Дело 2-14/2024
Уникальный идентификатор дела
22RS0057-01-2023-000370-89 решение Именем Российской Федерации21 февраля 2024 года с. Угловское
Угловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи О.А. Закоптеловой,
при секретаре И.В. Тумашовой,
с участием процессуального истца пом. прокурора Угловского района
Алтайского края В.Е. Сумароковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Угловского района Алтайского края к МКОУ «Павловская СОШ», Администрации Угловского района Алтайского края о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Угловского района Алтайского края обратился в суд с иском к МКОУ «Павловская СОШ», Администрации Угловского района Алтайского края о понуждении провести обследование технического состояния зданий МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>Б и Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о несовершеннолетних образовательного учреждения на территории Угловского района МКОУ «Павловская СОШ» и её Мирненского филиала. В ходе проверки было установлено, что здания школ введены в эксплуатацию в 90-х гг. В нарушение требований ГОСТ 31937-2011, с момента постройки вышеуказанного здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось. Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц-несовершеннолетних обучающихся в МКОУ «Павловская СОШ» и его филиале нарушают их права на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, прокурор просит возложить на муниципальное казенное образовательное учреждение МКОУ «Павловская СОШ», обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния здания МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>Б, и здания Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ» по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации. Возложить на администрацию Угловского района Алтайского края обязанность выделить денежные средства на проведение обследования технического состояния здания МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>Б, и здания Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Угловского района Сумарокова В.Е. настаивала на заявленных требованиях по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков МКОУ «Павловская СОШ»,Муниципального образования Угловский район Алтайского края в лице Администрации Угловского района Алтайского края в судебном заседании участия не принимали, извещены надлежащим образом.
На основании ч. 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителей ответчиков.
Выслушав пояснения процессуального истца, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении иска на основании следующего.
В силу положений Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 названного выше федерального закона).
Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (пункт 8 части 1 статьи 41 ФЗ от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ).
Согласно ч.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией (пункт 7 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (пункт 9 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В пункте 1 ст. 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии со ст. 36 вышеуказанного Закона, безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ГОСТ 3 1937-2011 «Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», обследование технического состояния здания (сооружения) это комплекс мероприятий по определению и оценке фактических значений контролируемых параметров, характеризующих работоспособность объекта обследования и определяющих возможность его дальнейшей эксплуатации, реконструкции или необходимость восстановления, усиления, ремонта, и включающий в себя обследование грунтов основания и строительных конструкций на предмет выявления изменения свойств грунтов, деформационных повреждений, дефектов несущих конструкций и определения их фактической несущей способности (п.3.4).
Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (п. 4.1). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят в соответствии с предварительно разработанными программами (п.4.2).
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (п.4.3).
Результаты обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений в виде соответствующих заключений должны содержать достаточные данные для принятия обоснованного решения по реализации целей проведения обследования или мониторинга (п.4.5.)
Заключения по итогам проведенного обследования технического состояния зданий и сооружений или этапа их мониторинга подписывают непосредственно исполнители работ, руководители их подразделений и утверждают руководители организаций, проводивших обследование или этап мониторинга (п.4.9).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Павловская СОШ» в качестве основной цели своей деятельности осуществляет образовательную деятельность по реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (п. 2.1 Устава).
Согласно п.1.6, п 1.7 Устава МКОУ «Павловская СОШ» школа имеет Мирненский филиал МКОУ «Павловкая СОШ», расположенный по адресу: <адрес>.
Учредителем и собственником имущества названного образовательного учреждения является Муниципальное образование Угловский район Алтайского края (п. 1.3 Устава учреждения).
Образовательная деятельность в МКОУ «Павловская СОШ» осуществляется в корпусе по адресу: <адрес>Б, и в здании Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ» по адресу: <адрес>. Здания используются на праве оперативного управления.
Пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В ходе проверки осуществленной прокуратурой Угловского района по исполнению соблюдений требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, было выявлено, что в отношении вышеуказанных зданий, находящихся в оперативном управлении Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская СОШ», в нарушение требований законодательства, с момента строительства зданий образовательной организации и введения их в эксплуатацию, обследование технического состояния зданий в установленные сроки и порядке с привлечением специализированной организации, не проводилось.
Прокурором Угловского района в адрес председателя комитета администрации Угловского района по образованию и делам молодежи по данному факту внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием об устранении нарушений законодательства.
Из сообщения председателя комитета администрации Угловского района по образованию и делам молодежи на представление прокурора следует, что выявленные нарушения нашли свое подтверждение, обследование технического состояния зданий, указанных в представлении, не проведено ввиду отсутствия финансовых средств в бюджете на 2023 год. Планируется заложить в муниципальный бюджет на 2024 год на эти цели 1460000 рублей.
В судебном заседании доказательств отсутствия необходимости в проведении обследования и мониторинга технического состояния зданий, ответчиками не представлено. До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Выявленные прокурором нарушения создают угрозу безопасности для жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
В силу ч.2 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно абз.1 ч.1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. В соответствии с абз.6 указанной нормы предоставление предусмотренных настоящим пунктом субсидий, за исключением субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидии, заключаемыми между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и бюджетными или автономными учреждениями.
Согласно ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации ответственность по искам к муниципальному образованию несет главный распорядитель средств местного бюджета.
Согласно п. 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
К вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья (ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ч.1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Как следует из п. 1.3 Устава Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Павловская СОШ» учредителем учреждения и собственником его имущества является Муниципальное образование Угловский район Алтайского края, от имени которого функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Угловского района.
Пункт 4.6 Устава школы предусматривает, что финансовое обеспечение школы осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Угловский район Алтайского края и на основании бюджетной сметы.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что на момент рассмотрения дела ответчиками не выполнена обязанность по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о необходимости возложения на образовательное учреждение обязанности провести обследование технического состояния здания МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>Б, и здания Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ» по адресу: <адрес>, с привлечением специализированной организации.
Администрация Угловского района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена Уставом Муниципального образования Угловский район полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.
Главным распорядителем денежных средств в отношении образовательных учреждений является Администрация Угловского района, поэтому требование прокурора о возложении на Администрацию Угловского района Алтайского края обязанности выделить денежные средства на проведение обследования технического состояния здания МКОУ «Павловская СОШ», расположенного по адресу: <адрес>Б, и здания Мирненского филиала МКОУ «Павловская СОШ» по адресу: <адрес>, является обоснованным и подлежит удовлетворению.
По смыслу статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе установить срок исполнения решения суда.
Согласно справке, выданной Администрацией Угловского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ № бюджет Муниципального образования <адрес> в 2024 году является дефицитным.
Поскольку обязанность по совершению комплекса, направленных на исполнение решения суда, требует временных и финансовых затрат, применительно к правилам статьи 204 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и в соответствии с нормами пункт 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок исполнения решения суда должен быть разумным. С учетом объема работ и возможности обеспечения их финансирования, а также принимая во внимание особый статус образовательного учреждения приемлемым для исполнения решения суда является срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений п.19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации основания для взыскания судебных расходов в виде государственной пошлины суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 22 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░