Дело № г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 17 апреля 2023 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., при секретаре Арчаковой Х.М., с участием ответчика Халухоевой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Халухоевой Л. Л. о признании договора страхования недействительным и применении последствий недействительности договора,
УСТАНОВИЛ:
ООО СК «Сбербанк страхование жизни» обратилось в суд с указанным исковым заявлением к Халухоевой Л. Л., в котором просило признать недействительным договор страхования ЗМДКР101 200001987610, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между страхователем Халухоевой Л.Л. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», и применить последствия недействительности сделки к указанному договору.
В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком при заключении договора страхования и согласовании всех существенных условий договора, сообщены заведомо ложные данные о состоянии своего здоровья. Так, ответчиком истцу не сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ ей поставлен диагноз «протоковая карцинома левой молочной железы».
В судебном заседании ответчик Халухоева Л.Л. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании п. 1, 2 ст. 943 Гражданского кодекса Российской Федерации условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
В пункте 2 ст. 9 Закона Российской Федерации от дата N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" дано понятие страхового риска, определяемое как предполагаемое событие на случай наступления которого производится страхование, а страховой случай - как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю или иным лицам.
Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления (п. 1 ст. 9 Закона)
Статья 942 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к числу существенных условий договора страхования условия о характере события, на случай наступления которого осуществляется страхование (страхового случая).
Среди обязанностей страхователя по договору страхования закон выделяет обязанность сообщить страховщику известные страхователю на момент заключения договора страхования обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), если эти обстоятельства неизвестны и не должны быть известны страховщику (пункт 1 статьи 944 ГК РФ).
Учитывая положения ст.945 ГК РФ, обязанности проводить медицинское освидетельствование застрахованного лица на стадии заключения договора страхования у страховщика не имеется ни в силу закону, ни в силу договора страхования.
В силу п. 3 ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации если после заключения договора страхования будет установлено, что страхователь сообщил страховщику заведомо ложные сведения об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, страховщик вправе потребовать признания договора недействительным и применения последствий, предусмотренных пунктом 2 статьи 179 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под обманом подразумевается умышленное введение стороны в заблуждение с целью склонить другую сторону к совершению сделки. При совершении сделки под влиянием обмана формирование воли потерпевшего происходит не свободно, а вынужденно под влиянием недобросовестных действий контрагента, заключающихся в умышленном создании у потерпевшего ложного представления об обстоятельствах, имеющих значение для заключения сделки. Таким образом, обязательным условием применения нормы о недействительности сделки является наличие умысла страхователя, направленного на сокрытие обстоятельств или предоставление ложных сведений, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления. При этом, обязанность доказывания наличия умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений лежит на страховщике, обратившемся в суд с иском о признании сделки недействительной.
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка) (пункт 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ответчиком Халухоевой Л. Л. и Страховщиком - Обществом с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование жизни» (сокращенное фирменное наименование: ООО СК «Сбербанк страхование жизни») - на основании Правил страхования в редакции, утвержденной приказом Генерального директора ООО СК «Сбербанк страхование жизни» № ПР/225-1 от ДД.ММ.ГГГГ, заключен договор страхования жизни ЗМДКР101 200001987610.
Между сторонами были согласованы все существенные условия договора, о чем свидетельствует подписи, проставленные сторонами в договоре, в котором четко указан размер страховой премии, страховой суммы, а также согласованы иные обязательные условия, предусмотренные действующим законодательством.
Однако в дальнейшем истцу стало известно, что при заключении договора страхования страхователь не сообщил все необходимые данные о состоянии своего здоровья.
Так, при заключении договора страхования страхователь был ознакомлен с заявлением на заключение договора страхования и согласился со всеми существенными условиями договора, в том числе с разделом № договора - декларацией застрахованного лица, что подтверждается ее подписью.
В соответствии с пунктом 2 указанной декларации, страхователь Халухоева Л.Л. подтвердила, что у нее не имеется заболеваний из установленного в декларации перечня, предусматривающего в том числе онкологические заболевания.
Впоследствии истцу из поступившего в его адрес протокола проведения медико-социальной экспертизы №.5.6/2022 от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Бюро медико-социальной экспертизы № (смешанного профиля) ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России, а именно из раздела № указанного протокола под названием «анамнез», стало известно, что до заключения договора страхования в начале 2022 года страхователь Халухоева Л.Л. обращалась за медицинской помощью по поводу уплотнения в области левой молочной железы. ДД.ММ.ГГГГ ответчику выполнена тонкоигольная аспирационная биопсия образования левой молочной железы, цитологически найдены изменения, соответствующие раку
ДД.ММ.ГГГГ ответчику выполнена трепан-биопсия образования левой молочной железы, согласно результатам гистологического исследования выявлена протоковая карцинома левой молочной железы.
Таким образом, судом установлено, что при заключении договора страхования ДД.ММ.ГГГГ ответчику Халухоевой Л.Л. было достоверно известно о наличии у нее онкологического заболевания, выявленного до даты подписания договора, однако при заполнении раздела «декларация застрахованного лица» Халухоевой Л.Л. указано, что она подтверждает отсутствие у нее в настоящее время либо в прошлом онкологического заболевания, а также подтверждает свое ознакомление с тем, что сообщение заведомо ложных сведений является основанием для признания договора страхования недействительным.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что страхователь намеренно умолчал об обстоятельствах, имеющих существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления (страхового риска), в связи с чем договор страхования ЗМДКР101 200001987610, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между страхователем Халухоевой Л.Л. и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», подлежит признанию недействительной сделкой, совершенной под влиянием обмана.
Согласно пункту 1 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия, недействительности сделки не предусмотрены законом (п.2. статьи 167 ГК РФ).
В связи с признанием договора страхования недействительным, истцу надлежит вернуть ответчику Халухоевой Л.Л. сумму страховой премии, фактически уплаченную в счет заключенного договора страхования № ЗМДКР101 200001987610 от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ООО СК «Сбербанк страхование жизни» к Халухоевой Л. Л. о признании договора страхования недействительным и применении последствий недействительности договора удовлетворить.
Признать недействительным договор страхования ЗМДКР101 200001987610, заключенный ДД.ММ.ГГГГ между Халухоевой Л. Л., и ООО СК «Сбербанк страхование жизни».
Применить последствия недействительности договора страхования ЗМДКР101 200001987610, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между Халухоевой Л. Л., и ООО СК «Сбербанк страхование жизни», обязав ООО СК «Сбербанк страхование жизни» возвратить Халухоевой Л. Л. сумму страховой премии, фактически уплаченной в счет договора страхования № ЗМДКР101 200001987610 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий:
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко