Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-514/2024 ~ М-281/2024 от 01.04.2024

№ 59RS0017-01-2024-000825-32

Дело № 2-514/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2024 года                             г. Губаха

Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Баскаль В.С. при секретаре Мельниковой М.Б.,

с участием истца Вахрушевой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вахрушевой О.Ю. к акционерному обществу «Пермский региональный оператор ТКО», третье лицо - Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края, о возложении обязанности произвести списание задолженности за услугу по обращению с ТКО и прекращении начисления,

заслушав истца, изучив материалы дела,

установил:

Вахрушева О.Ю. (далее - истец) обратилась в суд с иском к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в Пермском крае АО «ПРО ТКО» (далее – ответчик) о списании задолженности по оплате за услугу по обращению с ТКО и прекращении начислений. Требования мотивированы тем, что истец является собственником <адрес> в п.Углеуральский г.Губахи. Ежемесячно ответчик производит ей начисление платы за услугу «обращение с ТКО», между тем истец не имеет возможности пользоваться указанной услугой в соответствии с законом, так как отсутствуют контейнеры под мусор. Оплату истец не осуществляла, вследствие чего образовалась задолженность в размере 8790,82 руб. по состоянию 18.03.2024 г. В указанном доме истец постоянно не проживает, использует как дачу в летний период в выходные дни. Дом оборудован печкой, поэтому отходы частично сжигаются в печи, частично используются в огороде. Контейнеров для сбора мусора рядом с домом нет и никогда не было, крупный мусор истец вывозит на ул. 2-я Коммунистическая в мусорный контейнер, поскольку там имеется в собственности квартира, которая осталась по наследству от мамы, за услуги обращения с ТКО по данному адресу оплачивает ежемесячно, хотя там и не проживает. Таким образом, ближайшее место сбора ТКО к дому расположено по адресу: ул.2-я Коммунистическая примерно в 4-5 км. Поскольку услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами по спорному адресу не оказывается, предъявление платы ответчиком за указанную услугу не обоснована и не правомерна, с учетом чего истец просила возложить на ответчика обязанность произвести списание задолженности, предъявленной истцу за услугу по обращению с ТКО по адресу: <адрес> в п.Углеуральский г.Губахи, за период с 01.01.2019 г. по настоящее время, прекратить начисление указанной платы с 01.01.2024 г. до момента организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в районе жилого дома в соответствии с установленными требованиями.

От ответчика АО «Пермский региональный оператор ТКО» поступили возражения на исковое заявление, в которых указано, что АО «ПРО ТКО» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пермского края с 01.01.2019 г. В силу требований Закона №89-ФЗ все собственники ТКО обязаны заключить договор с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются отходы и находятся места их накопления. Нормами действующего законодательства предусмотрен порядок заключения договора в отсутствие заявки потребителя, согласно которому, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет». Договор с истцом считается заключенным вне зависимости от наличия единого подписанного сторонами документа. Собственники ТКО лишены возможности распоряжаться отходами по своему усмотрению (сжигать, закапывать), последние в силу общего правила должны их утилизировать не иначе как посредством услуг, оказываемых региональным оператором. Само по себе невыполнение потребителем обязанности по складированию ТКО в местах их накопления не является основанием для уменьшения размера платы за услугу по обращению с отходами либо освобождения потребителя от внесения такой платы региональному оператору. Создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, в том числе путем включения в схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО, относится к компетенции Администрации Губахинского городского округа. Услуги по транспортированию ТКО на территории г.Губахи оказываются с 01.01.2019 г. Ближайшие контейнерные площадки к адресу заявителя находятся по адресам: с января 2019 г. по настоящее время ул.Белинского,52 (1590 м.); с октября 2023 г. по январь 2024 г. на ул.Ленина, 91 (340 м.), откуда вывоз отходов осуществляется своевременно. То есть истец имеет фактическую возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО. Иных ближайших к дому истца мест накопления ТКО, соответствующих требованиям действующего законодательства, органами местного самоуправления не определено. От регионального оператора не зависит исполнение лицами, отвечающими за создание мест (площадок) накопления ТКО, возложенных на них обязанностей. Региональный оператор оказывает услугу по обращению с ТКО на всей территории Пермского края. Использование организованных на территории пгт Углеуральский мест (накопления) ТКО всеми жителями поселка без привязки к какому-либо конкретному месту накопления ТКО презюмируется, поскольку жители не имеют права самостоятельно обеспечивать транспортирование, утилизацию и размещение ТКО. Нормы СанПиН 2.1.3684-21 устанавливают условия, которые необходимы для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и безопасных условий проживания, а не критерии оказания услуги по обращению с ТКО региональным оператором в зависимости от наличия или отсутствия в пешей доступности места (площадки) накопления ТКО. Региональный оператор при фактическом оказании услуги в соответствующем населенном пункте (если там есть любое место накопления ТКО, с которого региональный оператор вывозит ТКО) вправе начислять плату за вывоз ТКО всем жителям домов данного поселения. Доказательств того, что истец не использует контейнерные площадки, которые установлены вблизи его жилого дома, не представлено. Также не представлено доказательств самостоятельного вывоза и утилизации отходов способами, не нарушающими санитарное законодательство. Потребителю предоставлена возможность пользоваться услугой, складировав ТКО на любую контейнерную площадку, даже если она находится на удалении свыше 100 м. от жилого помещения. С учетом указанного просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

