РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2024 года г. Богородицк Тульской области
Богородицкий межрайонный суд Тульской области в составе:
председательствующего Бандуриной О.А.,
при секретаре Освальд Е.А.,
с участием помощника Богородицкого межрайонного прокурора Ишкова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-729/2024 по исковому заявлению Богородицкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к проведению работ по оснащению жилого помещения прибором учета холодного водоснабжения,
у с т а н о в и л:
Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с иском к администрации МО Богородицкий район о понуждении к проведению работ по оснащению жилого помещения прибором учета холодного водоснабжения.
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проведения проверки исполнения требований законодательства Российской Федерации администрацией МО Богородицкий район прокуратурой установлено, что в собственности муниципального образования город Богородицк Богородицкого района находится жилое помещение - квартира, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенная по адресу: <адрес>.
На основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № в квартире по вышеуказанному адресу проживает Прощалыкин А.С..
Как показала проверка, до настоящего времени данное жилое помещение не оснащено прибором учета холодного водоснабжения.
Неисполнение администрацией муниципального образования Богородицкий район установленной законом обязанности по оснащению приборами учета используемой воды объекта муниципальной собственности и ввода установленных приборов учета в эксплуатацию является незаконным и нарушает интересы государства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в вышеуказанном жилом помещении.
По изложенным основаниям прокурор просит суд обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район в срок до 31.12.2025 установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в собственности муниципального образования город Богородицк Богородицкого района, прибор учета холодного водоснабжения, а также ввести его в эксплуатацию.
При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом были привлечены комитет имущественных и земельных отношений администрация МО Богородицкий район, МП «Водоканал» МО Богородицкий район.
В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Ишков С.А. заявленные прокурором требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО Богородицкий район по доверенности просил рассмотреть дело в его отсутствие и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Третье лицо Прощалыкин А.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом.
Представители третьих лиц комитета имущественных и земельных отношений администрации МО Богородицкий район, МП «Водоканал» МО Богородицкий район, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения, извещены надлежащим образом, возражений относительно удовлетворения заявленных требований не представили. Представитель третьего лица МП «Водоканал» МО Богородицкий район просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Руководствуясь ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
В силу статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК Р) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
На основании статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 11 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 8.2 части 1 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по утверждению и реализации муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования, организации и проведению иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 261-ФЗ под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности основывается, в том числе на принципе эффективного и рационального использования энергетических ресурсов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона № 261-ФЗ).
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности по учету используемых энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ).
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
На основании пункта 81 указанных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) Правил.
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Судом установлено, что жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находящаяся в собственности муниципального образования г. Богородицк Богородицкого района, которое на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено для проживания Прощалыкину А.С., не оснащено собственником прибором учета холодного водоснабжения.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из реестра муниципальной собственности, договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из домовой книги ООО «УК Богородицкого района», справками АО «ОЕИРЦ».
В соответствии с Уставом МО Богородицкий район к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе владение, пользование и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования (ст.8).
Администрация муниципального образования Богородицкий район в соответствии с Уставом муниципального образования Богородицкий район является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Богородицкий район и осуществляет свои полномочия в интересах жителей муниципального образования для решения вопросов местного самоуправления (п. 1.1 Положения об администрации МО Богородицкий район). Администрация управляет и распоряжается муниципальной собственностью.
Как показала проверка, до настоящего времени данное жилое помещение не оснащено прибором учета холодного водоснабжения, что свидетельствует о нарушении вышеуказанных требований закона органом местного самоуправления.
Неисполнение ответчиком установленной законом обязанности по оснащению приборами учета энергетических ресурсов объекта муниципальной собственности является незаконным и нарушает интересы государства в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также права граждан, проживающих в вышеуказанном жилом помещении.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений материального закона с целью устранения выявленных нарушений суд приходит к выводу о возложении на администрацию муниципального образования Богородицкий район обязанности установить в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, прибор учета холодного водоснабжения, а также ввести его в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, в случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым установить срок выполнения ответчиком действий, указанных в решении суда, в срок до 31.12.2025.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 206 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Богородицкого межрайонного прокурора к администрации муниципального образования Богородицкий район о понуждении к проведению работ по оснащению жилого помещения прибором учета холодного водоснабжения, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Богородицкий район провести работы по оснащению жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, прибором учета холодного водоснабжения, и ввести его в эксплуатацию, в срок до 31.12.2025.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления в Богородицкий межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 24 июля 2024 г.
Председательствующий