Дело № 2-3064/2022 копия
УИД:59RS0007-01-2021-010859-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2022 года город Пермь
Ленинский районный суд города Перми в составе:
председательствующего судьи Делидовой П.О.,
при секретаре судебного заседания Трухиной К.П.,
с участием истца Бояршинова Д.А.,
представителя ответчика Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю Мамедовой Н.Н.,
представителя ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации Новиковой А.И.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства внутренних дел России по городу Перми Мельниченко В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бояршинов Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов,
установил:
истец Бояршинов Д.А. обратился в суд с иском к ответчикам Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации, в котором просит признать действия должностных лиц Министерства внутренних дел незаконными, возложить на ответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность прекратить регистрацию транспортного средства № с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать с Министерства финансов Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины 200 руб. (л.д. 60).
В обоснование исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов Д.А. продал автомобиль <данные изъяты> по договору купли-продажи транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов Д.А. подал заявление № «О прекращении регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства новым собственником» через личный кабинет «Портала государственных услуг Российской Федерации» на сайте gosuslugi.ru. Заявление было отправлено в МВД России ДД.ММ.ГГГГ и получено также ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Бояршинову Д.А. пришло налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в расчете транспортного налога за 2020 год по автомобилю №, количество месяцев владения в году значится 12 месяцев. ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов Д.А. направил обращение в МВД России с просьбой разобраться в связи с чем автомобиль не был снят с учета по заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ году Бояршинову Д.А. пришел ответ, в котором врио заместителя начальника Чертков А.М. сообщал, что по заявлению о прекращении регистрации транспортного средства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ значится статус «отказано» в связи с тем, что данные о транспортном средстве не найдены в информационно-справочных учетах Госавтоинспекции МВД России. При этом, было сообщено, что государственная регистрация прекращения права собственности была осуществлена ДД.ММ.ГГГГ. О том, что в удовлетворении заявления о снятии с государственного регистрационного учета было отказано Бояршинов Д.А. узнал только ДД.ММ.ГГГГ, никто не уведомлял Бояршинова Д.А. о необходимости личной явки в подразделение Госавтоинспекции МВД РФ. В результате действия ответчику истцу излишне начислен в 2019 года и 2020 году транспортный налог за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в котором он не владел транспортным средством, на сумму 7 904 руб. Своими действиями ответчик причинил истцу моральный вред, который заключается в душевных страданиях и переживаниях, штрафах и пенях фискальных органов, потраченном времени на сбор доказательств, судебные разбирательства и выяснении обстоятельств дела с ответчиком и ИФНС РФ. Размер компенсации морального вреда истец оценивает в 50 000 руб.
Истец Бояршинов Д.А. в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства финансов в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес> Мамедова Н.Н. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел Российской Федерации Новикова А.И. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Министерства внутренних дел России по городу Перми Мельниченко В.И. в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу пункта 2 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи (то есть не связанный, в частности, с незаконным привлечением к административной ответственности в виде административного ареста, а в отношении юридического лица - к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности) возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Бояршинов Д.А. с ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником транспортного средства №
ДД.ММ.ГГГГ между Бояршиновым Д.А. (продавец) и Д (покупатель) заключен договор купли-продажи транспортного средства №
ДД.ММ.ГГГГ Бояршинов Д.А. подал заявление № «О прекращении регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства новым собственником» через личный кабинет «Портала государственных услуг Российской Федерации» на сайте gosuslugi.ru. Заявление было отправлено в МВД России ДД.ММ.ГГГГ и получено также ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 8).
Как следует из содержания заявления, Бояршиновым Д.А., помимо иных сведений, связанных с идентификацией заявителя, должны были быть предоставлены сведения о снимаемом с учета транспортном средстве, в том числе серия и номер регистрационного документа (раздел 5 заявления).
ДД.ММ.ГГГГ из ответа на обращение Бояршинова Д.А. в ГУ МВД России по <Адрес> стало известно, что в удовлетворении его заявления № от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в связи с отсутствием в информационно-справочных учетах Госавтоинспекции МВД РФ данных о транспортном средстве. При этом сообщено, что прекращение регистрации автомобиля было осуществлено в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Перми ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Обстоятельства снятия автомобиля с государственного учета с ДД.ММ.ГГГГ также подтверждаются сведениями, представленными Управлением МВД России по городу Перми, из которых следует, что Бояршинов Д.А. лично обратился в уполномоченный орган с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41). В этот же день транспортное средство было снято с регистрационного учета, что сторонами не оспаривается.
Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Как установлено статьей 1100 Гражданского Кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ владелец транспортного средства обязан: обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для внесения изменений в регистрационные данные транспортного средства в связи со сменой владельца транспортного средства в течение десяти дней со дня приобретения прав владельца транспортного средства.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ устанавливает, что прежний владелец транспортного средства имеет право обратиться в регистрационное подразделение с заявлением о прекращении государственного учета данного транспортного средства, представив документ, подтверждающий смену владельца транспортного средства. На основании представленного документа в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств вносятся сведения о смене владельца транспортного средства.
Согласно статье 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ документом, идентифицирующим транспортное средство, является, в том числе регистрационный документ. Регистрационным документом является свидетельство о регистрации транспортного средства.