От третьего лица Администрации Губахинского муниципального округа Пермского края поступили возражения по исковому заявлению, в которых указано, что удаленность от <адрес> до ближайшего места сбора ТКО составляет 550 м. Данное место сбора ТКО расположено у дома № 91 по ул.Ленина рп Углеуральский. Потребители обязаны в силу закона оплачивать услуги по обращению с ТКО. Перерасчет платы за оказанную услугу по обращению с ТКО производится в случае нарушения периодичности вывоза ТКО и за период временного отсутствия потребителя. Сторонам необходимо предоставить доказательства в подтверждение своих требований и возражений.

Истец Вахрушева О.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснив, что до того, как принесли квитанции на услугу по обращению с ТКО, даже не предполагала, что данная услуга по адресу <адрес> ей оказывается. О том, что есть контейнер на Белинского,52, не знала, да и не могла знать, поскольку он находится на расстоянии более 2 км. от дома. Мусор, который скапливался по <адрес>, она либо сжигала в печи, либо вывозила по адресу <адрес>, где у нее в собственности имеется дом. По тому адресу ей выставлялись квитанции по услуге обращения с ТКО, услуги оплачивались в полном размере, задолженности нет. в настоящее время дом по <адрес> находится в аварийном состоянии, она там не проживает, дороги к дому не чистятся. В настоящее время контейнер по ул.Ленина,91 имеется, но он постоянно переполнен, до него нужно идти 690 м.

Представитель ответчика АО «ПРО ТКО» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.

Третье лицо Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия их представителя.

Заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводам, что исковые требования подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно положениям статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 148 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 148 (2) Правил).

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (пункт 148 (22) Правил).

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону Вахрушева О.Ю. с 17.06.2022 г. по настоящее время является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2022 (л.д. 7-11).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 17.06.2022 Вахрушевой О.Ю. с 17.06.2022 г. по настоящее время принадлежит жилое помещение (квартира), расположенное по адресу: <адрес> пгт Углеуральский г.Губахи.

Вахрушевой О.Ю. выставлена квитанция № 12515709897 по счету 206394809-70 от 16.03.2024 АО «ПРО ТКО» за март 2024 г. за услугу «Обращение с ТКО» на общую сумму 8790,82 руб., в том числе пени 1956,36 руб. (л.д. 6).

Буториной В.И. выставлена квитанция № 12516198849 по счету 206226584-47 от 19.03.2024 АО «ПРО ТКО» за март 2024 г. за услугу «Обращение с ТКО» на сумму 108,30 руб., задолженности не имеется.

Вахрушеву О.Л. выставлена квитанция № 12518353406 по счету 206619355-64 от 19.04.2024 АО «ПРО ТКО» за апрель 2024 г. за услугу «Обращение с ТКО» на сумму 216,60 руб., задолженности не имеется.

Постановлением Администрации Губахинского городского округа Пермского края от 31.01.2024 № 142 утвержден Реестр размещения мест (площадок) временного складирования твердых коммунальных отходов на территории Губахинского муниципального округа Пермского края (л.д. 87-88). Согласно данному Реестру (л.д. 94-112) установлены места накопления ТКО для жителей дома по <адрес> по адресу: ул.Ленина, 91, рп Углеуральский.

В материалы дела ответчиком представлены маршрутные журналы за 2019 г., 2020 г., январь 2021 г., а также сведения из АСУ управления отходами с января 2021 г. по март 2024 г. (л.д. 55-71), с октября 2023 г. по январь 2024 г. (л.д. 73-74), подтверждающие вывоз твердых коммунальных отходов с ближайших к адресу <адрес> контейнерных площадок, расположенных по ул.Белинского,52 (л.д. 39-44, 46-51, 53), по ул.Ленина, 91 (с октября 2023 г.).

