ее в качестве должностного лица применительно к положениям ст. 2.4, ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Согласно п. 5 названного Постановления, как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Как следует из представленных в материалы дела доказательств, в том числе должностной инструкции организации, являясь старшей медицинской сестрой терапевтического отделения БУ «<данные изъяты>» Артемьева Н.Е. не наделена организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в отсутствие которых она не может быть признана должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В частности, Артемьева Н.Е. не обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п., следовательно, Артемьева Н.Е. не обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия для других лиц.
Артемьева Н.Е. также не обладает и полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
В соответствии с п.1 ст. 59 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», недоброкачественные лекарственные средства, фальсифицированные лекарственные средства подлежат изъятию из обращения и уничтожении, в порядке, установленном Правительством Российской федерации. Основанием для уничтожения лекарственных средств является решение владельца лекарственных средств, решение соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти или решение суда.
Должностными обязанностями или внутренними приказами Артемьева Н.Е. не наделена полномочиями для принятия решения об изъятии из обращения или уничтожению лекарственных средств с истекшими сроком хранения, а в ее обязанности входит лишь организация хранения таких лекарственных средств в соответствии с п.12 Приказа Министерства Здравоохранения Российской федерации от 23 августа 2010 года №706н «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств».
Таким образом, будучи рядовым сотрудником БУ «<данные изъяты>», не наделенным организационно-распорядительными или административно-хозяйственными полномочиями, Артемьева Н.Е. не может быть отнесена к должностному лицу, к которому по смыслу положений статьи 2.4 КоАП РФ может быть применена административная ответственность, предусмотренная ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, выводы мирового судьи о доказанности вины Артемьевой Н.Е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ, нельзя признать обоснованными, в связи с чем постановление подлежит отмене, и с учетом положений ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении Артемьевой Н.Е. подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № Чебоксарского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Артемьевой Н.Е. отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Артемьевой Н.Е. прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.Ю. Тяжева