Дело № 2-961/2022
УИД: 26RS0012-01-2022-002049-37
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2022 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Жуковой В.В. с участием:
старшего помощника прокурора г. Ессентуки Дмитриевой О.В.,
представителя ответчика ООО «Агрохимуниверсал» по доверенности Ковалевой К.А.,
при секретаре судебного заседания Федотовой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Агрохимуниверсал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «Агрохимуниверсал» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных исковых требований прокурор указал следующее.
Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки соблюдения требований Федерального закона от <дата> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в деятельности ООО «Агрохимуниверсал» выявлен факт неисполнения законодательства об охране атмосферного воздуха. Федеральным законом от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ***** (далее - Критерии).
Установлено, что ООО «Агрохимуниверсал» эксплуатирует объект II категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - Объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящий на учете за *****-П, т.е. объект, оказывающий умеренное негативное воздействие на окружающую среду.
Федеральным законом от <дата> № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха и направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ установлено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (далее - НМУ) юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).
Приказом Минприроды России от <дата> *****, вступившим в силу <дата>, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования), в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.
Постановлением Правительства Ставропольского края от <дата> *****-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Ставропольского края, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).
Вместе с тем, проверкой установлено, что ООО «Агрохимуниверсал», имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объект II категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящий на учете за *****-П, в период с <дата>, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от <дата> *****, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от <дата> ***** ООО «Агрохимуниверсал» с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
Обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, предотвращением негативного воздействия вод, что согласно пунктом 1 части 1 статьи. 22 ГПК РФ подведомственно суду общей юрисдикции.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от <дата> ***** «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, круг которых не может быть определен, а также Российской Федерации в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.
При невыполнении обязанностей юридическим лицом требований природоохранного законодательства понуждение к их исполнению возможно путем привлечения к гражданско-правовой ответственности в виде возложения на них исполнения этих обязанностей в силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ суд может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено руководителем учреждения.
Просит суд:
Признать незаконным бездействие ООО «Агрохимуниверсал», выразившиеся в непринятии в период с <дата>, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от <дата> ***** «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», до настоящего времени мер по разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и его согласования с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
Возложить на ООО «Агрохимуниверсал» обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в порядке, установленном приказом Минприроды России от <дата> ***** «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий», разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящего на учете за *****-П.
Возложить на ООО «Агрохимуниверсал» обязанность в срок не позднее одного месяца после вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктами 8.1, 8.2 и 8.3 Порядка проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от <дата> *****-п, подать в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края заявление для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий для объекта II категории, сказывающего негативное воздействие на окружающую среду - Объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящего на учете за *****-П.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г. Ессентуки Дмитриева О.В. доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Агрохимуниверсал» - Ковалева К.А., выступающая на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражала относительно удовлетворения заявленных требований в части установления срока исполнения решения суда по основаниям, изложенным ею в письменном отзыве, согласно которому просит увеличить срок для разработки и предоставления плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта II категории, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, до <дата>, по следующим основаниям.
ООО «Агрохимуниверсал» факт несвоевременной подготовки и подачи документов не отрицает, однако, просит увеличить сроки устранения допущенных нарушений по следующим основаниям:
План мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НПУ) разрабатывается в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от <дата> п 811 "Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий" (далее - Приказ).
В соответствии с п. 6 Приказа разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России <дата> N 273; сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга; сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
Таким образом, мероприятия при НПУ являются сложным техническим процессом, который требует детального исследования всех факторов риска и разработки оптимальных мероприятий по их снижению.
При разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НПУ экспертные организации должны учитывать характер деятельности, осуществляемой юридическим лицом, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а также местоположение, что в свою очередь влияет на сроки изготовления вышеуказанного плана.
ООО «Агрохимуниверсал» является объектом II категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, что также влияет на сроки составления и содержание программы мероприятий.
ООО «Агрохимуниверсал» еще до направления искового заявления обратилось в Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Центр Лабораторного Анализа и Технических Измерений по Южному Федеральному Округу” для разработки плана мероприятий снижения выбросов при НПУ.
Согласно заключенному договору ***** брп-22/НПУ от <дата> между ООО «Агрохимуниверсал» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», исполнитель обязуется оказать услуги в срок до <дата>.
На сегодняшний день ООО «Агрохимуниверсал» передало всю необходимую документацию для исполнения договора, что свидетельствует о том, что общество предприняло все необходимые действия для выполнения требований.
Согласно п. 19 Приказа Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
Стоит отметить, что даже органам контроля необходим двухмесячный срок для изучения представленной информации по мерам снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НПУ, что еще раз подтверждает сложность данного процесса.
Таким образом, ООО «Агрохимуниверсал» уже добровольно предприняло все необходимые меры для выполнения требований Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ (ред. от <дата>) "Об охране атмосферного воздуха", однако уложиться в месячный срок не представляется возможным из-за заявленных сроков со стороны третьего лица, которое выполняет разработку плана мероприятий снижения выбросов при НПУ.
Заслушав старшего помощника прокурора, представителя ответчика ООО «Агрохимуниверсал» Ковалеву К.А., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на благоприятную окружающую среду.
Федеральным законом от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, который также регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ одним из принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
Согласно статье 1 Закона № 7-ФЗ объектом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, является объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией на основании соответствующей заявки, которая подается юридическими лицами не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов п.п. 1 и 2 ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ).
В силу статьи 4.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на 4 категории, критерии отнесения которых, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> ***** (далее - Критерии).
Федеральным законом от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлены правовые основы охраны атмосферного воздуха, направленные на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Статьей 3 Закона № 96-ФЗ определены основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха, такие как: приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; обязательность государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства.
Частью 3 статьи 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического контроля (надзора).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (абзац 2 части 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ).
Приказом Минприроды России от <дата> *****, вступившим в силу <дата>, утверждены Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее - Требования), в силу пункта 5 которого разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на объектах негативного воздействия I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 19 Требований мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ.
Постановлением Правительства Ставропольского края от <дата> *****-п утвержден Порядок проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории муниципальных образований Ставропольского края, в том числе подготовки и передачи соответствующих прогнозов (далее - Порядок), согласно пункту 3 которого Порядок является обязательным для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, индивидуальных предпринимателей, использующих объекты выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Ставропольского края, за исключением объектов IV категории, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
При получении информации о неблагоприятных метеорологических условиях субъекты хозяйственной деятельности обязаны незамедлительно проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ в зависимости от степени опасности ожидаемых НМУ, в соответствии с согласованным министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края планом мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, о согласовании которого, либо отказе в согласовании Министерство уведомляет их в письменном порядке (пункты 7 и 11 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО "Агрохимуниверсал" эксплуатирует объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящий на учете в Северо-Кавказском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с присвоением объекту II категории.
Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности ООО "Агрохимуниверсал", по результатам которой установлено, ООО «Агрохимуниверсал», имеющее источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и эксплуатирующее объект II категории, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду - объект оптовой торговли удобрениями и агрохимическими продуктами, состоящий на учете за *****-П, в период с <дата>, т.е. даты вступления в силу приказа Минприроды России от <дата> *****, по настоящее время, в нарушение требований статьи 3 и пункта 3 статьи 19 Закона № 96-ФЗ, пункта 5 Требований и пунктов 7 и 11 Порядка, согласованного с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не имеет, соответственно, мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не проводит.
Согласно информации министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от <дата> ***** ООО «Агрохимуниверсал» с заявлением в названное министерство для согласования мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий не обращалось, такие мероприятия министерством не согласовывались.
Учитывая вышеприведенные нормы действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд соглашается с доводами прокурора, изложенными в иске, что допущенные ответчиком нарушения нарушают права граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в деятельности ООО "Агрохимуниверсал" имеется незаконное бездействие по неисполнению требований действующего законодательства, выражающееся в непринятии мер по разработке и согласованию с министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Исковые требования в указанной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно статьи 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Как установлено судом, и следует из представленных ответчиком документов, ООО «Агрохимуниверсал» до направления искового заявления обратилось в Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Центр Лабораторного Анализа и Технических Измерений по Южному Федеральному Округу” для разработки плана мероприятий снижения выбросов при НПУ.
Согласно заключенному договору ***** брп-22/НПУ от <дата> между ООО «Агрохимуниверсал» и ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», исполнитель обязуется оказать услуги в срок до <дата>.
ООО «Агрохимуниверсал» передало всю необходимую документацию для исполнения договора, что свидетельствует о том, что общество предприняло все необходимые действия для выполнения требований.
В соответствии с п. 6 Приказа разработка мероприятий при НМУ проводится на основании: данных документации по инвентаризации стационарных источников и выбросов; результатов расчета технологических нормативов в части выбросов, нормативов допустимых выбросов, временно согласованных выбросов; результатов расчетов рассеивания выбросов, выполненных в соответствии с Методами расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденных приказом Минприроды России <дата> N 273; сведений о результатах государственного мониторинга атмосферного воздуха и санитарно-гигиенического мониторинга; сведений о превышении предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ на границе санитарно-защитной зоны ОНВ по результатам осуществления федерального и регионального государственного экологического надзора.
Таким образом, мероприятия при НПУ являются сложным техническим процессом, который требует детального исследования всех факторов риска и разработки оптимальных мероприятий по их снижению.
При разработке плана мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НПУ экспертные организации должны учитывать характер деятельности, осуществляемой юридическим лицом, объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, а также местоположение, что в свою очередь влияет на сроки изготовления вышеуказанного плана.
ООО «Агрохимуниверсал» является объектом II категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, что также влияет на сроки составления и содержание программы мероприятий.
Согласно п. 19 Приказа Мероприятия при НМУ разрабатываются хозяйствующим субъектом и направляются на согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Рекомендуемый срок рассмотрения указанными органами мероприятий при НМУ не должен превышать 60 дней с даты их поступления в соответствующий орган.
Таким образом, ООО «Агрохимуниверсал» добровольно предприняло все необходимые меры для выполнения требований Федерального закона от <дата> N 96-ФЗ (ред. от <дата>) "Об охране атмосферного воздуха", однако уложиться в месячный срок не представляется возможным из-за заявленных сроков со стороны третьего лица, которое выполняет разработку плана мероприятий снижения выбросов при НПУ.
Следовательно, испрашиваемый прокурорам месячный срок является недостаточным для исполнения необходимых требований. Исходя из требований разумности, суд приходит к выводу о том, что срок до <дата> для устранения ответчиком нарушений будет достаточным.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ <░░░░>, ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> ***** «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░> ***** "░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ II ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ *****-░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░ "░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ 8.1, 8.2 ░ 8.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░> *****-░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ II ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ *****-░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27 ░░░░ 2022 ░░░░.