Пунктом 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ должностное лицо регистрационного подразделения вправе потребовать от обратившегося в регистрационное подразделение лица для совершения регистрационных действий представления, в том числе, документов, идентифицирующих транспортное средство.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" приняты "Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пунктам 56, 57 Правил, прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем. Прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств" (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 17, 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.
Согласно пункту 21.1.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является прекращение государственного учета транспортного средства либо согласно пункту 21.2 Административного регламента отказ в проведении регистрационных действий.
В случае принятия решения об отказе в совершении регистрационного действия в заявлении указываются соответствующие основания отказа, предусмотренные пунктом 94 Административного регламента, которые удостоверяются печатью регистрационного подразделения и подписью сотрудника. Об отказе в совершении регистрационных действий владелец транспортного средства уведомляется в письменной форме в день обращения с указанием причин отказа. Время выполнения административной процедуры - до 10 минут (пункт 93 Административного регламента).
Пунктом 154 Административного регламента при обращении заявителя за государственной услугой в электронной форме с использованием Единого портала осуществляются административные процедуры (действия), предусмотренные подпунктами 61.1 (прием заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги), и 61.2 пункта 61 Административного регламента (проверка полноты и достоверности сведений, указанных в заявлении и прилагаемых документах).
Подача заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме с использованием Единого портала и прием такого заявления и иных документов, необходимых для предоставления государственной услуги, осуществляется с учетом следующих особенностей: формирование заявления о предоставлении государственной услуги в электронной форме осуществляется заявителем посредством заполнения реквизитов заявления на Едином портале; форматно-логическая проверка сформированного заявления о предоставлении государственной услуги осуществляется автоматически после заполнения заявителем каждого из полей электронной формы такого заявления. При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме заявления о предоставлении государственной услуги (пункт 155 Административного регламента).
Суд, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с точки зрения их относимости, допустимости, достаточности и взаимосвязи, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, Бояршинов Д.А. при заполнении формы заявления о прекращении регистрации транспортного средства допустил ошибку при заполнении 5 раздела заявления в части указания серии и номера регистрационного документа автомобиля (вместо правильного №), в связи с чем при обработке поданного заявления уполномоченному органу не представилось возможным идентифицировать транспортное средство, в отношении которого необходимо было произвести действия по снятию с регистрационного учета.
Суд относится критически к доводам истца об отсутствии сведений об отказе в удовлетворении его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку согласно представленной ГУ МВД России по <Адрес> информации, оснований не доверять которой не имеется, обращение Бояршинова Д.А. было рассмотрено, в автоматическом режиме был сформирован отказ в предоставлении услуги в электронном виде в связи с невозможностью обнаружения транспортного средства в информационно-справочных учетах Госавтоинспекции МВД РФ, предложено обратиться лично в подразделение Госавтоинспекции МВД РФ. Доказательств того, что указанный ответ Бояршиновым Д.А. не был получен, суду не представлено. Вместе с тем, как следует из материалов гражданского дела и фактических действий истца, Бояршинов Д.А. ДД.ММ.ГГГГ лично обращался в РЭО ГИБДД УМВД России по городу Перми с заявлением о снятии проданного автомобиля с регистрационного учета, следовательно, по состоянию на данную дату Бояршинов Д.А. не мог не знать о том, что услуга по снятию автомобиля с регистрационного учета ему не оказана. Кроме того, формальная подача заявления о снятии транспортного средства с регистрационного учета не исключает обязанности заявителя осуществлять контроль за ходом оказания услуги, при том, что подобного рода информация могла быть получена не только в Едином портале государственных и муниципальных услуг, но и при непосредственном обращении в органы Министерства внутренних дел России.
При данных обстоятельствах, учитывая, что на заявителе лежит обязанность предоставить корректные сведения, идентифицирующие транспортное средство, принимая во внимание, что обращение Бояршинова Д.А., поданное ДД.ММ.ГГГГ, Министерством внутренних дел России было рассмотрено в установленные законом сроки, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания действий должностных лиц Министерства внутренних дел России незаконными, а также о возложении на Министерство внутренних дел России обязанности осуществить регистрацию прекращения права собственности Бояршинова Д.А. на транспортное средство с ДД.ММ.ГГГГ.
Для возложения на Министерство внутренних дел России обязанности по выплате истцу компенсации морального вреда необходимо наличие полного состава гражданско-правового нарушения, а именно, наступление вреда, незаконность действий должностного лица, наличие причинно-следственной связи между противоправным поведением и наступлением вреда, вина причинителя вреда. Однако доказательств, подтверждающих причинение истцу нравственных или физических страданий нарушением его личных неимущественных прав действиями ответчика, которые являлись бы виновными и состояли в причинно-следственной связи с нравственными страданиями истца, в ходе рассмотрения дела не установлено.
В связи с тем, что судом установлено отсутствие состава гражданско-правового нарушения, предусмотренного статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований для возложения на Министерство внутренних дел России как на главного распорядителя денежных средств обязанности компенсировать Бояршинову Д.А. моральный вред судом не усматривается.
Оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес>, не усматривается, как заявленных к ненадлежащему ответчику.
Ввиду того, что суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Бояршиновым Д.А. требований, оснований для возмещения в порядке статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Бояршинов Д.А. к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес>, Министерству внутренних дел Российской Федерации о признании действий незаконными, возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов, отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд города Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись П.О. Делидова
Копия верна. Судья. П.О. Делидова
Мотивированное решение изготовлено 18.08.2022 года. Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-3064/2022 в Ленинском районном суде города Перми.