Производство № 12-991/2022
УИД 28RS0004-01-2022-006617-93
РЕШЕНИЕ
по жалобе на определение, постановление по делу об административном правонарушении
18 августа 2022 г. г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Мухин Е.О.
(675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Краснофлотская, д. 137, каб. 410),
при секретаре судебного заседания Грязновой А.Е.,
с участием генерального директора ООО «Монолит Геология» Фомина М.В., представителя Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Яроцкого А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Монолит Геология» Фомина М.В. на постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. № 221 от 07 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении ООО «Монолит Геология»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. № 221 от 07 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Монолит Геология» Фомин М.В. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой постановление по делу об административном правонарушении отменить. В обоснование жалобы указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что принадлежащие Обществу ТМЦ являются отходами производства.
Срок на обжалование решения не пропущен.
В судебном заседании генеральный директор ООО «Монолит Геология» Фомин М.В. поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Яроцкий А.В. не согласился с доводами жалобы, указал, что Общество правомерно было привлечено к административной ответственности.
Выслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. По делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, между министерством лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области и ООО «Монолит Геология» заключен договор аренды лесного участка для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых от 04.03.2021 г. № 44.
В соответствии с договором лесной участок, предоставленный по названному договору, имеет следующие характеристики: площадь 2,0 га, местоположение: Амурская область, Зейский район, Зейское лесничество, в квартале 326 (части выделов 7, 29) Овсянковского участкового лесничества. Кадастровый номер лесного участка *** (учетный номер части 202).
Согласно п. 19 Правил использования лесов для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых и Перечня случаев использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута", утвержденного приказом Минприроды России от 07.07.2020 N 417, Лица, осуществляющие использование лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, обеспечивают:
а) регулярное проведение очистки используемых лесов и примыкающих опушек леса, искусственных и естественных водотоков от захламления отходами производства и потребления;
б) восстановление нарушенных производственной деятельностью лесных дорог, осушительных канав, дренажных систем, мостов, других гидромелиоративных сооружений, квартальных столбов, квартальных просек, аншлагов, элементов благоустройства территории лесов;
в) консервацию или ликвидацию объектов, связанных с осуществлением геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, по истечении сроков выполнения соответствующих работ и рекультивацию земель, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации указанных объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) принятие необходимых мер по устранению аварийных ситуаций, а также ликвидации их последствий, возникших по вине указанных лиц;
д) активное использование земель, занятых квартальными просеками, лесными дорогами, и других, не покрытых лесом земель в целях планирования и проведения сейсморазведочных работ, в том числе перебазировки подвижного состава и грузов.
В соответствии с п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 в лесах не допускается:
а) загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды;
б) ухудшение санитарного и лесопатологического состояния лесных насаждений;
в) невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации;
г) уничтожение либо повреждение мелиоративных систем и дорог, расположенных в лесах;
д) уничтожение либо повреждение лесохозяйственных знаков, феромонных ловушек и иных средств защиты леса.
В постановлении должностным лицом, указано, что в нарушении указанных положений закона ООО «Монолит Геология» захламило отходами производства (покрышками, отработанной тарой из под ГСМ, металлоломом и иными отходами производства) переданный по договору аренды № 44 от 04.03.2021 г. лесной участок местоположение: Амурская область, Зейский район, Зейское лесничество, в квартале 326 (части выделов 7, 29) Овсянковского участкового лесничества, кадастровый номер лесного участка *** (учетный номер части 202).
Кроме того, по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении должностным лицом начальником отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области 07.04.2022 г. вынесено представление № 41 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения: устранить причины и условия, способствовавшие совершению правонарушению.
Согласно положениям ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (действие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
В пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого постановления должностным лицом установлено событие административного правонарушения, выразившееся в том, что юридическое лицо ООО «Монолит Геология» захламило отходами производства (покрышками, отработанной тарой из под ГСМ, металлоломом и иными отходами производства) переданный по договору аренды № 44 от 04.03.2021 г. лесной участок местоположение: Амурская область, Зейский район, Зейское лесничество, в квартале 326 (части выделов 7, 29) Овсянковского участкового лесничества, кадастровый номер лесного участка *** (учетный номер части 202), в связи с чем, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, влечет наложение административного наказания.
Объектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих правила санитарной безопасности в лесах, и не связана с наступлением какого-либо реального материального ущерба.
Вместе с тем, признавая юридическое лицо ООО «Монолит Геология» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, должностным лицом фактически сделан вывод о том, что ООО «Монолит Геология» допустило загрязнение леса отходами производства и потребления лесного участка местоположение: Амурская область, Зейский район, Зейское лесничество, в квартале 326 (части выделов 7, 29) Овсянковского участкового лесничества, кадастровый номер лесного участка *** (учетный номер части 202).
Вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, и виновности ООО «Монолит Геология» в его совершении сделан должностным лицом на основании постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, приложенной к ней фототаблицы, договора аренды земельного участка, выписки об объекте недвижимости.
Вместе с тем, допустимость и достаточность для установления вины ООО «Монолит Геология» иных доказательств, помимо вышеназванных, не может быть проверена судьей по причине того, что такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
На основании ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Согласно ст. 27.1 КоАП РФ, в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, в том числе осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий.
Проведение осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий регламентировано статьей 27.8 КоАП РФ, согласно которой такой осмотр производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ и проводится в присутствии представителя юридического лица, а также в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств. Об осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об осмотренных территориях и помещениях.
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол об осмотре подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, а также понятыми в случае их участия. Копия протокола об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов вручается законному представителю юридического лица или иному его представителю.
По смыслу вышеуказанных норм установленный процессуальный порядок осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, их процессуальное оформление подлежат соблюдению при осуществлении возбужденного производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, документов, подтверждающих проведения такого осмотра (акт осмотра, протокол осмотра), с учетом требований ст. 27.8 КоАП РФ, в материалах дела не имеется.
Фотографические изображения сами по себе не могут выступать в качестве доказательств по делу. Фотографии приобретают статус доказательств, в случае их получения в процессе осуществления должностным лицом административного органа осмотра помещений, территорий и находящихся там вещей и документов. Фототаблица не отражает место, которое примыкает к лесному участку ООО «Монолит Геология».
В представленной фототаблице отсутствует дата ее составления, невозможно установить, около какого земельного участка выявлен факт загрязнения леса. В нем не отражены факты загрязнения лесов отходами производства и потребления ООО «Монолит Геология». Не зафиксирован факт расположения отходов потребления на полосе лесного фонда.
Данные обстоятельства не были учтены ни при составлении протокола, ни при его рассмотрении.
Вышеназванные нарушения процессуальных требований КоАП РФ носят существенный характер, поскольку не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и на их основании невозможно сделать безусловный вывод о доказанности виновности юридического лица в совершении административного правонарушения. Указанные обстоятельства не позволяют суду проверить на основании имеющихся доказательств законность и обоснованность вынесенного постановления. Не могут быть устранены данные нарушения и в судебном заседании.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом изложенного, постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. № 221 от 07 апреля 2022 года не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области Сучкова А.Г. № 221 от 07 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, в отношении ООО «Монолит Геология» отменить, производство по делу прекратить по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ: в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд Амурской области в течении 10 дней с момента вручения (получения) копии решения.
Вступившее в законную силу решение судьи может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, д. 54) в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Благовещенского
городского суда Е.О. Мухин