Согласно общедоступным сведениям сервиса «Яндекс Карты» из сети Интернет контейнерная площадка по ул.Ленина, 91 в п.Углеуральский находится в 690 м. пешего маршрута от <адрес> в п.Углеуральский (л.д. 165), контейнерная площадка по ул.Белинского, 52 в п.Углеуральский находится в 2,21 км пешего маршрута от <адрес> в <адрес>.

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает исковые требования Вахрушевой О.Ю. обоснованными и правомерными.

Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9).

Региональный оператор ежегодно, не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039 "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра" (пункт 13(1)).

В силу требований пункта 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

Пунктом 148 (26) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества (пункт 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов).

Как следует из информации, представленной Администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края, ближайшая к дому истца контейнерная площадка находится в 550 м. по адресу: рп. Углеуральский, ул.Ленина, 91. Согласно сведениям сервиса «Яндекс Карты» контейнерная площадка по ул.Ленина, 91 в п.Углеуральский находится в 690 м. пешего маршрута от <адрес>.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что ближайший мусоросборник в нарушение требований 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда находится в значительной отдаленности от места жительства истца Вахрушевой О.Ю. (более 600 м., а до октября 2023 г. – более 2 км.). Каких-либо уважительных причин, по которым региональным оператором АО «ПРО ТКО» и органом местного самоуправления Администрацией Губахинского муниципального округа Пермского края с 2019 г. по октябрь 2023 г. не были согласованы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для жителей домов, расположенных по <адрес>, в материалы дела не представлено. Сведений о том, что региональный оператор АО «ПРО ТКО» принимал меры по организации вывоза твердых коммунальных отходов для жителей домов, расположенных по <адрес>, ответчиком в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также не представлено.

Между тем, как пояснил истец в судебном заседании и подтверждается представленными ею документами, вывоз мусора ею осуществляется самостоятельно на контейнерную площадку по месту нахождения принадлежащего ей жилого помещения по адресу: <адрес>, по указанному адресу оплата услуги по обращению с ТКО производится ею в полном объеме.

Таким образом, истец пользуется услугой, оказываемой региональным оператором АО «ПРО ТКО», по адресу: <адрес>, в том числе в связи с отдаленностью контейнерной площадки от <адрес>, самостоятельно и за свой счет осуществляет вывоз на другую контейнерную площадку по месту нахождения принадлежащей ей квартиры, не допуская нарушений санитарного законодательства по утилизации отходов, оплату услуги производит надлежащим образом и в полном объеме. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для возложения на истца обязанности по существу двойной оплаты за услугу по обращению с ТКО, поскольку фактически данная услуга по адресу <адрес> АО «ПРО ТКО» истцу как потребителю в соответствии с установленными требованиями закона не оказывается.

Согласно позиции, изложенной в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14.11.2022 № 304-ЭС22-12944 по делу № А75-7519/2021, услуга по обращению с ТКО не может считаться оказанной только ввиду образования таких отходов как неизменного фактора, сопутствующего жизнедеятельности человека, если при этом не соблюдаются требования к организации исполнения данной услуги, предусмотренные действующим законодательством.

Место накопления, из которого региональным оператором осуществляется вывоз ТКО, является существенным условием договора об оказании услуг в сфере обращения с ТКО. При названных обстоятельствах, когда источник образования отходов и соответствующее место накопления ТКО территориальной схемой не определено, и между региональным оператором и потребителем в порядке, предусмотренном пунктами 8(11) - 8(14) Постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156, не урегулировано условие об ином способе складирования отходов, договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться заключенным.

Таким образом, на основании приведенных положений норм закона и правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации суд приходит к выводам, что с 01.01.2019 г. и по настоящее время истцу Вахрушевой О.Ю. фактически коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями действующего законодательства по адресу: <адрес> г Губахи не оказывалась. При таких обстоятельствах являются неправомерными требования АО «ПРО ТКО» о внесении оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.01.2019 г., в связи с чем исковые требования Вахрушевой О.Ю. о списании задолженности по оплате за услугу вывоза мусора с 01.01.2019 г. по настоящее время и освобождении от начислений по оплате данной услуги до момента оборудования площадок для ТКО по указанному адресу в соответствии с требованиями норм действующего законодательства подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2019 ░. ░░ 30.04.2024 ░., ░ 01.05.2024 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ <░░░░░> ░.░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░ 2024 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-514/2024 ~ М-281/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вахрушева Ольга Юрьевна
Ответчики
Акционерное общество "Пермский региональный оператор ТКО"
Другие
Администрация Губахинского муниципального округа Пермского края
Суд
Губахинский городской суд Пермского края
Судья
Баскаль В.С.
Дело на сайте суда
gubacha--perm.sudrf.ru
01.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.04.2024Передача материалов судье
02.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
24.07.2024Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее