Дело № 5-6/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
пос. Комсомольский 04 февраля 2020 года
Судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия Манжеев Б.В.,рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО2, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО2 совершила административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия совместно с должностным лицом отдела Нижне-Волжского ФИО1 Ростехнадзора проверки обязательных требований законодательства в области промышленной безопасности установлено, что основным видом деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2 является розничная торговля моторным топливом в специализированных магазинах. В целях осуществления своей деятельности предприниматель ФИО2 арендует многотопливную АЗС «<данные изъяты>», в том числе автогазозаправочную станцию (далее – АГЗС), по адресу: <адрес> Е. На момент проверки осуществляется эксплуатация АГЗС, установлен факт наличия сжиженных углеводородных газов в технологической системе по показаниям манометров установленных на резервуаре (Р-0,6 Мпа), используемого в качестве автомобильного топлива. При этом имеются признаки опасности опасного производственного объекта – АГЗС: получение, использование, переработка, образование, хранение, транспортирование, уничтожение опасных веществ, указанных в приложении I к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; использование оборудования, работающего под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115°С. Проверкой установлено отсутствие лицензии по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в нарушение требований Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Опасный производственный объект АГЗС не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов. Кроме того, не представлена информация о наличии документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах; не представлены паспорта и руководства по эксплуатации организаций – изготовителей на оборудование, применяемое на АГЗС; отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; отсутствуют медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний работников к указанной работе; отсутствует договор со специализированной организацией на проведение аварийно-спасательных работ на опасном производственном объекте. Допущенные к эксплуатации на опасном производственном объекте лица, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям. Кроме того, ФИО2 не пройдена аттестация в области промышленной безопасности, не определен резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, не проводятся учебно-тренировочные мероприятия с обслуживающим персоналом опасного производственного объекта по плану локализации аварийных ситуаций, не согласовано положение проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, не ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте. Сосуд надземного исполнения, как оборудование, работающее под избыточным давлением, не состоит на учете в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации. Отсутствует перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности. Не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Указанное свидетельствует о нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, затрагивает, в том числе, вопросы защиты прав граждан, создает угрозу их жизни и здоровью, общественной и экологической безопасности, защиты окружающей среды, касается вопросов предупреждения и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
ФИО1 Нижне-Волжского ФИО1 Ростехнадзора в судебное заседание, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился. ФИО1 М.П. представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в отсутствие ФИО1.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, индивидуальный предприниматель ФИО2, ее ФИО1 ФИО4, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Данные обстоятельства позволяют рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Частью 1 ст.9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 3 примечания к ст. 9.1 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
В силу ч. 2 ст. 2, ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федерального закона) опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности; подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях. Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
Согласно ст. 9 Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Работники опасного производственного объекта обязаны: соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности; незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте; в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
ФИО2 со ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ. Основным видом деятельности является торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой <адрес> Республики Калмыкия совместно с Нижне-Волжским ФИО1 Ростехнадзора ДД.ММ.ГГГГ проведена в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 проверка на предмет соблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности при эксплуатации АГЗС.
В ходе проверки установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 осуществляется эксплуатация опасного производственного объекта «Станция газозаправочная (автомобильная)», относящегося к I, II, III классу опасности, расположенного по адресу: <адрес>«е», в процессе чего происходят непосредственная транспортировка, хранение и реализация сжиженного углеводородного газа.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом отдела Нижнее-Волжского ФИО1 Ростехнадзора на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ прокуратуры <адрес> Республики Калмыкия в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по месту фактического осуществления деятельности на АГЗС «<данные изъяты>», расположенной <адрес>.
По результатам проверки, содержащимся в соответствующей справке, выявлены нарушения требований Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года и Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года, а именно: опасный производственный объект АГЗС не зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов; отсутствует лицензия по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности; не представлена проектная документация АГЗС; не представлены паспорта и руководства по эксплуатации организаций-изготовителей на оборудование, применяемое на АГЗС; допущенные к эксплуатации на ОПО лица, не удовлетворяют соответствующим квалификационным требованиям; индивидуальный предприниматель ФИО2 не прошла аттестацию в области промышленной безопасности; не представлен перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности; не представлено положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте; не представлен план мероприятий по локализации и ликвидации аварий на опасном производственном объекте; не представлено положение о порядке проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору; не заключен договор с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями; не проводятся учебно-тренировочные мероприятия с обслуживающим персоналом автозаправочной станции по локализации и ликвидации аварий на опасных производственных объектах; не представлены медицинские заключения об отсутствии медицинских противопоказаний работников к указанной работе; не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте – опасный производственный объект; отсутствует и не определен резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий; не ведется учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; сосуд надземного исполнения, как оборудование, работающее под избыточным давлением, не состоит на учете в органах Ростехнадзора по месту их эксплуатации; не представлена экспертиза проектной документации АГЗС; не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию; не представлено разрешение на строительство АГЗС.
Согласно письменным объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 по доверенности индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО4 на праве аренды у ФИО2 находятся АЗС «<данные изъяты>», расположенные по адресам: <адрес>, и АЗС в <адрес>. На территориях АЗС расположены стационарные автогазозаправочные станции. Документы на получение лицензии на вид деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности» находятся в работе, в связи с финансовыми затруднениями своевременно подготовить указанные документы не получилось. На территории каждой АЗС находится следующее оборудование: 2 топливно-раздаточные колонки; 1 газовая колонка, 1 сосуд для хранения сжиженных углеводородных газов. На АЗС постоянно находятся 3 работника - операторы АЗС, которые оформлены по трудовому договору. АГЗС начала функционировать с августа 2017 года.
Приведенные обстоятельства в своей совокупности прямо свидетельствуют о наличии в действиях индивидуального предпринимателя ФИО2 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
При назначении административного наказания индивидуальному предпринимателю ФИО2 в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, имущественное и финансовое состояние, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность – признание вины, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии с ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом объема и характера допущенных нарушений, создающих реальную угрозу жизни и здоровью сотрудников опасного производственного объекта, населения и угрозу окружающей среде, суд считает необходимым назначить индивидуальному предпринимателю ФИО2 наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 80 суток.
По мнению суда, назначение менее строгого вида административного наказания не обеспечит достижение предусмотренных ч.1 ст.3.1 КоАП РФ целей административного наказания, связанных с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ при назначении наказания не имеется.
Обстоятельств, объективно препятствовавших соблюдению действующего законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать индивидуального предпринимателя ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административногоприостановления деятельности по эксплуатации газозаправочной (автомобильной) станции, расположенной по адресу: <адрес>«е», многотопливная АЗС «<данные изъяты>», на срок 80 (восемьдесят)суток.
В силу ч.1 ст.32.12 КоАП РФ постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Разъяснить индивидуальному предпринимателю ФИО2, что в соответствии с ч.3 ст.32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, назначившим административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья ( подпись )Б.В. Манжеев
«Копия верна»: Судья Б.В. Манжеев