Судья Кирова Е.Н.
Дело № 72-269/2023
УИД 81RS0006-01-2023-00676-11
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 05 июня 2023 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу председателя административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края Пономарева Сергея Александровича на решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 03.05.2023 по делу по протесту Кудымкарского городского прокурора Гайфуллина Д.Т. на постановление административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.8.3 Закона Пермского края от 06.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении индивидуального предпринимателя Петрова Александра Алексеевича,
у с т а н о в и л а:
постановление административной комиссии административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края от 22.03.2023 индивидуальный предприниматель Петров А.А. (далее - ИП Петров А.А.) признан виновным в совершении административного правонарушения, статьей 6.8.3 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 03.05.2023, вынесенным по результатам рассмотрения протеста Кудымкарского городского прокурора Гайфуллина Д.Т., данное постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, председатель административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края Пономарев С.А. просит об отмене решения от 03.05.2023 и оставлении постановления от 22.03.2023 без изменения, указывая на отсутствие процессуальных нарушений при привлечении ИП Петрова А.А. к административной ответственности, ошибочные выводы судьи городского суда о необходимости применения в возникшим правоотношениям части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Основанием для привлечения ИП Петрова А.А. к административной ответственности послужила несвоевременная очистка крыши и козырька входной группы торгового объекта от скопления снега и снежно-ледовых образований, что является нарушением Правил благоустройства и содержания территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края, не относится к несоблюдению ИП Петровым А.А. обязательных требований, связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Нарушение выявлено в ходе мероприятий, не относящихся к контрольным мероприятиям, перечисленным в статье 56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ.
В судебном заседании заявитель жалобы Пономарев С.А., ИП Петров А.А., участие не принимали, извещены надлежащим образом. От председателя административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края Пономарева С.А. поступило заявление о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав прокурора Калдани Д.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дело по жалобе, прихожу к следующему.
Статья 6.8.3 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае» устанавливает административную ответственность за нарушение установленных органами местного самоуправления правил уборки кровли, крыш, входных групп здания, строения, сооружения, за исключением многоквартирного дома, от снега, наледи, сосулек.
Из материалов дела следует, что 14.03.2023 заместителем начальника отдела по общественной безопасности и муниципальному контролю администрации города Кудымкара в отношении ИП Петрова А.А. составлен протокол № 5 об административном правонарушении по статье 6.8.3 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае». Согласно протоколу 07.03.2023 в 15 часов 30 минут проведена проверка и зафиксирован факт того, что не очищены крыша и козырек входной группы торгового объекта – здания магазина «***», расположенного по адресу: ****, от снега и снежно-ледовых образований, что представляет опасность для жителей города. Правообладателем объекта является ИП Петров А.А., который нарушил требования абзаца «к» пункта 6.2 Правил благоустройства и содержания территории муниципального округа «Городской округ – город Кудымкар», утвержденных решением Кудымкарской городской Думы от 22.10.2021 №11.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения административной комиссией постановления о привлечении ИП Петрова А.А. к административной ответственности по статье 6.8.3 Закона Пермского края от 06.05.2015 №460-ПК.
Отменяя постановление и прекращая производство по делу, судья городского суда исходил из нарушения требований Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а также части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то, согласно данной норме дело об административном правонарушении, выражающемся в несоблюдении обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при наличии одного из предусмотренных пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи поводов к возбуждению дела может быть возбуждено только после проведения контрольного (надзорного) мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом, проверки, совершения контрольного (надзорного) действия в рамках постоянного государственного контроля (надзора), постоянного рейда и оформления их результатов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3.2 - 3.5 настоящей статьи и статьей 28.6 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 1-3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 настоящего Кодекса).
Указанные в частях 1 и 1.1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях (часть 2 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи.
Однако, положения части 3.1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действительно, автоматически не исключают возможность возбуждения дела об административном правонарушении, в том числе, за несоблюдение требований, содержащихся в Правилах благоустройства, а также учитывая отношения, которые регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ, и понятия обязательных требований, приведенного в части 1 статьи 1 Федерального закона от 31.07.2020 №247-ФЗ «Об обязательных требования в Российской Федерации», при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Вместе с тем, из настоящего дела нельзя сделать безусловный вывод о том, что такой повод имелся в настоящем случае.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Описанное в протоколе об административном правонарушении событие правонарушения также связывает выявление факта невыполнения ИП Петровым А.А. требований абзаца «к» пункта 6.2 Правил благоустройства и содержания территории муниципального округа «Городской округ – город Кудымкар» с проведением проверки. Акт проверки также указан в протоколе об административном правонарушении в качестве доказательства и имеется в материалах дела.
Проверка является одним из видов контрольных (надзорных) мероприятий, перечисленных в статье 56 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ. Следовательно, как правильно указано судьей городского суда, проведение данного мероприятия должно быть организовано с учетом требований названного Федерального закона.
Относительно, доводов о том, что в данном случае нарушение было выявлено в ходе мероприятий, не относящихся к вышеуказанным, проводимый осмотр территории не являлся проверкой деятельности ИП Петрова А.А., то согласно акту проверки заместителем начальника отдела по общественной безопасности и муниципальному контролю и главным специалистом отдела по общественной безопасности и муниципальному контролю проведена проверка соблюдения Правил благоустройства и содержания территории в муниципальном округе «Городской округ – город Кудымкар» по факту содержания зданий, строений, сооружений правообладателями объектов всех организационно-правовых форм собственности в порядке, установленном Правилами при том, что в силу пункта 24 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является именно соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа. Служебная записка от 13.02.2023 №25/1 о направлении информации для организации обследования содержания кровли зданий, строений, сооружений от снега и снежно-ледовых образований, которой заместителю начальника отдела по общественной безопасности и муниципальному контролю поручено организовать в период с 13.02.2023 по 15.03.2023 проведение ежегодных обходов территории Кудымкарского муниципального округа Пермского края по решению, принятому на аппаратном совещании от 13.02.2023, а также в целях проверки соблюдения Правил благоустройства и предупреждения схода снежно-ледовых образований с очевидностью о характере проведенного 07.03.2023 мероприятия не свидетельствует.
Кроме того, исходя из положений части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может. При этом вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи городского (районного) суда, которым отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности на время рассмотрения жалобы должностного лица на решение судьи городского (районного) суда, отменившего вынесенное им постановление, является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей городского (районного) суда.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ИП Петрова А.А. к административной ответственности по статье 6.8.3 Закона Пермского края от 16.04.2015 №460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», имели место 07.03.2023.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный для данной категории дел, по настоящему делу в настоящее время истек, постановление о привлечении ИП Петрова А.А. к административной ответственности отменено, производство по делу прекращено.
Таким образом, возможность правовой оценки действий ИП Петрова А.А. на предмет наличия состава административного правонарушения в настоящее время утрачена.
При таком положении и с учетом невозможности в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ухудшения правового режима лица, в отношении которого производство по делу было прекращено, при отсутствии процессуальных нарушений, которые бы не позволили судье рассмотреть дело по жалобе всесторонне и объективно, основания для отмены решения судьи городского суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 03.05.2023 оставить без изменения, жалобу председателя административной комиссии Кудымкарского муниципального округа Пермского края Пономарева Сергея Александровича – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись